По следам выставки «Архитектор Юрий Сергеевич Ушаков. 1926—1996 гг.»: Кижский архитектурный ансамбль в новом освещении @kizhi
Многолетнее на протяжении почти четверти века (с 1957 по 1981 гг.) натурное изучение северных селений и ансамблей с широким охватом их природной среды впервые позволило исследователю на основе графических реконструкций, представляющих самостоятельную ценность; осветить малоизученные аспекты народного наследия. Автор определяет северорусские селения как целостный архитектурно - природный комплекс.
Классическим примером выбора места среди озёрных водоёмов служит Кижский архитектурный ансамбль, открытый всем водным, лесным и небесным просторам. Чёткие контуры храмового комплекса и часовен с рощами образуют своеобразную систему створных знаков, помогающих ориентироваться в пространстве опасных кижских шхер среди островов; быстро находить фарватер и нужное направление даже в пасмурную погоду.
Умелая архитектурно - пространственная организация селений Кижского погоста здесь ничем не нарушена: устройство зрительных ориентиров в просторах северного ландшафта, их узнаваемость необходимы в путешествии по водоёмам и в поездках по суше.
И.Э. Грабарь отмечал: «Поразительно умение, с каким эти строители - поэты выбирали места для храмов…».
Правильная «режиссура» зрительного восприятия при такой тесной, компактной расстановке двух церквей и колокольни Кижского архитектурного ансам бля; создаёт единый крупный объём с целью придания большей его видимости при движении по «судовому ходу».
Каждая группа селений зрительно подчинялась наиболее крупному архитектурному комплексу. Так Кижский погост виден отовсюду в разных силуэтных сочетаниях.
Уникальные сведения для нового восприятия Кижского ансамбля раскрылись на примере ознакомления с историей строений Александро - Ошевенского монастыря, созданного в 15 веке. Изучая интереснейшую иконографию монастырских церквей, колокольни и ограды; возобновлённых во 2-ой половине 17 века после опустошительного пожара 1706 года, узнаёшь время, близкое к созданию Кижских строений.[1]
Следует отметить, что изображение Александро - Ошевенского монастыря, сохранившееся на 3-х иконах с противоположных точек зрения - явление в древнерусском архитектурном пейзаже совершенно исключительное.
1. Александро - Ошевенский монастырь на иконе 2-ой половины 17 в.
Музей «Покровский собор». Рис. 55. с. 88.
2. Александро - Ошевенский монастырь на иконе 20ой половины 17 в.
Фрагмент (Музеи московского Кремля). Рис. 53. с.86.
3. Александро - Ошевенский монастырь на иконе конца 17 в. (Государственный Русский музей). Рис 54. с. 87.
Иконы отличаются тщательным и достоверным исполнением деревянных построек, их типов, деталей. Это позволяет с известной долей приблизительности выполнить реконструкцию исчезнувшего деревянного ансамбля.
Главная Никольский церковь с трёх сторон окружена крытой, с тесовой забиркой галереей. Галерея изображена на иконографии. Теперь нам стало известно, какой могла быть галерея для того времени и в Кижах.
Известно, что и церковь Преображения Господня в Кижах также была с трёх сторон окружена по самым ранним предположениям «открытой галереей с наклонной крышей, без потолка» (финский исследователь Ларс Петтерссон, 1950 г.) Реконструкция Преображенской церкви на 1714 г. Исполнитель Ларс Петтерссон. Рис. 1. 68.[2]
Иконография галереи Никольской церкви дополняет наши сведения о внешнем виде ранее распространённых галерей.
Самое раннее изображение Кижского погоста - гравюра Р. Зотова 1785 года - не является точным источником, но всё же даёт представление об узкой, с глухими стенами пристройке с односкатной кровлей, примыкающей к западному фасаду церкви.
Гравюра Р. Зотова из книги «Путешествие академика Н. Озерецковского по озёрам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя». Первое графическое изображение Кижского погоста. 1785 г. Рис.3. с. 69.[3]
Это также подтверждает, что первоначально, церковь не имела той обширной трапезной, с которой она дошла до настоящего времени к моменту её демонтажа в 2013 году.
Однотипно устройство входной зоны двух церквей с запада в виде высокого двумаршевого парадного крыльца со спусками на южную и северную стороны. Аксонометрическая реконструкция церкви колокольни. Исполнители: Л. Петтерссон с дополнениями В.С. Рахманова. Рис.5 с.71. [4]
Никольская церковь Александро - Ошевенского монастыря соединялась крытым переходом на столбах с колокольней и со второй церковью. Стены этих переходов по описанию состояли из тёса, забранного « в косяк». Данный переход также представлен на иконографии.
