Русский Север в творчестве Ю.С.Ушакова: Каталог выставки (из частной коллекции Ю.В.Линника)
Ощущение родины рождается
из гармонии между природой и строениями.
Ле Корбюзье
Великолепные образцы архитектурного мастерства сохранил наш Север — край лесов и озёр, больших полноводных рек — древних дорог Руси.
Север России — тот естественный заповедник, где, несмотря на большие потери, еще можно найти целые ансамбли деревянного и каменного зодчества, с тонким мастерством вставленные в оправу неповторимой северной природы.
Здесь можно учиться архитектурному такту и градостроительному мастерству, поражаться бесконечному разнообразию форм и чрезвычайной скудности средств (бревно, кирпич и камень) и отдавать должное великому умению древних мастеров неразделимо соединять два основных начала зодчества — конструктивную логику и красоту.
Но древнее зодчество, особенно деревянное, не вечно! Вот почему так дороги для нас графические работы архитектора Ю.С.Ушакова, которые фиксируют многие архитектурные памятники, что стоят еще по берегам северных рек и озёр.
Юрий Ушаков посвятил этой работе последние 35 лет своей жизни, обследовав основную часть районов Беломорья, Обонежья, Каргополья, Белозерья, бассейнов рек Онеги, Сухоны, Северной Двины, Пинеги, Мезени, Вычегды, Выми, Печоры, Пижмы, Верхнего и Среднего Поволжья.
Часть собранного им за эти годы графического материала представлена на выставке «Русский Север в творчестве Ю. С. Ушакова».
Одним из результатов поездок по Северу явился также интерес к языческой культуре и искусству Руси. Мир, окружавший нашего предка, был заполнен сказочно-фантастическими существами, духами и богами. Центральное место в нём занимали обожествленные силы природы. Главным среди них было Солнце — источник тепла, света, жизни. Фантастические представления о природе пронизывают и все народное искусство.
Опираясь на свои впечатления и на имеющуюся литературу, Ю.С.Ушаков пытался заглянуть в это отдаленное от нас время и представить мир славянского язычества в графических эскизах.
Последние годы творческой работы (1985–1995) были посвящены художественно-пространственной реконструкции ряда ансамблей Русского Севера, связанной с устремленным желанием на основании многолетних исследований, обмеров и сохранившейся старинной иконографии, восстановить их первоначальный облик, бесповоротно утраченный временем и перестройками.
Юрий Сергеевич Ушаков родился 18 января 1928 года в г.Бабаево Вологодской области. В 1933 г. семья переехала в Ленинград, здесь в 1935 г. поступил в среднюю школу. Окончив 6 классов, в 1941 г. был эвакуирован из блокадного города в г.Омск. В 1945 г. окончил в Омске среднюю школу и подал заявление о приёме на архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института (ЛИСИ), который успешно окончил в 1950 г. в мастерской выдающегося зодчего А.А.Оля.
С первых дней Юрий Сергеевич проявил себя вдумчивым, работоспособным студентом, успешно осваивающим законы профессии, умело владеющим карандашом и кистью. Все курсовые проекты Ю.С.Ушакова были заметным событием в жизни факультета.
Первый послевоенный курс студентов-архитекторов учился с огоньком, молодым задором, огромной любовью к профессии. Студенты с интересом знакомились с памятниками архитектуры Пскова, Новгорода, Белозерья, пригородов Ленинграда и Москвы.
Душой коллектива, организатором поездок всегда был Юрий Сергеевич, 1948–1950 г. возглавивший студенческое научное общество архитектурного факультета.
Эта тяга к русскому народному зодчеству, стремление понять композиционные законы формирования градостроительных ансамблей стало в дальнейшем главным делом всей его творческой жизни.
С 1950 г. по 1970 г. Ю.С.Ушаков работал во Всесоюзном проектном и научно-исследовательском институте Комплексной энергетической технологии (ВНИИПИЭТ) в творческой мастерской главного архитектора И.Б.Орлова, пройдя путь от молодого специалиста до главного архитектора архитектурно-планировочной мастерской.
Им и при его участии в авторском коллективе выполнен целый ряд проектов и осуществлены постройки в Ленинграде и других городах. Заметным явлением в его творческой жизни было участие в проектировании Научного центра Сибирского отделения Академии Наук СССР. За эту работу ему в 1967 г. в составе авторского коллектива была присуждена Государственная премия России по архитектуре.
В 1956 г. Ю.С.Ушаков был направлен, как опытный художник, для оформления Международной выставки «Мирный атом» в КНР. За эту работу он был награждён медалью «За помощь в строительстве КНР». С аналогичной миссией в том же году он был в Лейпциге.
Работая в проектном институте, Юрий Сергеевич всегда был активным участником многих творческих конкурсов, на которых, как правило, был победителем. За большую работу по благоустройству Приморского района был награждён знаком «За заботу о красоте Ленинграда».
В 1970 г. заканчивается 20-летний период его проектной деятельности и начинается его научно-преподавательская работа в Ленинградском инженерно — строительном институте, которой были посвящены следующие 26 лет жизни:
- В 1970–1972 гг.— Ю.С.Ушаков — доцент кафедры проектирования.
- В 1972–1996 гг.— зав. кафедрой истории и теории архитектуры.
- В 1983 г.— доктор архитектуры.
- В 1987 г.— профессор.
Увлечение архитектурой Русского Севера, начавшееся ещё в студенческие годы, продолжилось в годы проектной деятельности и получило свое основное развитие во время работы в ЛИСИ. В ежегодных экспедициях во время отпусков проводил изучение и обследование памятников деревянного зодчества Русского Севера и древнерусского монументального зодчества.
Его многолетние научные исследования пространственной планировочной и ансамблевой организации жилой среды в народном зодчестве получили широкую известность и признание. Им опубликовано 35 научных трудов, в том числе монография «Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера» и 4 монографии в соавторстве. Материалы исследований вошли в серийный учебник «История русской архитектуры».
Уже 9 лет, как Юрия Сергеевича нет среди нас. Память об этом человеке, высоком профессионале, талантливом художнике, просто прекрасном человеке и добром друге сохраняет выставка его работ, написанных очень искренне, с огромной любовью к тем местам, которым он посвятил жизнь.