Домовая резьба пряжинских карелов
Одним из наиболее ярких проявлений художественного мышления пряжинских карелов является декоративное убранство крестьянских домов и хозяйственных построек.
Для Пряжинского района наиболее традиционным был дом–комплекс типа «брус», в котором жилые и хозяйственные помещения расположены друг за другом. Жилье могло быть как четырехстенным, так и пятистенным с ассиметричным перерубом, отделяющим избу от горницы. Число окон на основном фасаде дома всегда нечетное – от трех до пяти. Зачастую окно горницы сдвоено. Характерной особенностью архитектуры карельского дома является единый сруб, объединяющий два этажа хозяйственной части – сарай и двор.
Окно чердака всегда обрамлял балкон. В деревнях пряжинских карел встречались как простые балконы, так и с трехарочным завершением.
Именно этим балконам принадлежит ведущее место в декоративном убранстве дома. В резьбе балконных столбиков преобладает чередование двух элементов – четырехгранных дынек и параллелепипедов с городковой порезкой по ребрам. Городок, т.е. резьба в виде ступенек, завершает и края причелин – досок, прикрывающих торцы кровли. Особенностью декора верхней части карельского дома является обилие элементов с мотивом солнечной розетки, который постоянно повторяется и резьбе ограждений балконов, и в набивных украшениях по краю причелин. Зачастую плоские балясины балконных решеток копируют мотив резьбы столбиков – чередование треугольных и прямоугольных элементов. Соединенные вместе отдельные балясины балкона образуют традиционное для этого региона сплошное ажурное ограждение.
Орнаментальные мотивы и характер их компоновки объединяют традиционную вышивку и архитектурную резьбу пряжинских карел. Низ женских станушек был зачастую украшен полосой вышивки, состоявшей из ромбических и прямоугольных элементов, традиционных и для резьбы большинства балконных ограждений домов.
Домовой резьбе пряжинских карел присуща особая геометрия, которая выражается в преобладании прямых или острых углов, прямых или косых крестов, лишь дополненных сквозными или глухими круглыми отверстиями. Эффект особой декоративности создается за счет насыщенности резьбой всех конструктивных элементов кровельной части дома и балконов.
Обрамление окон пряжинских домов не менее своеобразно. Древний мотив косого креста, особый, острый, изгиб волют наличников, стилизованная елочка между ними – все это черты национальной самобытности пряжинских карел.
Облик северного дома в Олонецкой губернии во второй половине XIX – начале XX вв., в том числе и в районах с карельским населением, был несколько иным, чем мы привыкли видеть. Эти постройки поражали не только своей мощью, но и сочетанием естественного цвета бревенчатых стен с яркой раскраской отдельных резных деталей конструкций. Раскраска подчеркивала объем отдельных частей декора. Для этого цветом выделяли как поле оконных наличников, причелин или полотенец, так и их многочисленные разделительные элементы.
К сожалению, по большей части эта раскраска не сохранилась. В росписи карельских домов чаще всего встречались белый, красно–коричневый, бежевый, голубовато–зеленый, зеленый, фиолетовый, розовый, красный и синий цвета. Раскраска декора карельских построек отличалась преобладанием, так называемых промежуточных цветов – розового, фиолетового, голубого, что роднит ее с самобытностью цветового решения в традиционном ткачестве пряжинских карел.
На выставке домовая резьба и роспись пряжинских карел представлены материалами экспедиций 1952-53 гг. и 1960 г., хранящихся в фондах музея «Кижи». В этих экспедициях принимали участие архитекторы В.П.Орфинский, Р.И.Орфинская, В.П.Розин, Н.И.Комаров, Ю.А.Шаталов, Н.А.Мордвинцева, М.Г.Старченко.