«Часто спрашивают, не замужем ли я»: работники музея, живущие на острове Кижи, рассказали про туристов, волков и баб @kizhi
В пятницу на острове Кижи отметили Яблочный Спас. И нам в этот солнечный день посчастливилось не только побывать в музее и пробовать варенье из сосновых шишек, но и пообщаться с работниками музея, которые почти круглый год живут на острове. Они рассказали нам о том, как ты чувствуешь себя, когда твой дом — музей, а до большого города можно добраться только по воде.
Вера, мастерица
- «Свободного времени у нас тут нет»
- — Я работаю в музее несколько лет. Живу на соседнем острове. Жить в деревне очень хорошо: свежий воздух, чистая вода, никаких заводов и машин. Зимой тоже люди работают, так как туристы есть. На вертолетах прилетают или на суднах с воздушной подушкой. В этом году русских и иностранных туристов почти одинаково. Американцев много, китайцы тоже часто приезжают, но в этом году их меньше, еще немцы бывают часто.
- Очень мало финнов. В работе самое трудное, когда погода плохая: дождь, ветер, а так все замечательно. Свободного времени у нас тут нет, постоянно есть чем заняться.
Людмила, смотритель
- «Первый раз пришла на Кижи на лыжах в 14 лет»
- — Я начала работать только со 2 августа. Всегда хотела поработать на острове Кижи. Первый раз пришла сюда на лыжах в 14 лет. Потом я работала на турбазе, и мы сюда водили туристов из года в год. Я видела, как начиналась реконструкция Преображенской церкви. Тогда она висела в воздухе, потому что были сняты первые венцы. И теперь я несколько лет наблюдаю, как идет реконструкция средней части церкви.
- Очень хотелось попробовать тут поработать. Поэтому и приехала сюда в отпуск, так как была вакансия смотрителя. Нам предоставляют жилье на острове, потому что работаем с восьми, а заканчиваем иногда только в девять. Но есть люди, которые живут на соседних островах: у них есть возможность вечером ездить домой. Больше всего в работе нравится общаться с людьми. Заметила, что из-за границы пожилые люди часто приезжают, а наши пенсионеры особо не путешествуют. Сейчас все меняется: приятно, что люди начали путешествовать семьями. Раньше мама с одним ребенком отдыхала, а папа с другим сидел дома.
- С тех пор как я бывала здесь первые разы, остров изменился. Все стало очень благоустроено. Еще очень интересно придумали с ожившей экспозицией, я уже видела, как пашут поле, как обрабатывают лен. Немного посмотрела регату и конкурс кузнецов.
Дмитрий, рабочий
- «Зимой волки бегают»
- — Я работаю в отделе недвижимых памятников, мы их реставрируем, в общем, плотник я. Мы занимаемся всякими мелкими объектами, Преображенскую церковь Плотницкий центр ремонтирует. Сегодня на празднике попросили позаниматься каким-нибудь рукоделием, вот и решил ложечки порезать. Люди подходят, смотрят, как все это происходило. Показываю процесс от начала до конца. Ложку такую сделать несложно. У каждого человека две руки, и если они растут из нужного места, то можно сделать. Еще мы лодки делаем, на регате даже одна заняла почетное первое место. Но их используем редко, у нас есть современные катера.
- Я живу на острове целый год. Зимой здесь мороз, снег и ветер, волки бегают. Мы ездим за грибами, еще растим картошку и другие овощи. Все, что нужно, у нас есть. Много туристов приезжают в новогодние праздники.
Настя, пряха
- «Часто спрашивают: „Вы замужем?“
- — Я пряха, целый день сижу в доме, рассказываю и показываю туристам, как раньше пряли. Сейчас очень много русских, еще много французов (они очень обаятельные). Бывает, приезжают известные люди. В прошлом году был Дмитрий Медведев, я его видела и разговаривала с ним. Туристы чаще всего спрашивают: «Где вы живете?», «Это ваш дом?», «Вы по-настоящему прядете?», «Вы замужем?». Жить на острове здорово: здесь хорошие люди и свежий воздух.
Наталья и Евгений, сотрудники отдела изучения и презентации фольклорного наследия
- «Инструменты — это копии музейных экспонатов»
- — Мы сотрудники музея «Кижи», работаем в отделе изучения и презентации фольклорного наследия. На острове много мероприятий проводится с участием нашего коллектива, весь фольклор самый настоящий. Мы поем песни, которые в свое время были записаны нашими фольклористами.
