Вышивка. Двусторонний шов
- Вид занятия:
- ремёсла
- Назначение:
- декоративное; символическое значение, основанное на религиозных представлениях народа
- Традиционно занимались:
- женщины
- Материалы и инструменты:
- нить, игла, ножницы, пяла, полотно льняное.
Традиционным крестьянским ремеслом всегда была вышивка. Вышивание — одно из основных и любимых женских занятий. Многие вышитые изделия — полотенца, подзоры, станушки — имели ритуальное значение и играли большую роль в свадебной обрядности. Для своего приданого и даров на свадьбу девушки вышивали большое количество изделий. Секреты мастерства и различные технические приемы вышивания девушками познавались через старинные полотенца, вышитые и декорированные их предками, поэтому даже в XIX веке в орнаментах встречались архаичные мотивы, связанные с языческими верованиями крестьян и религиозными представлениями народа.
Владение искусством вышивания передаваясь из поколения в поколение, было средством трудового воспитания, школой мастерства, определявшего престиж девушки в сельской общине.
В крестьянских домах музея «Кижи» мастерицы «ожившей экспозиции» наиболее часто демонстрируют технику двустороннего «досюльного» шва. Этот шов, один из самых древних на территории Олонецкой губернии, распространен был во всех районах северо-запада России. Вышивали красными льняными, а со второй половины XIX века бумажными нитками по белому льняному холсту. Эта вышивка выполняется по счету нитей холста. Изображение получается одинаковым с обеих сторон. Вышивальщица выполняла весь рисунок, начиная с одной точки. Стежки прокладываются по счёту нитей (3–6 по основе, 3–5 по утку) по вертикали, горизонтали или диагонали, заполняя всё пространство холста и оставляя дорожку назад, чтобы прийти в начальную точку вышивки. Тем самым рисунок как бы выполнялся единой связующей нитью, замыкая круг. Искусство вышивания этой техникой шва требовало большой сосредоточенности, внимания, памяти и пространственного воображения.
Орнамент «досюльных» вышивок XIX — начала XX века был очень разнообразным, в состав мотивов входили как древние образы, отображающие разнообразие мира растений и животных, так и стилистически выстроенные изобразительные древесно-растительные, орнито-, зоо- и антропоморфные мотивы.