Жители Заонежья на фотографиях второй половины XIX – первой половины XX вв. (до 1940 г.)
На территории Заонежья (полуостров и несколько островов рядом с ним в Онежском озере) в конце XIX — начале XX века проживала «локальная» группа русского населения. Сами себя они называли «заонежана», выделялись среди прочих групп русских Карелии целым рядом культурных и иных особенностей[1]. Фонды музея «КИЖИ» хранят различные типы этнографических и исторических источников, способствующих всестороннему изучению традиционного уклада жизни и крестьянской культуры Заонежья. Среди этого типового многообразия выделяется коллекция фотодокументов, формирование которой началось в 1968 г., как источника сохраняющего достоверную зрительную информацию.
В фонде оригинальных фотографий второй половины ХIХ — первой половины XX вв. доминирует портретный жанр. Наиболее полно отразить состав коллекции старых фотографий, на которых запечатлены жители Заонежья — цель данной работы.
Настоящий каталог объединяет 218 фотографий, входящих в основу собрания и представляющих документальную и художественную ценность.
На фотографиях жители населенных пунктов, исторически сложившихся центров Заонежья: о. Кижи и его окрестности, Сенная Губа, Великая Губа, Шуньга, Типиницы и прилегающие к ним гнезда деревень.
Значительная часть фотодокументов поступила из архивов семей коренных заонежан. В коллекцию фотографий, принадлежавших семье Корниловых из деревни Кургеницы вошли два фотоснимка[2], сделанные в последней четверти ХIХ в., с изображениями Андрея Ивановича Корнилова и Михаила Дегтярева и его жены. По времени создания они являются самыми ранними фотографиями каталога.
В каталог вошли фотографии, которые знакомят нас с членами и других семей из Заонежья, в том числе известных в этом районе крестьянских фамилий: Анисимовы, Бровины, Воронины, Грешниковы, Егоровы, Ермолины, Коноваловы, Лобанцовы, Лопаткины, Ошевневы, Рогачевы, Трегубовы, Щепины и другие. В фонде фотоматериалов хранится фотоальбом конца XIХ — начала XX вв. [3], принадлежавший семье Сергиных из д.Мунозеро. 21 фотография из него включены в каталог. Также в каталоге представлен снимок[4] из архива семьи кижского священника А.М.Русанова и коллекция фотографий[5], принадлежавшая учителю из Великой Губы В.В.Ржановскому, сыну священника В.С.Ржановского из Сенной Губы.
О Заонежье, как о крае, населенном талантливыми людьми, помнят благодаря богатству фольклорных традиций его жителей. В особую группу можно выделить фотографии народных исполнителей былин и причитаний Заонежья. В конце 1980-х — начале 1990-х гг. в фонд музея поступили снимки, запечатлевшие исполнителей былин из знаменитой династии сказителей Рябининых[6]: Иван Трофимович Рябинин, Кирик Гаврилович Рябинин, Михаил Кирикович Рябинин — сын, внук и правнук Трофима Григорьевича Рябинина (1801–1885 гг.) [7] известного сказителя Заонежья середины XIX в., а также сказитель Иван Герасимович Рябинин — Андреев приемный сын — И.Т.Рябинина.
В двадцатые годы в Заонежье плодотворно работала экспедиция Московской государственной академии художественных наук «По следам Рыбникова и Гильфердинга», организованная известными фольклористами Ю.М. и Б.М. Соколовыми. Ее итогом явились записи сотен произведений народного творчества. Представляют интерес две уникальные фотографии с дарственными надписями профессора Юрия Соколова, выполненные летом 1926 г. фотографом экспедиции сказительницы былин Федосьи Ивановны Ольхиной с мужем Иваном Ивановичем в д. Глебово[8] и семьи Рябининых в д.Середка[9].
Коллекцию по этой тематике дополняют фотографии народной сказительницы Пелагеи Никифоровны Коренной[10] из с.Космозеро[11] и известной исполнительницы песен Марии Яковлевны Кирьяновой[12] из д.Ламбасручей[13].
