Вести с полей @kizhi
Олег Александрович Скобелев, заведующий сектором экспозиционного освоения традиционного хозяйства, ведёт репортаж с острова Кижи.
Авторская орфография, пунктуация и стилистика сохранены.
Музейная работа иногда и кое-где состоит не только из бумажных аналоговых и цифровых дел. Например, ранней весной, а она у нас нынче ранняя очень давно, требуется внести навоз на хлебные поля. Берётся тачка и поле охватывается равномерным его распределением. И пусть, не смотря на все старания, нам удалось доставить на остров только одну телегу навозу, но и то хорошо, ведь это, как говорил писатель Войнович, «главный витамин»:) [10 мая 2017 г.]
До морозов были перекопаны гряды усадеб Ошевнева и Щепина. Причём, конечно, не обошлось без их удобрения; навоза на них не хватило и мы обошлись компостом местного перепрева. Мы до сих пор надеемся, что придёт пора сева овощей:) [11 мая 2017 г.]
Вчера назём (навоз — по-новгородски) разрознили — разбросали равномерно под грядущую запашку (сразу вспоминается каргопольское «лонские исподки порато розны» — «прошлогодние рукавицы очень дырявые»). На место, дающее бабку [читай 10 снопов, примерно равные пуду (16,38 кг) зерна ржи] по заонежской мерке надо внести хотя бы 2 воза назьму (воз санный 20 пудов), т. е. на нашу полоску, в среднем дающую 15 бабок ржи, надо вносить хотя бы 9,8 тонн навозу. Ну, со скидкой на плодородие кижской земли, пусть 6 тонн. Мы внесли около 3 тонн. Так что есть над чем работать:)
Но это ещё не всё. Параллельно делаются настоящие деревенские козлы для распиловки дров. Даже пара козел, для двух усадеб. Козлы дровяные раньше были низкие и тоже без единаго гвоздя деланые. Ручки у дровяных пил-поперечек делали наклонными вперёд, пилили такими пилами рукой, опущенной вниз, качающим округлым движением. Таковы новости с полей [12 мая 2017 г.]
За истекший период была сварена рама-треугольник для крепления к трактору сцепки их двух борон-»зигзаг». Выражаем огромную благодарность за работу мастеру И. С. Воробьёву.
Благодаря стараниям Е. В. Генкиной на остров был доставлен семенной овёс, 25 кг (уже несколько лет мы не можем сжать свой овёс на яровом поле и запасти семена, поскольку овёс ещё недозревшим — в стадии молочной спелости — на корню съедает армия птиц).
Таким образом подготавливается весенний сев яровых.
Также мы решились достать из земляной ямы семенной картофель и положили его в тепло (себе под рабочий стол), рассыпав по ящикам на проращивание (яровизацию), т. к. по крайней мере до 22 мая ожидаются ночные заморозки:) [17 мая 2017 г.]
По техническим причинам произошло некоторое запоздание наших сообщений. Прежде всего надо вспомнить небывалое явление природы — обзорную экскурсию белощёких казарок (так их называют специалисты) по экспозиции о. Кижи. Весьма представительная делегация гусей 18-го мая посетила усадьбу Елизарова и часовню Архангела Михаила.
Несмотря на сомнения многих, всё-таки оправдалась вековая заонежская примета: «Два Николы во льду не бывают. «К Николе Вешнему (22.05.) лёд-таки сошёл и навигация открылась. Также этот почитаемый крестьянский трудовой праздник ознаменовался вспашкой полей и огородов основной экспозиции, увенчанной долгожданным посевом овса. Александр Трегубов на своём верном Т-30 (не путать с Т-34), вооружённым двухкорпусным плугом, привёл музейные поля в божеский, милый глазу вид и после сева заделал семена опять же двухкорпусной бороной „зигзаг“. Благодаря холодной весне и последовавшим дождям, думается, что сев получился не слишком запоздавший (овёс ужасть как любит весеннюю воду — „сей в грязь, овёс будет князь“, а заморозки переносит до — 4 град. С) [26 мая 2017 г.]
