Плетение поясов
- Вид занятия:
- ремёсла
- Назначение:
- декоративное; символическое значение, основанное на религиозных представлениях народа
- Традиционно занимались:
- женщины
- Материалы и инструменты:
- льняная нить, шерстяная нить.
Обязательным элементом женского и мужского крестьянского костюма всегда был пояс. В обыденном представлении крестьянина любая опояска была предметом, способным противостоять нечистой силе и болезни, пояс и крест имели одинаковую охранительную функцию.
Основой для изготовления поясов служили льняные и шерстяные нити, и существовало несколько техник изготовления поясов: плетение, ткачество поясов на дощечках, на «ниту», на бёрдышке (рама, состоящая из набора дощечек с отверстиями по середине и небольшим зазором между ними). Плетение из нитей относится к нестаночному древнему способу изготовления поясов, история его относится ещё к первобытному строю. В Олонецкой губернии этим приёмом тканья владели карелы (plet’it’t’ih rihma) и вепсы (nitikaz vo).
Нити пояса (мотогуза) переплетались руками без каких-либо инструментов. Все концы нитей собирались в один пучок, который крепился к опоре. Руки мастерицы натягивали нити основы и одновременно переводили крайние нити к середине пояса, переплетая их с нитями основы. Плелись пояса разными приёмами: полотняным переплетением — нити переплетались через одну нить, саржевым переплетением — нити утка проводились по выбранной схеме плетения, раппорт рисунка мог быть ½, 1/3, 2/2, 2/3, 3/2. Пояса полотняного переплетения шире и тоньше, чем пояса из того же количества и толщины нитей в саржевом переплетении. Переплетённые нити образовывали красивый остроугольный узор в виде направленной в одну сторону стаи птиц. Разные цвета шерстяных нитей получали путём крашения природными пигментами растений и минералов, получая красные, жел¬тые, синие, фиолетовые, коричневые и другие цвета. В конце XIХ века для крашения шерстяных нитей использовали анилиновые красители, которые давали яркий и устойчивый цвет.