Место съемки большинства фотографий конца XIX — начала XX вв. — г.Санкт–Петербург. «Контакты и связи Заонежья с Петербургом в конце XIX — начале XX века были весьма разнообразными. Осуществлялись они на уровне отходничества крестьян (как мужчин, так и женщин) из Заонежья в Петербург, перехода заонежских крестьян в санкт–петербургское ремесленное или купеческое сословие и получения ими постоянного вида на жительство в столице, приобретение ими в собственность недвижимости (домов, частных торговых заведений или заведений сферы обслуживания), приобщения их к городскому образу жизни и т.д. «[14]. Среди фотографий каталога фотопортреты заонежан, проживавших и работавших в г.Санкт–Петербурге: Василия Григорьевича Мухина („был отправлен в Санкт — Петербург в 12 лет и работал в лавке у купца родом из с. В. Губа“[15]), Якова Петровича Щепина („служил в г.Санкт–Петербурге старшим дворником“[16]), Мирона Ивановича Кузнецова („в возрасте 12-ти лет уехал в г.Санкт–Петербург и поступил учиться на фабрику музыкальных инструментов“[17]), Ивана Михайловича Лопаткина („в мальчиках был увезен в Санкт–Петербург, обучен сапожному делу“[18]), Ивана Ильича Панова („в возрасте 11–12 лет уехал в Санкт–Петербург „в мальчики“, учился ремеслу на Путиловском заводе“[19]), Сергиных Дмитрия и Сергея („занимались торговлей в Петербурге: Сергей Лазаревич имел посудный магазин, Дмитрий Лазаревич — кожевенный“[20]). Эта тема нашла отражение в фотографии 1908 г., запечатлевшей работников петербургской Казанской лавки фотографом А.Герасимовым[21]. Снимок выполнен в помещении лавки. За прилавком четыре человека в передниках: двое мальчиков, подросток и мужчина. На первом плане — весы, гири. В верхней части кадра — ценники на сыры, яйца. На обороте паспарту надпись с указанием автора фотографии, даты и места съемки, перечислены имена изображенных. По словам сдатчицы, Валентины Петровны Розенфельд, на снимке среди работников лавки крайний слева ее отец Петр Федорович Анисимов, родом из д. Батова, (Шуньга), который вместе с родителями жил в г.Санкт–Петербурге. Его отец Федор Федорович имел ювелирный магазин и магазин сукна, сын работал в „мальчиках“[22].
На фотографиях зафиксированы не только типажи заонежан, но и окружающая их материальная среда (предметы повседневного быта, орудия труда, интерьер и архитектура жилищ, крестьянский и городской костюм и т.д.).
В 1984 г. фонды музея пополнились предметами, поступившими от Шишловой (в девичестве Трегубовой) Валентины Федоровны. Среди предметов этой коллекции фотография сестер Трегубовых Анастасии Ивановны (мать сдатчицы) и Анны Ивановны из д.Петры (Сенная Губа) в традиционных для Заонежья крестьянских костюмах[23]. На Анастасии (слева) шелковый сарафан и парчовая душегрея, шитая шелком; на Анне парчовый сарафан и парчовая душегрея. На обеих женщинах жемчужные сети — поднизи (головной убор) и бисерные серьги — «бабочки», которые также поступили в фонды музея.
Большинство фотографий постановочные, выполненные в городских фотосалонах или непосредственно в деревнях и селах Заонежья заезжими фотографами. Представлены как индивидуальные, так и групповые портреты. Тип изображения: погрудный, поколенный, в полный рост.
На паспарту 34 фотографий, выполненных в г.Санкт–Петербурге, фирменные надписи с указанием фамилии фотографа и адреса фотоателье. Несколько снимков знакомят с мастерством павильонной портретной съемки известных с конца ХIХ в. петербургских фотографов: Александра Адольфовича Оцупа, Марка Пейсаховича Кадысона, Бориса Ефремовича Флакса, Семена Онуфриевича Гедимина, Николая Ивановича Ануфриева, Василия Кузьмича Лифантьева, Родиона Ксенофонтовича Соболева.
