Выставка «Русское деревянное. Взгляд из ХХI века». Архитектура ХIV — ХIХ веков. @kizhi
Из предыстории создания выставки
В 2011 году музей «Кижи» в честь 100-летия основателя музея архитектора Александра Викторовича Ополовникова посвятил выставку «КИЖИ. ВЕК ОПОЛОВНИКОВА». 1911–2011 гг.
Выступая на открытии выставки, Елена Александровна, дочь А. В. Ополовникова, высказала пожелание включить выставку как часть экспозиции в запланированную ею грандиозную выставку в память 100-летия отца в музее А. В. Щусева, обладающего богатейшим фондом А. В. Ополовникова. К сожалению, этим планам в то время не суждено было сбыться.
Дирекция музея А. В. Щусева вынашивала идею выставки долго.
Осенью 2012 года директору музея «Кижи» сообщили о проведении масштабной выставки деревянного зодчества русского Севера ХVII-ХIХ вв. с воспроизведением наиболее уникальных и интересных в историко-архитектурном отношении памятников народной деревянной архитектуры. Выставка преследовала глобальную цель — познакомить новые поколения посетителей музея с выдающимися произведениями национального архитектурного наследия и деятельностью выдающихся исследователей и реставраторов деревянного зодчества.
Архитектурное наследие А. В. Ополовникова (1911–1994 гг.) в Музее архитектуры представлено от студенческих обмеров до музеев под открытым небом: более 1000 широкоплёночных негативов и более 100 листов авторской графики.
Надежда Смолина в своей статье вникает в творческую «лабораторию» архитектора-художника и пытается понять его субъективно творческую мотивацию, доверяя интуиции А. В. Ополовникова как архитектору-профессионалу. Она поясняет: «Обмеры с элементами реконструкции — пример профессионального вмешательства в дело музеефикации наследия, когда субъективный взгляд художника выбирает в истории (судьбе) памятника наиболее целостное по совокупности приёмов композиционное решение для окончательной экспозиции. Он выхватывает в прошлом и воссоздаёт тем самым момент наиболее яркого гармоничного созвучия рукотворных форм и деталей. Архитектор-художник может ошибаться в своём выборе — видимо, поэтому споры вокруг „музеев под открытым небом“ продолжаются».
В 2014 году Музей А. В. Щусева предлагает сотрудничество музею «Кижи» с собственным проектом к 100-летнему юбилею А. В. Ополовникова. Тогда же между музеями А. В. Щусева и «Кижи» был заключён Договор об условиях выставочного экспонирования и Акты-передачи предметов.
Открытие выставки в Москве «Русское деревянное. Взгляд из ХХI в. Архитектура ХIV — ХIХ веков. «состоялось 3 ноября 2015 года. Выставка оказалась проблемной. Обнажилась безрадостная тематика: реставратор деревянной архитектуры — это фактически исчезающая профессия; огромно количество безвозвратно утраченных сокровищ деревянной архитектуры.
Во вступительной статье Каталога к выставке директора Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева И. М. Коробьиной и куратора И. В. Чепкуновой даётся ёмкая информация о коллекции деревянной архитектуры и её современном состоянии.
Известно, что в истории зодчества России деревянная архитектура — самостоятельное явление. Дерево само по себе несло образ России, временами отражая элементы новой архитектурной эры классицизма, барокко, модерна, советского архитектурного авангарда.
Экспозиция позволяет проследить, как видоизменялась деревянная архитектура в России на протяжении истории, преодолевая падения и возрождение интереса к русскому деревянному зодчеству через осознание необходимости его сохранения. Неизменно, что деревянное зодчество — ориентир для национальной идентичности россиян. «Русская архитектура» — деревянная, таков замысел этого выставочного проекта.
Проблема сохранения «деревянной России» перешла в сферу интересов узких специалистов — реставраторов. Возможно, что единственное спасение «деревянного» наследия — в музеях под открытым небом. Но в настоящее время сами музеи-заповедники требуют незамедлительных консервативных и реставрационных действий.
Архитектор-реставратор И. Шургин обращает внимание на то, что накопившиеся знания о русском деревянном зодчестве в настоящее время пробудили интерес исследователей к древнейшим сохранившимся постройкам — клетским церквям конца ХV-ХVI века, обладающих архитектурно-конструктивными признаками, не встречающимися в церквях позднее. Автор считает: «недопустимо пропустить информацию, прежде незамеченную и непрочитанную по объективной причине — недостаточности знаний об архитектурно-строительных особенностях деревянных строений в конкретный исторический период. В этом отношении показателен реставрационный опыт архитектора-реставратора А. В. Попова: при вдумчивом отношении к делу, по следам утраченных архитектурных деталей и конструкций ему удаётся узнать не только историю, но и технологию строительства. В настоящее время, когда большинство деревянных храмов требует неотложной и глубокой реставрации, включающей переборку, уникальным памятникам, построенным ранее ХIХ века, должно уделяться особое высокопрофессиональное внимание». Наследие древнерусского зодчества крайне уязвимо и сейчас стремительно исчезает, требует к себе почтения и заботы. Вот почему Музей архитектуры выставкой надеялся привлечь внимание к сохранению и дальнейшему изучению русского деревянного зодчества.
В 1990-е годы интерес к дереву как строительному материалу возрос, вспыхнув на волне строительного бума частных домов, и архитекторы поддержали это стремление; учитывая лёгкость в обращении, податливость древесины и теплоту этого материала. Жить в «деревянном» и строить из дерева становится модным.
Огромное количество редких экспонатов, часть из которых демонстрируется впервые, побудило издать каталог выставки в двух томах. В первом из них собраны материалы об исследованиях деревянной архитектуры XIV-XIX веков и сохранении этого наследия в музеях под открытым небом. Второй том посвящён продолжению и развитию «деревянной» традиции архитекторами XIX-ХХI столетий.
Иллюстрации: 1–8. Фото Владислава Куспака. Москва. Музей А. В. Щусева. 2015 г.