Сегодня, 5-го июня, случился первый летний день. Нынешняя весна ещё раз показала нам, насколько рискованно на Русском Севере земледелие. Можно быть в полной готовности к весенней посевной, запастись отличными семенами, всё делать правильно и добротно — и всё равно полагаться надо только на Бога, и не гневаться ни на какую кару небесную. Значит, заслужил. Чем далее к северу, тем более земледелие становится не обработкой земли с целью получения урожая, а работой человека над собой… Одна из причин того, что русских некоторые представители «культурных» народов называли дураками в вышеизложенном и заключается — умные народы живут южнее. На севере земледелец поневоле аскет и стоик. И не желает себе другой судьбы — а значит, по умному понятию — дурак:)
Второй известный критический штамп — российские дороги. Несколько лет назад, в беседе с ныне покойной крестьянкой я уяснил, прежде всего самому себе, почему в России всегда были плохие дороги. Вот нынешнему россиянину ни за что не догадаться. Потому, что наши крестьяне, а это был практически весь народ, пуще себя берегли и любили родящую землю. Матушку Сыру Землю. Все дороги шли по межам полей, огибая пахоту (поэтому были кривыми) и по неудобьям (т. е. по кочкам, каменьям, болотам), где нельзя пахать. Никому не приходило в голову проложить дорогу для своего удобства — напрямую через родящие поля. Лучше помучаемся, объедем, но землю сохраним.
Вот эти два примечания немножко приоткрывают для нас душевный строй наших предков. Ну а фото приложены про вязание изгороди и про посев лука:) [5 июня 2017 г.]
2-го июня посажена картофь (картофь, картовное тесто, картовные пироги — заонежское и пудожское произношение) на огороде усадьбы Ошевнева. 5-го июня провеяно льняное семя, внесено органическое удобрение на льнище (дерновый перегной и прелая крошка озёрной тресты) и, наконец, посеян лён в той же усадьбе. Сев и заделка боронованием производились вручную и на собственной тяге.
(Ну а кому интересно и полезно знать, публикуем фото осенней ухоронки картошки в яму для хранения. Копается яма глубиной около 1 м обязательно на возвышенном сухом месте со скелетной водопроницаемой почвой, чтобы не было весеннего притока и застоя воды. Туда кладутся мешки с картошкой, засыпаются землёй; после чего яма перекрывается копной сена или кучей свежескошенной травы, чем толще, тем лучше. Весной всё проделывается в обратном порядке. Надо учитывать, что после такой зимней спячки клубни очень долго «просыпаются» — чтобы появились годные ростки надо времени около месяца. Поэтому доставать семена лучше загодя.)
Три дня назад появились всходы овса на яровом поле. Несмотря на старания галок, им не удалось вычесать весь высеянный овёс. Ну ничего, доедят его в августе:) Теперь уже никакой дотошный экскурсовод не скажет нам, что не видит в экспозиции трёхполья: разница полос налицо (см. фото). Таким образом, всё радует. [5 июня 2017 г.]
Изобретательные, но ленивые умы утверждают, что скоро одежду будут получать способом опрыскивания индивидуума из баллончика: попрыскали на тебя и образовалась на тебе готовая майка или, скажем, носки. Но мы действуем по старинке: сначала растим лён, потом мочим-сушим тресту, мнём-брОсаем, треплем и, наконец, чешем полученное волокно. Посмотрите сколько света и радости на лице чешущей лён молодой женщины, как мелькает щеть в её руках, как красивы уже вычесанные волокна льняных повесм! Ну а потом прясть, ткать и, наконец, шить одежду. Сколько чудесных глаголов-то позабудется, если просто «прыскать». [8 июня 2017 г.]
Выдалась свободная минутка — замочи десяток другой снопиков льна в ближайшей мочажине! Чем яма гнилей, а вода теплей — тем лучше. В таких замечательных условиях волокно отгнивает от костицы (скелетной части стебля льна) очень быстро. Пройдёт пара дней — и готово! Свободных минуток у тебя больше не будет:) Надо скользкие снопики из ямы вылавливать, лужок скашивать, травку долой сгребать, лён по трестинке на лугу расстилать, с боку на бок его поворачивать, ломить сушёную тресту — опытки делать, ждать когда доспеет-»затрещит». А как треста поспеет, так тут такое начнётся! Жизнь твоя наполнится стуком, тряской и пылью:)
А покамест со стороны может показаться, что мы просто учимся ходить по воде и развиваем личную тяговую силу. А на самом деле — замачиваем в вышеописанной яме лён и заделываем посев льняного семени бороной [8 июня 2017 г.]
