Вступление. Общая характеристика экспозиционного сектора «Усадьба пряжинского карела». Общие сведения о карелах Vkontakte@kizhi

За далью веков скрыты истоки карельской культуры. В прошлом остались многие явления традиционной жизни карелов. Но наперекор сложной исторической судьбе, несмотря на тесное общение с соседями – русскими и финнами, этот небольшой по численности народ сохранил до наших дней свою национальную самобытность, свой язык, обряды и обычаи. Мировую известность получил фольклор карелов.

Экспозиционный сектор музея «Усадьба пряжинского карела» (другие его названия «Карельский сектор», сектор «Пряжинские карелы») – это реконструированная крестьянская усадьба конца XIX – начала XX века. В ее составе: дом крестьянина Яковлева, три амбара, рига, макет бани. В панораму усадьбы входят поклонный крест и памятный знак о записи былин в июле 1871 г. На территории сектора расположены также две выставки: «Два эпоса – две культуры» (в доме Яковлева) и «Археология Кижей» (в риге), экспозиция под открытым небом «Аптекарский огород».

Архитектурно-этнографическая экспозиция сектора представляет культуру этнолингвистической группы карелов-ливвиков. Все памятники перевезены из деревень современного Пряжинского района Республики Карелия.

Усадьба карельского крестьянина по праву считается одним из самых красивых уголков музея «Кижи». Открывающийся с берега озера у дома Яковлева вид на Кижский архитектурный ансамбль является одной из самых изумительных панорам памятников Погоста.

Карелы – коренное население северо-запада России. «Карьяла», «карьялайнен» - так они себя называют сами. По данным переписи населения 2010 г. в Российской Федерации насчитывалось свыше 60 тысяч карелов. [1] Более 45 тысяч человек, или 75 % всех карелов страны, проживали на территории Карелии. [2] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Язык карелов относится к прибалтийско-финской группе языков уральской языковой семьи. Наиболее близки к нему языки вепсов, финнов, эстонцев. Языковая общность сама по себе свидетельствует об единых в далеком прошлом генетических корнях этих народов. В их культуре, особенно в ее ранних пластах, обнаруживается много аналогичных явлений и элементов.

Лингвисты выделяют в карельском языке три диалекта: собственно-карельский, ливвиковский и людиковский. На собственно-карельском диалекте говорят в Северной и Средней Карелии, на ливвиковском и людиковском - в Южной Карелии. Формирование диалектов отражает сложные процессы становления и развития карельского народа, межэтнические контакты, многочисленные разновременные миграции карельского населения. Общепризнанно, что ливвиковский и людиковский диалекты сложились в результате взаимодействия древневепсских и древнекарельских этнических групп, особенно ощутимо влияние вепсской речи в людиковском диалекте. Карел, говорящий на ливвиковском диалекте, наряду с общим самоназванием «карьялайнен» называет себя и просто «ливвик», т. е. свою этническую принадлежность он тесно связывает с диалектом, на котором говорит. Это характерно для карелов Олонецкого и значительной части Пряжинского районов Карелии, а также карелов Ленинградской области (кондушские карелы).

Особенностью исторического развития карелов являются тесные политические, экономические и культурные связи c русскими. Очень рано карелы были вовлечены в круг влияния славяно-русской культуры. Войдя сначала в состав Новгородского, а затем Русского государства, на протяжении столетий они, так или иначе, оказывались вовлеченными в ход политических событий и экономическую жизнь России. Чаще всего взаимоотношения между двумя народами были добрососедскими и дружественными.

Древнейшим упоминанием карелов в русских письменных памятниках является найденная при раскопках в Новгороде берестяная грамота, датируемая XI в. Грамота сообщает о начале военных действий литвы против корелы. В русских летописях (в новгородских) карелы впервые упоминаются в XII в. (в 1143 г.). Речь идет о неудачном военном походе корелы на финское племя емь. [3] В последствие это название «корела» и написание через «о» утвердилось в науке как название древнекарельского народа. Точно так же как в названии карельских земель, а позже уездов официальными были наименования Корельская земля, Корельский уезд.

// Текст экскурсии по экспозиционному сектору «Усадьба пряжинского карела»
Составитель Н.М.Мельникова, ведущий специалист по просветительской работе
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2021.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф