Чертежи и архитектурная графика Б.В. Гнедовского в собрании музея-заповедника «Кижи»
Представленный каталог продолжает серию публикаций о музейном собрании архитектурной графики, включающем работы выдающихся российских реставраторов, посвятивших свою жизнь изучению и сохранению народной архитектуры Русского Севера. В их числе — Борис Васильевич Гнедовский, начавший свою деятельность в Карелии летом 1947 года, когда совместно с Львом Михайловичем Лисенко они выполнили архитектурно-археологические обмеры Преображенской и Покровской церквей на острове Кижи. В начале 1950-х гг. Б.В.Гнедовским были обследованы и разработаны проекты реставрации древнейших храмов — церкви Флора и Лавра в Мегреге и Богоявленской церкви в Чёлмужах.
Изучение и атрибуцию чертежей Б.В.Гнедовского в музейной коллекции графических материалов значительно затрудняло отсутствие на листах не только подписи автора, но и названия объектов, им зафиксированных. В большинстве случаев идентификация работ архитектора осуществлялась по совокупности индивидуальных признаков, одним из которых является техника исполнения графических работ. В отличие от А. В. Ополовникова, выполнявшего чертежи преимущественно чёрной тушью с отмывкой, Б. В. Гнедовский чаще использовал в своих работах акварельные краски. Нельзя не согласиться с наблюдением, сделанным Э. Д. Добровольской, коллегой Б. В. Гнедовского, которая так характеризует его графические работы: «Автора интересует не только архитектура сооружений, но и, казалось бы, самые незначительные детали: кованый гвоздь с фигурной шляпкой, оконные и дверные задвижки старинной работы, петли, кронштейны для подвески лампад, фрагмент росписи тябла иконостаса… С особой тщательностью фиксирует он конструктивные детали традиционных крестьянских кровель: охлупни и стамики, потоки и курицы, причелины и полотенца. Его интересует устройство печи в жилом доме, ёмкостей для зерна в амбаре и т. д., словом, вся специфика народного строительства»1. Добавим, что характерной особенностью его работ является также присутствие на чертежах художественного контекста: деталей пейзажа, интерьеров построек, фигур мужчин и женщин в народных костюмах, оживляющих произведения архитектурной графики.
Работа по выявлению и идентификации чертежей Б.В.Гнедовского в музейном собрании сопровождалась привлечением документов из научного архива музея. Они использовались не только для получения нужной информации и образцов его почерка, но порой раскрывали особенности личности архитектора, их составлявших. Цитата из пояснительной записки Б.В.Гнедовского к материалам обследования амбара из деревни Коккойла демонстрирует, насколько эмоционально воспринимал архитектор творения народных зодчих: «Из представленных материалов можно судить, какие неисследованные богатства народного зодчества хранятся в недрах карельских районов республики! Обследуемый объект с первого взгляда поражает обилием резных деталей высокого вкуса. Необычно встретить такой поток, столь вычурно и затейливо изрезанный. Необычайно сложна и затейлива резьба охлупня (шелома), венчающего коньковый брус. В старом вкусе вырезано полотенце консоли балкона, резные столбики оригинального рисунка. Подобный тип амбара на два этажа не зафиксирован нигде. Это, несомненно, лучшее сооружение такого типа. По обилию архитектурных деталей высокого чисто национального карельского вкуса этот амбар явление необычное. Простое наблюдение за этим объектом поражает необычным ощущением сказочности, поражает любовью, с которой создана эта чисто утилитарная постройка скромным народом-тружеником».
В экспозиции музея-заповедника Кижи (сектор «Пряжинские карелы») находятся три объекта гражданской архитектуры — дом Яковлева из деревни Клещейла, амбары из Коккойлы и Нинисельги, выявленные и обследованные Б.В.Гнедовским и М.Г.Старченко в 1949 году. Два чертежа дома Яковлева, принятые в фонды музея как анонимные, имеют отношение к материалам этой экспедиции. На одном из листов изображены в уже знакомой манере детали дома, на втором листе зафиксирован чертёж его плана в сопровождении надписи, сделанной почерком Б. В. Гнедовского. После перевозки в музей в 1966 году дом Яковлева был отреставрирован под наблюдением техника-архитектора В. А. Крохина, амбар из Коккойлы — в 1971 году по проекту А.В.Ополовникова, амбар из Нинисельги перевезён на остров Кижи в 2011 году.
В составе собрания архитектурной графики, переданного в музей «Кижи» из карельского Управления по делам строительства и архитектуры, нами выделены чертежи, рисунки и акварели с изображениями традиционных построек карельских деревень Пряжинского и бывшего Ведлозерского районов, которые также могли относиться к материалам экспедиции 1949 года. Это часовни в деревнях Коккойла, Габболово и Маньга, амбары в Клещейле, Коккойле и Каскеснаволоке, дом и амбар в деревне Анани, дома в Гонганалице, Пряже и других населённых пунктах. Графические материалы объединяет индивидуальная манера автора, техника исполнения и оформления работ: планы всех построек выполнены простым карандашом с использованием отмывки акварелью тёмных оттенков, а чертежи деталей — простым или коричневым карандашом. В фондах музея имеется карта-схема с фиксацией маршрута, на которой изображён путь следования экспедиции по направлению с юга (Пряжа) на север (крайняя точка — деревня Клещейла), включая ранее перечисленные населённые пункты. Предполагаем, что эта карта может иметь отношение к архитектурно-исследовательской деятельности Б. В. Гнедовского в Карелии. В качестве аргумента в пользу единства происхождения этих материалов могут быть рассмотрены также учётные обозначения Управления по делам архитектуры Карело-Финской ССР, обозначенные на листах. Они указывают на то, что на баланс Управления коллекция графической фиксации памятников поступила единовременно и является результатом деятельности экспедиции по выявлению и обследованию объектов деревянного зодчества. С помощью сопоставления инвентарных номеров организации-фондодержателя удалось не только восстановить целостность коллекций графической фиксации того или иного объекта, но и определиться с авторством чертежей.
Всего в коллекции архитектурной графики музея-заповедника «Кижи» выявлено около 300 графических работ Б.В.Гнедовского, в числе которых выделены его авторские чертежи и работы, выполненные им совместно с другими специалистами. Мы надеемся, что результаты научно-фондовой работы специалистов музея позволят дополнить и проиллюстрировать творческую биографию архитектора и его деятельность по исследованию деревянного зодчества Карелии.
[1] Памятники народного деревянного зодчества в творчестве Бориса Гнедовского. 40 лет в реставрации. 1947–1988 / Автор-сост. Э. Д. Добровольская. Москва, 2000. С. 12.