- Раньше мы и сами в экспедиции ездили, но сейчас уже не часто собираемся. Мы всегда стараемся сохранить традиции такими, какие они были, чтобы все инструменты звучали как в оригинале. Инструменты у нас — это копии музейных экспонатов. Мы считаем, что наша основная задача — сохранять традицию. Так как музей представляет культуру разных народов Карелии, мы поем поморские, карельские, северные и заонежские песни. Все традиции мы стараемся сохранять.
Роман, гончар
- «Главное — не впадать в уныние первые 5–6 лет»
- — Я профессиональный гончар. Живу и работаю в Олонце. Мы частые гости на острове Кижи, стараемся приезжать каждый раз, когда приглашают. У меня классическое художественное образование, я окончил художественную школу, а потом училище в Петрозаводске, потом отучился в университете. В университете я столкнулся с керамикой и начал ей увлеченно заниматься. Гончарное дело я уже освоил в Олонце: открыл там мастерскую, сейчас мы постоянно детям преподаем керамику и гончарное дело.
- Я родом из Олонца. Там до сих пор остались люди, которые говорят на карельском, я тоже немного знаю этот язык. Еще у нас есть курсы карельского, туда ходит много молодежи. Я уже больше 10 лет занимаюсь гончарным делом. Хорошие вещи всегда быстро расходятся. Главное — приложить руки и не впасть в уныние первые 5–6 лет, когда тяжело, трудно и многое не получается. Сейчас такая посуда популярна и интересна, находит отклик среди туристов и жителей республики. Это радует, потому что ремесло живет только когда есть реализация.
- В начале я ничего не стал придумывать, а просто пошел в Олонецкий музей: смотрел, фотографировал и вникал, какая тогда была посуда. Потом я копировал, пытался понять суть предмета, для чего они сделаны именно так, потихонечку формы отрабатывались и утончались, что-то добавлял от себя. Но на самом деле ничего нового придумывать не надо: самые популярные вещи — это крынка, горшок для запекания, стакан и кружка.
Евгений, плотник
- «В свободное время я сплю»
- — Я штатный сотрудник. Летом я демонстрирую ремесла, вырезаю традиционную деревянную посуду, еще делаю лемех для куполов и вяжу рыболовные сети. Еще я обслуживаю экспозицию, ухаживаю за экспонатами, ремонтирую и реставрирую их. Зимой я реставрирую предметы быта и делаю их копии. 5 месяцев я живу на острове. Всегда все по-разному: иногда это долго и трудно, но есть плюсы. За грибами и ягодами не хожу, так как у меня работа отнимает 100 процентов времени, поэтому в свободное время я сплю. По другому не получается. Вот сидит мой сосед по дому и работе, и с ним мы видимся только на работе, а дома спим.
- Я закончил колледж культуры в Петрозаводске. Чем занимаюсь, на то и учился. Решил этим заниматься, потому что это потомственное дело.
Дмитрий, плотник
- «Режу баб»
- — Это вам правильно сказали, я единственный на острове, кто режет баб. Я тут уже как старый волк, живу здесь 30, а работаю 20 лет. Дело в том, что мы тут не с неба упали, мы часть ожившей экспозиции, то есть демонстрация ремесел в живую. В других музеях это не очень распространено, а у нас это целая система. Сейчас Кижи собрал целую команду мастеров, которые могут демонстрировать практически любые ремесла, которыми занимались крестьяне. И не только.
- Например, игрушка — это не ремесло, а произведение искусства. Простой мужик из деревни этим не будет заниматься. У меня высшее художественное образование, а еще я член союза художников. Сейчас занимаюсь демонстрацией изготовления игрушек. Все я изучал сам, показываю и рассказываю, как и что делали. Сюда попал, потому что жена здесь работала.
- Это именно северная плотницкая игрушка, так как в Кижах было много плотников, и в свободное время, они делали такие игрушки. Про это все забыли, но потом я раскопал. У меня даже были персональные выставки и есть коллекция. Теперь продолжаю пополнять ее. А эти куклы действительно называются бабами. Это не просто деревянная куколка, а древнее божество земли, которое защищало девочку. Это не простые игрушки, как в средней полосе России. Такие игрушки всегда делались в одном экземпляре.
- Вот лошадка, туристы говорят, что не очень похоже. Но народная игрушка не должна быть похожей на фотографию. Это условное обозначение, которое использовали как оберег. Они связаны с домом. Например, конек на крыше тоже защищает дом. А птичка — это древнее божество воды.
- С утра до ночи сижу и демонстрирую ремесла. Нас с Женей фотографировали на всякие календари, пару раз даже для каких-то японских каталогов. У каждой фигурки есть целая история и она хранится в каком-либо музее. Например, это лошадка из-под Пудожа. Оригинал стоил миллионы, а копии делаются в одном экземпляре и даже в Петербурге нет такой лошадки.