6-го июня посажен картофель на огороде усадьбы Щепина. Площадь картофельника бедняка с каждым годом прирастает: то трактор припашет, то мы выколотим дёрну и прикопаем лишний рядок. С другой стороны к огороду ускоренными темпами движется озеро: вода нуньку высокая и в берегу размыло целый канал. Мы, конечно, сыпем туды камешки с огорода, но этого мало…
В лице обрабатывающих землю появляется нечто спокойное и хозяйственное. Не тот землёй владеет, кто скупил её у бедных пайщиков, а тот, кто ю пашет и сеет. Так должно быть.
А тем временем надо уже чистить (полоть) грянья и рЫхлить боровки (рядки всходов). Ухоженные грянья — загляденье. Сами знаете.
А в мочище у мостков частично готов лён. Снопы спелаго, полнотелаго льна упрели — серебристое волокно хорошо отделяется от костицы. Но другая часть снопов — лён не успевший вызреть до морозов, мелкий и зеленоватый, жёсткий, как свиная щетина. Он ещё далёк от нужной прелости. Снимаем с досок каменный гнёт и, пузырясь и расталкивая тину, со дна мочища всплывают 53 снопа. Сероводород шипит в воде и стеблях, как газировка. «Ух ты, как „Кола“!!» — восторженно говорит подручный мальчик. После снятия опыток на берег выброшен и поставлен на обточку 21 сноп. Картина получилась — чисто Левитан. [9 июня 2017 г.]
Трёхдневное празднование Дня России для хозяйственнаго сектора вылилось в показ 8-ми видов работ в пяти точках основной экспозиции. Силами трёх сотрудников с привлечением двух сыновей одной из них. Никакой эксплоатации (так писали это слово при Сталине) детскаго труда — всё в форме трудового воспитания и посильной полуигровой помощи родному сектору:) Тем более, что даже наше образование снова поворачивается к трудовому воспитанию от несостоятельной западной модели взращивания человеков. Резали дрОвы (так называли распиловку дров), кололи и складывали в костры (поленницы — по-заонежски), вязали косую изгородь сразу в двух местах и обрабатывали лён. Можно заметить, что дети за работой — так же, как старики за бесёдой — поднимают интерес к происходящему и, соответственно, придают статус достоверности музею.
По завершении празднования подошла пора окашивать крестьянские усадьбы. Отбиваем, правим, валим траву косамы-стойкамы. Усадьбы должны иметь жилой, выщипанный и вытоптанный вид:) Щипала скотина, проходя на пастбище, щипали и жали траву телятам на вечер дети и бабы. У нас вешняя сочная трава складывается на компостирование — её не высушить; обычно на солнышке она забраживает, темнеет, ферментируется — слишком сладкая, сочная. Такая вот имитация жизни… [16 июня 2017 г.]
А тем временем снопы льняной тресты достаны из мочища и расстелены на скошенном лугу на «доспевание». Дело в том, что в воде процессы гниения идут очень быстро и можно не уследить за степенью готовности тресты — день передержишь и начнёт рваться волокно при мятье. Мы, вроде как, прожиточны крестьяна — можем себе позволить обрабатывать лён весной, а не осенью (весна в Заонежье с Егорья Вешнего (06.05) до Петрова дни (12.07).
На гряньях усадеб Ошевнева и Щепина тем временем овощи пустились в рост; близится срок рассаживания на места брюквы и свеклы. Носятся и выливаются ковшами под корень десятки вёдер воды, прополки и рыхления каждодневны. Высажены 22 хвоста рассады белокочанной капусты (особая благодарность Нине Коршуновой, подарившей музею 6 штучек чудесной рассады капусты), высеяны семенами огурцы муромские. Чтобы грянья радовали глаз (а они радуют!), Анне Петровне Макаровой приходится ох как много потрудиться. Выкраивая время для экскурсий на французском. [16 июня 2017 г.]