Раннее мы таких сведений о внешнем виде «церковного моста» - переходе на столбах, связывающего церковь с колокольней; наличие которого было известно и на церкви Преображения Господня в Кижах не имели. Первое графическое изображение Кижского погоста. 1785 г. Рис.3. с.69. [5]
На представленной иконографии Александро - Ошевенского погоста ограда, имеющая столбовую конструкцию с забиркой из брёвени и с башнями; также нашла своё конкретное отражение.
В отличие от изображения высокой бревенчатой ограды с односкатной кровлей на Кижском погосте, изображённой на гравюре Р. Зотова, словесного описания нет. Первое графическое изображение Кижского погоста. 1785 г. Рис 3. с.69.[6]
Следует помнить, что прежде Олонецкая, Архангельская и Вологодские губернии представляли единую территорию, на которой творили одни и те же строители церквей.
Теперь при взгляде на прошлую историю этих двух ансамблевых комплексов можно наглядно представить себе:
- устройство крытой галереи, окружавшей сруб церкви с трёх сторон;
- «крытые переходы на столбах» со стенами из тёса, забранного «в косяк»; связывающие храмы с колокольней;
- ограду, имеющую столбовую конструкцию с забиркой из брёвен.
Всё это, уже отошедшее в вечность, стало наглядным и неоценимым подспорьем для воссоздания образов прошлого времени для Александро-Ошевенского монастыря и Кижского погостского комплекса.
Сравнивая монастырские строения Ошевенского трёхшатрового комплекса 2-ой половины 17 века убеждаешься в их величии, высоте и красоте; «древоделатели» - искусны. Храмы словно «рвутся в облака», но венчающий церковь шатёр преграждает главкам путь к вверху, всё ближе подступающими к его подножию.
Вскоре на смену шатру - излюбленной формы у народа; пришли купола. Это нововведение связано с указом 1650 года патриарха Никона, запретившего строительство церквей с шатровым завершением, требуя вернуться к пятиглавым храмам.
К началу 18 века именно на Вытегорском погосте, в селе Анхимово была возведена 25-главая церковь Пресвятой Богоматери.
Таким образом, указ патриарха Никона получил новую силу в истории развития деревянного зодчества в России.
Наступила пора легендарного мастера Нестора.
Нарождающееся многоглавие развернулось здесь невиданно широко и привольно.
Этому способствовало ступенчатое уменьшение восьмериков, бочки и главки их венчающие; стали своеобразным нововведением московского патриарха Никона.
Творение «зодчего - поэта», озарённого поистине в счастливую минуту мыслью создать на острове Кижи церковь Преображения Господня ещё краше, чем в Анхимове; никто не сумел превзойти до настоящего времени.
На смену шатру пришли луковичные главки и динамичное сочетание лёгкости их форм. Появилось новое: торжество богатого бочечного и луковичного изобилия в 22 главы, с явно выраженными элементами «барокко».
По всей видимости, опыт, накопленный зодчими на протяжении предшествующих веков; со временем на примере церкви Преображения Господня стал плодом личностного творческого развития мастера, его авторского опыта; что способствовало появлению этого храма на завершающем этапе развития деревянного зодчества России.
Строительство церкви велось скорее всего под единым, авторским руководством; согласуясь с последней модой.
Судьбоносной удачей для Кижского погоста стал мастер Нестор, смело развернувший ситуацию во всей системе деревянного зодчества России.
Целых 180 лет (с1694 по 1874 год) зодчие решали судьбу Кижского архитектурного ансамбля: каким ему быть?! Причиной этому была главная 22-главая церковь Преображения Господня, требовавшая к себе повышенного внимания; подвергая устоявшиеся традиции изменениям в образе рядом стоящей церкви Покрова Пресвятой Богородицы, шатровое завершение которой полностью было уничтожено и заменено лёгкой короной, состоящей из 9-ти куполов; что позволило создать гармоничный союз с главной церковью Преображения Господня.
Кижская Преображенская церковь явилась высшим достижением северного деревянного зодчества России, высшей ступенью его развития, стала объектом мирового значения, вошла в Список ЮНЕСКО.
Время приносит всё новые, уникальные возможности познания её прежней истории создания; расширяя и углубляя наши знания. Суммируя данные натурального обследования, архивные изыскания и возможности иконографии - явления в древнерусском архитектурном пейзаже - совершенно исключительного; опираясь на аналоги; исследователи получают возможность ориентировочно представить реконструкцию исчезнувшего монастырского или погостского комплекса.
Материалы архитектора Ю.С. Ушакова, умело использовавшего натурные, архивные, иконографические материалы - наглядный для этого пример.