Православная культура Карелии
Основу коллекции древнерусской живописи составляют иконы из храмов Кижского погоста, а также церквей и часовен Обонежья. Музей хранит и значительное количество «домашних» икон, украшавших красные углы и даже стены в крестьянских избах и горницах. В основном иконы датируются 16–18 веками и представляют особую ветвь русского иконописания — северные письма. Сдержанная и, на первый взгляд, наивная манера северного письма подкупает своей искренностью и мудростью.
Особая ценность коллекции — в полноте иконостасных комплексов. В северных храмах смысловым продолжением иконостаса была роспись на потолке, который назывался «небо». Музей хранит одну из лучших в России коллекцию «небес», происходящих из церквей и часовен окрестностей острова Кижи, Заонежья и Пудожья.
Для облика церкви важное значение имел и способ крепления икон в иконостасе. Иконы могли размещаться на тяблах, украшенных расписным орнаментом, или вставлялись в сложные рамные конструкции, покрытые прихотливой золочёной резьбой. Постепенно накапливаясь, иконы выходили за пределы иконостаса и укреплялись на стенах храма в особых рамах — киотах. Подобные киоты можно было встретить во многих крестьянских жилищах. В состав коллекции музея входят детали старинных тябловых или рамных резных иконостасов и разнообразные киоты профессиональной или крестьянской работы.
В северном храме можно было встретить миниатюрные меднолитые иконы, складни, кресты. Изделия северных мастеров-литейщиков были широко известны в России и с течением времени, с течением времени их объединили общим названием «поморское литье». Однако наиболее известный центр их производства — Выговское старообрядческое общежительство. В литых миниатюрах мы видим своеобразную трактовку канонических сюжетов, композиционную продуманность, стилевое единство графики и орнаментики.
Особое место в храме занимали богослужебные книги. Иногда они составляли целые библиотеки. Рядом с ними хранилась и другая православная литература. В русском Заонежье книжная культура сложилась под влиянием традиционного представления о полезности религиозного чтения. Немаловажное влияние оказала и близость крупнейших монастырей Севера, в том числе Выгорецкого старообрядческого общежительства, где книги не только переписывались, но и сочинялись. Книги можно было встретить, не только в храмах, но и в крестьянских избах, где они занимали почётное место рядом с иконами. Переписывание книг считалось одним из самых полезных для души и почитаемых занятий. В фондах музея хранятся рукописные и старопечатные книги 17–18 веков, содержащие богослужебные тексты, списки богословской литературы и оригинальные сочинения «поморских старцев».