Давненько уже не было случая послать свежую весть с полей, да и хозяйственные вести летом быстро делаются несвежими. Заметнее всего в основной экспозиции озимая рожь: она сейчас накануне цветения. Олицетворяет собой рослую гибкую красавицу в оливково-зелёном сарафане, танцующую под свежим ветром. Как известно, рожь в своём развитии проходит следующие стадии: всходы, кущение (в этой стадии уходит под снег), вымётывание соломы, колошение, цветение, наливание и подсыхание зерна, полная спелость. Вымётывание соломы недаром так называется — соломка действительно словно выстреливает вверх, стремительно вырастает в небо. А потом вот колос на её конце вырастает. Дальше — вываливаются тычинки и начинается цветение. Как говорили заонежана: «Об Ивану дни (07.07) цвет, об Ильину дни (02.08) — хлеб». Но для завязки хорошего урожая в дни цветения нужна сухая погода, чтобы пыльца беспрепятственно носилась облакамы по воздуху. А ежли её прибьёт дождём или снесёт на сторону бурей, то будет «череззерница» — колосья с редкими зёрнышкамы или может получится даже полное бесплодие ржи. Так что будем наблюдать. Овёс же на яровом поле наконец-то раскустился как следовает и зелёным ковром покрыл поле. От него будем ждать рослой соломки, густой метёлки:) Так же нам удалось частично камуфлировать электрошкаф, находящийся в остожье у риги. Выложили перед ним копну несушёной травы — всё поуютнее в экспозиции — перегниёт (трава, а не шкаф) — вывезем на поле как удобрение.
Ну и доводим до технической спелости льняную тресту (соломку) — поворачиваем, делаем пробы (опытки снимаем). [4 июля 2017 г.]
Всё посеянное и посаженное требует заботы и ухода. А усадьбы крестьянские — неоднократного окашивания. Прополки, поливы и рыхления надо работать, кроме всего прочего, с любовью к земле и её произведениям. Ежли будешь походя кой-как плескать воду туда-сюда, то и овощ огородная у тебя не удастся, мы думаем. Надо любовно ю, воду, лить под корешок. А над слабыма всходамы разбивать струю воды веничком-голиком на мелкие капли. Также и землю в гряньях крестьянки старые рыхлили просто голыма рукамы, без использования всяких рыхлилок и грабелек. Им нравилось работать с Матушкой-землёй без посредников:) Порез на руке, допустим от серпа, посыпали, бывало землёй — чтобы кровь остановить. Отчасти потому и смерть их не страшила: ведь уйдёшь-то в Матушку-землю, с которой, родной, столько труда и любви прожито. Как за пазушку мягкую тёплую, да на боковую — отдохнуть от трудов.
Вот сей момент снова пришла пора «чистить лянник» (полоть льнище). Всходы льна достигли 2-х вершков высоты (вершок, если память не изменяет, равен 4,45 см). Надо все сорные травы тщательно «вычистить», иначе они сплетутся со льном и помешают ему расти и созревать. Лён и глагол «льнуть» между собою явно связаны. Скрозь льняное поле очень трудно пройти — стебли льнут, оплетают ноги. Да и льняная рубашка льнёт к телу. Так и сорняки в снопе льна сплетутся с его стеблями и извлечь их станет непросто. Чистили лянник обычно женщины — переползая по льну сидя и складывая сорняки в передники. Доползёт до края постатки (полосы захвата) и высыпет сорную траву на межу. «Плавали по земи» в грубых рабочих юбчанках или сидя на мешке, либо половике. Примятый лён уже на следующий день поднимается, как ни в чём не бывало. Именно для сохранности стеблей лянник тщательно очищали от камней — чтобы не растереть стебель льна о камень.
Ну а мужички обрывают (окучивают) картошку. Вот ежели заведём лошадок рабочих, тогда начнём проходить картошку сохой, на 2–3 раза: сперва кончикамы омешей, потом поглубже и ещё глубже. А пока что врукопашную тюкаем:) [4 июля 2017 г.]