Одним из первых фотографов — профессионалов Карелии был Карл Август Иогансон, шведский подданный, приехавший в г. Петрозаводск в 1894 году[24]. Фотоателье К.Иогансона находилось в собственном доме на улице Садовой (совр. ул.Кирова). В коллекцию фотоматериалов музея входят около сотни фотопортретов людей разных сословий и возрастов, выполненных К.Иогансоном, 13 из них включены в каталог. Три фотографии, вошедшие в каталог, отсняты фотографом Михаилом Янкелевичем Роскиным, мещанином Санкт–Петербургской губернии, Царско–сельского уезда, проживавшим в г.Петрозаводске с 1899 г. [25]. Фотоателье М.Я.Роскина находилось на ул.Соборной (совр. пр. К.Маркса) г.Петрозаводска.
Авторами нескольких снимков каталога являются фотографы — любители: Савельев, Семин (Семенов) П.Д., Барышев Н.И., Герасимов А., Ржановский В.В., Степанов И.
Многие фотографии интересны еще и как письменные источники. Жители Заонежья были связаны родственными узами со многими деревнями своего района, и надписи на фотографиях, нанесенные рукой их владельца, являются одним из источников по изучению истории крестьянских родов, а также позволяют более полно и точно выполнить атрибуцию снимка, а именно: определить кто изображен, когда, где, установить некоторые биографические сведения и т.д.
Все фотографии каталога прошли научную обработку. Научные описания были составлены сотрудниками музея Калашниковой Р.Б., Лапиной В.И., Бернинен Е.И., Яскеляйнен Е.И., Шиловым Н.И., Трифоновой Л.В., Гвоздевой Ж.В., Павловой Н.Г., Тарасовой Т.Г.
Сведения о фотографиях расположены по порядку номеров поступлений. Такая структура расположения материала позволит вносить данные о вновь поступивших предметах. О каждой фотографии даются следующие сведения — порядковый №, автор, название, год съемки, место съемки, материал, размер, надписи (если они есть), источник и дата поступления в музей, № по Книге поступлений (КП) основного фонда музея «Кижи».
Размеры приводятся в сантиметрах (первая цифра указывает на размер по вертикали), первые цифры относятся к размеру фотоотпечатка, последующие к размеру паспарту (если они есть) и изображения на фотоотпечатке. Надписи (в том числе фирменные, выполненные типографским способом) на отпечатках и паспарту приведены полностью, т.к. они, чаще всего, являются основанием для тех или иных датировок фотографий.
Для удобства пользования каталогом в справочном аппарате представлены три указателя. Указатель имен, изображенных на фотографиях, в который вошли в алфавитном порядке фамилия, имя и отчество (если они известны) с указанием номера фотографии по КП и порядкового номера по каталогу. В географическом указателе даны названия населенных пунктов Заонежья, имеющих отношение к изображенным на фотографиях людям (родились или проживали) с указанием номера фотографии по КП и номера по каталогу. Указатель фотосалонов, где были сделаны снимки с указанием их номера по КП и номера по каталогу. В указателе приводятся фамилии фотографов и адреса фотосалонов.
Основные источники комплектования коллекции фотодокументов — это поступления от частных лиц (см. каталожное описание) и собирательская деятельность сотрудников музея. Особенно хочется отметить работу по комплектованию этого раздела Л.В.Трифоновой, С.В.Воробьевой, О.А.Набоковой, Е.И.Яскеляйнен, Е.М.Наумовой, Ж.В.Гвоздевой, И.И.Набоковой, О.А.Скобелева — сотрудников музея.
Большой вклад в формирование и дальнейшее пополнение рассматриваемой коллекции внесла Калашникова Регина Борисовна, сотрудник научно — экспозиционного отдела в 1987–2001 гг., начальник отдела фольклористики в 2001–2005 гг. Регина Борисовна была участницей и руководителем около пятидесяти фольклорных экспедиций в районах Карелии. В каталог вошли 167 фотографий, собранных Региной Борисовной в ходе архивной и экспедиционной работы.
Представленная в каталоге коллекция фотографий является неотъемлемой частью фотографического наследия Заонежья второй половины XIX — первой половины XX вв.