Мечты у нас по большей части простые и никому не вредные: всё мечтаем пробовать и учиться вить лычаные верёвки, например. Который год мечтаем, не хватает сил и времени, но лыко инстинктивно готовим. Вдруг да... А из липового дерева вытёсываем и вырезаем ковши для полива гряньев. Когда отдохнуть охота:)
А тем временем матушка-Рожь уже с огороды ломится. И вроде сама пока серенькая-зелёненькая, а вокруг неё почему-то светло сделано, такой свет от неё более духовный, чем физический, но явственный.
А высокая нонешняя вода пошла на смыв усадьбы бедняка Щепина. Как корабь пройдёт - так пядь берега долой! Образовалися в Кижских шхерах два новых фьорда, грозящие отделить Святую носовину от остальных Кижей. Но недрёманная общественность ударила в набат и отдел Природы встал на защиту родных берегов от смыва! Слава коллегам, ломящим волны насыпями валунов! А результат ещё, думается, не окончательный, на наших фотографиях.
И, наверхосытку, несколько слов о съедобных и лекарственных растениях. Таких, как лебеда и дымянка. Оба растения очень милые, даже нежные на ощупь, красивые и полезные. Образуют красивый напочвенный ковёр и радуют глаз. А мы всё гонимся за прозаической картошкой и поэтому вынуждены их "удалять с поля". Если долго на солнце этим заниматься, то лицо действительно делается похожим на красную карточку. Кто понимает:) Потом картофь надо раза два хотя бы окучить - обрыть кругом рыхлой землицей. Ибо каждое окучивание повышает урожай клубней в два раза. Мы так думаем:) [18 июля 2017 г.]
Стародавний срок начала сенокоса в Заонежьи - с Петра и Павла, то есть закашивались утром 13-го июля (по теперешнему календарю). В колхозах и совхозах начинали косить значительно раньше, с 1-го июля и даже в июне. Мол, трава моложе, косить ю легше, да и более съедомая для скота. Но старые заонежана говорили по поводу своего позднего начала косьбы, что добрая трава должна успеть отцвесть и бросить в землю семя, иначе травостой на пожне со временем выродится, станет плоше. Здесь, как и в других хозяйственных установках, главенствует дума о будущем, забота о тех, кто будут жить после. Родные же ведь. И поженка не даром семье далась - трудом дедов разделана и ухожена.
Имея в виду задержку развития растений сим летом, мы начали покос с понедельника 17-го июля. Пока что, слава Богу, чудесным образом нам удаётся сушить скошенную траву, несмотря на экскурсии, лекции и занятия. Посмотрите, как простая сенная куча (носимая копна) преображает вид Кижского Погоста. Раз! - и другое качество "картинки", вернее - другой уровень работы с посетителем. Надо только скосить, высушить и сложить:) [19 июля 2017 г.]
Иной человек, чересчур буквально воспринимающий отвлечённые знания, спросит: А зачем же вы паровое поле-то пашете, оно же отдыхает? А мы ему ответим: пахота ему отдыхать не мешает. Оно отдыхает, а мы пашем. Это как массаж спины отдыхающего - лишняя растительность пропадает и улучшается жизнедеятельность. Но у нас проблема с конямы - есть всего один некогда пахавший, но он отвык от такой работы и, кроме того, пребывает со сбитыма хомутом плечамы. А это для рабочей лошади практически пожизненное увечье. Пашем мы поля тогда, когда нет извоза туристов - и обычно получается в обед. Так что никто пахоты нашей не видит и даже сфотографировать ю некому. Если вам придётся пахать, то можно дать несколько простых указаний: 1. Во время пахоты смотрите не себе под ноги, а вперёд под ноги лошади, тогда плуг или соха идут ровнее; 2. Шагайте широко и основательно, крепко ставя ноги во вспаханную землю, как бы топая ими (если шаг лёгкий, то нога, а с нею и туловище, будет шататься на взрытой земле).
Но и сенокос продолжается, а как же. Перед обложным воскресным дождём поставили мы первое заколье, небольшое, с тремя стожарямы, по весу - как часто и ставили - на два санных воза сена. Для переноса кучьев сена к месту метания используются жерди-носилки, похожие на гигантские зубочистки (кстати, если бы к ним приискать человека, к этим "зубочисткам", то его рост должен был бы составлять около 90 м). Носилки острыма концамы подсовывают под кучу сена, берутся вдвоём за их концы, поднимают кучу и переносят к поддонью. При этом, для удобства хода, заднему носильщику оставляют длину носилок побольше, чтобы он мог видеть местность под ногами. Но потому и переднему приходится нести тяжелее, ведь куча на носилках располагается ближе к нему. Что ж, как только наладится погода, продолжим траву валить и сушить. [24 июля 2017 г.]
Продолжается битва за сено - важнейшая, как и жнитва хлебов, деревенская страда. "Солдат" этой битвы, нас, всего трое. Приходится с сожалением отмечать, что с каждым годом великие крестьянские события - Cенокос и Жатву - в нашем музее-заповеднике крестьянской культуры всё меньше замечают. Дело в том, что их всё более и более заслоняет беспримерный и многодневный праздник, именуемый "Кижской регатой". Даже нашу "уезженную тройку" всё время пытаются снять с сенокоса и уборки урожая для выполнения многодневных фестивальных хлопот...
А вот десятки тысяч гостей острова, успевающие увидеть многодневную деревенскую страду, нам очень благодарны. На сенокос многие смотрят завороженно, делают стойку, как сеттер на боровую дичь: замирают, принюхиваются, прислушиваются, всматриваются, вздрагивают, забыв обо всём. А от зрелища жатвы некоторые дамы даже плачут - от умиления, от красоты картины, от торжества мгновенного над вечным.
Лето же нуньку ой какое сложное для сушки сена, и боюсь, будет для жнитвы. Иногда приходится по три-четыре раза поворачивать сено, и оно снова попадает под коварный дождь. Пришлось испытать традиционный метод сушки - набрасывание на изгородь. Кстати, вскорости опубликуем рисунки-наброски некоторых распространённых в Заонежье способов сушки травы в дождливый год, когда "сено и на кусту не высушишь". Их описание в следующем выпуске. [1 августа 2017 г.]
Как же сушили в Заонежье сырое сено и траву в дождливое лето? Сушили разными способами, изменявшимися во времени. Во-первых, сырое сено складывали не в круглые стоги, а обязательно в заколья (длинные скирды со стожарями - жердямы-стойкамы). Причём стожари ставили с сукамы, а между ними, бывало, ставили ещё и настоящее "дерево" с редкима веткамы (см. рисунок). Всё это забрасывали сеном, которое не утаптывали. Ну и с боков подпоры в три ряда, чтобы сено не садилось и проветривалось.
Во-вторых, если поженка находилась "в лисях", то нередко устраивали зароды для травы прямо на стоящих на опушке деревиньях: обрубали ветки, оставляя на стволах короткие крепкие суки, кладовали на них нижнюю жердь, набрасывали на ю траву. Потом клали вторую жердь повыше и так же набрасывали на неё траву, и так до самого верху, вывершая зарод (см. рисунок).
В-третьих, втыкали на пожнях сухое "дерево" (др. название "рогатка") и набрасывали, тоже забивая снизу вверх, на него траву. В совхозное время, как вспоминают, от финнов (т.е. началось это ещё во время оккупации), пришла мода на "колы" или "швЫрки" - специальные разборные конструкции для сушки травы. Делали заострённый центральный кол, в котором в перекрёстных направлениях просверливали дырки под палки. На пожне делали ломом отверстие в земле, втыкали туда кол и вставляли в нижние дырки палки первого уровня, на которые набрасывали траву. Потом вставлялись палки второго уровня и т.д. В совхозах имелись сотни и сотни комплектов таких "колов" (см. рисунок).
В-четвёртых, после ВОВ вошли "в моду" ределя. Редель это остов шалаша, сколачиваемый из жердей, на который набрасывали траву. Внутри, под слоем травы, оставался свободный проход для воздуха. По словам старожилов, ределя также переняты от финнов (см. рисунок)
Ну и в-пятых, стародавний способ сушки травы - на прямых и косых изгородях (см. рисунок)
Вот, пожалуй, коротко и всё. Добавим только, что сыроватое сено подсаливали - укладывали его, пересыпая слои крупной солью. Но если кладь сена стояла в лисях, то подсаливать становилось опасным - такое заколье обязательно съедят лоси п рочие травоядные, испытывающие "соляной голод" и падкие до всего солёного:) [1 августа 2017 г.]
Сегодня, на Марию Магдалину, посеяли озимУю рожь. Весьма хорошо, ведь по хорошему-то и надо "сеять старью до Макарья". А Макарий Желтоводский, день которого празднуется 7 августа - покровитель крестьянских лошадушек. Запомните этот день, Великий хозяйственный день. В деревне Косельга посередь Климецкаго острова, славной и большой деревне, стояла 80 лет назад церковь Макарьевская, и сгоняли туда, в Косельгу, всех лошадей с Климецкаго острова и служили водосвятие, и святили водой святою всех лошадей. Да и хозяев уж. И не осталось топерь от той деревни и церквы даже дыму...
Так что мы успели посиять старью вовремя. Коли дождики пойдут - дак через 4 дня заалеются "ушки" ржаных росточков. Оны по первости, как прорастут наверёх, розовые, как будто застеснялися миру показываться, а дня через три уже зеленеют по привычному. И начнут тянуться к свету и куститься. И снова год пойдёт-закрутится, новый, не похожий на былые, и в этом на них же похожий:)
А в усадьбе лён растёт над картошкою и лук над брюквою. И сено кладётся. Разогналося трудовое "колесо" - не остановишь.
С понедельника, с того самого Макария, с 7 августа, начинаем жнитву!!! Все желающие девушки, бабёнки и божьи старушки - милости просим на озимОе поле! С утра, ежли не будет осадков. Трудовую усталость гарантируем и насыщение глаза красотою тоже:) [4 августа 2017 г.]
Ну вот, вчерась отскакали воображаемые лошадки прошлого на праздничной гонке в исчезнувшей деревне Косельге, отгремели освященныма копытамы по дороге на, опять же, исчезнувший Воев-Наволок. Макарий миновал. А сёгодни поле озимОе на Кижах покрылось нежной розовой дымкой, как и полагается, на четвёртый день после сева ржи. Земля беременная озимью ходит недолго: если тёплые дождики удовольствуют, то на четвёртый день уже всходы дружно появляются. Примерно 3 дня они розовые (вроде бы, это красители-ксантофилы называются в новорожденных листочках), а потом входят в обычный нежно-зелёный окрас.
Но когда урожай будущего года ещё только зачинается, урожай нынешнего года уже в руки принимается. В первый день жнитвы жали 5 жней и жнецов, во второй - до девяти. Прежде, в пору жнитвы, золотой, хлебный остров Кижи весь стонал от песен. Бабы пели истово, зычно, на вольном воздухе; пели разогнувшись для отдыха спине, пели за скручиванием вязок и вязанием снопов, пели для переклички с роднёй, подружкамы и соперьницамы, жавшими на ближних и дальних полосках. Вот потому-то обливается сердце кровью глядя на то, как безжалостно роют и уродуют драгоценную кижскую землю, копают и копают по всяческим проектам развития, не имея в виду сколько она могла бы родить, сколько песен на ней спето, сколько произошло добрых встреч и горьких расставаний...
А мы и стоги мечем, и жнём, и в фотосессиях участвуем по мере возможности. И учимся петь на своей полоске ржи, и участницы музейного ФЭА нуньку тоже пришли на жнитву: такого пеньЯ как У нас нАполе нигде бОле нЕполучится. Каждая кладь из десяти снопов - бабка - это, считай, пудик ржи. А запах-то какой от иё сытный, спокойный. Приезжие агрономши уверяли меня, что наша кижская рожь - это, на самом деле, тритикале - гибрид ржи и пшеницы, потому что зерно у неё округлое, наливное. Но оно такое, зерно, - "бочечкой" пока молодо, т.к. вода у нас близко и рожь до уровня озера корнямы достаёт и климат влажный. Вот оно, молодое, от соков чуть не лопается. А как поспеет, да подсохнет - делается обычной ржаной формы - веретёшком:) [8 августа 2017 г.]