Северные карелы: Старообрядчество и формы его проявления в конце 19 — первой четверти 20 века (по следам экспедиции 1988 г.) @kizhi
Во время знакомства с жизнью северных карел меня особенно привлекли упоминания о странниках – «божьих людях», живших в «кельях» (тайных помещениях) в некоторых крестьянских домах.
Со статьёй «Северные карелы. Старообрядчество и формы его проявления в конце 19 – первой четверти 20 вв.» я выступила на Секции «Религиозные представления народов мира» на lll Конгрессе этнографов и антропологов России.[1]
В 2003 году моя статья была опубликована в сборнике «Православие в Карелии».[2]
Финский исследователь Sakari Vuori спросил у меня разрешение на публикацию статьи в журнале «Karjalan Neimo» (« Карельское племя»).
Публикация моей статьи, дополненная статьёй Irja Rama «Tietoa Noman Puavilan Iljan suvusta Luvajarven kylassa», комментариями и фотографиями состоялась в журнале 2005 г. № 1-2. с.4-11.
Таким образом, мой материал получил поддержку со стороны финских исследователей и значительно обогатился.
В частности, предлагаю познакомить вас с несколькими фрагментами из статьи Ирмы Рама.
В статье о семье Сергеевых, с давних пор проживавших в Лувозере, упо минаются старообрядческие кельи.
Обычно жить в кельи уходили отшельники в старости. Перед этим нужно было окреститься в старую веру. Отшельники, жившие в келье, молились, постились по средам и пятницам. Родные приносили им пищу. Павел Фомич щедро кормил обитателей кельи. Они были здоровы, собирали морошку и чернику, сами себе готовили картошку. Молодёжь в кельях не жила: в старую веру крестили только стариков.
Удивительны портреты двух старцев: отца Фомы Сергеева и его сына Павла Фомина Сергеева.
1. Портрет Фомы Сергеева
2. Портрет Павла Фомича Сергеева.
Мать Павла Фомича Сергеева, Настасья, после женитьбы сына сначала жила у него дома, а затем поселилась в келье. Келья также была в родном доме Настасьи. В доме у Якова Кузьмича была одна из многочисленных тайных келий. Келья была большая, находилась на другом конце дома; от неё отходил потайной проход в сарай. Келья была очень хорошо защищена.
В 1892 году финский художник Луи Спарре с другом скульптором Эмилем Викстрёмом во время летних путешествий по Карелии остановились переночевать в доме Кузьмы.
Луи Спарре позже написал: «Однажды вечером, а точнее ночью, часов в 12, мы с Эмилем сидели у окна, разговаривали и, по нашему обычаю, внимательно приглядывались к погоде: будет ли завтра ясно? Внезапно мы заметили длинную очередь людей в тёмных одеждах, которые шли друг за дружкой вдоль дорожки рядом с полями к дому Кузьмы». Викстрём и Спарре заинтересовались и тихонько последовали за людьми. Безмолвное шествие поднялось на чердак коровника по лестнице, спрятанной в стоге сена, и исчезло из виду.
На следующий день путешественники решили всё выяснить сами. В стоге сена они нашли узкие ступеньки, ведущие на чердак. Они поднялись по ступенькам и вошли в длинный коридор, с двух сторон которого были маленькие двери. Им слышались тихие шаги и постукивание тросточки. «Спустя мгновение перед нами предстал некто большой и светлый. Это был пожилой, красивый мужчина. У него были длинные седые волосы и волнистая белая борода. Он был одет в грубую холщовую белую рубаху с поясом. В руках у него была длинная палка – посох. Мы с Эмилем ошарашено переглянулись. Потом старик спросил: «Откуда вы, гости дорогие?». Мы ответили: «Из Финляндии». Хмурое лицо старика просияло, и он, будто бы сам себе: «Ах вот оно что, из Финляндии!».
Потом он проговорил «Мирной вам жизни», гордо развернулся и исчез так же внезапно, как и появился».
«Объяснением того странного шествия было то, что деревенские староверы проводили по ночам в доме у Кузьмы свои тайные собрания, а тот старик был, видимо, их предводителем, навроде главного пастыря».[3]
Именно рядом с кельей Якова Кузьмича встретили они загадочного старца. Это, скорее всего, был предшественник Лари Реттиева, Григорий.
В доме Павла Фомича в Лувозере справа располагалась хозяйская изба, слева – гостевая комната, под которой – погреб, а с боку лестница и дверь, ведущая в коридор дома, над ней окно. Ещё выше со стороны ската крыши видно двойное окошко – это окно в личную молельню хозяина дома. Во время антисоветского восстания (Второй советско – финской войны) за поленницей хозяева прятали муку. Летом 1921 года большевики ворвались в молельню Павла Фомича, и офицер, угрожая оружием, потребовал убрать иконы.
В книге Сакари Пялси (Sakari Palsi) «На зимних дорогах Карелии» (Karjalan talviteilla), есть очень хорошее описание кельи в Лувозере.[4]
На фото Сакари Пялси видим: «Фрагмент в секретной молельне странников – староверов. Человек с чёрной бородой – Лари Реттиев (родом из Илвесвуори в общине Кивиярви), слева – мужчина в чёрно пиджаке – Добрынин (Тервемаа). Лари стоит Павел Сергеев с книгой в руках».
Из воспоминаний старожилов: «Лари Реттиев жил в Лувозере, как пан», «он, как поп был». «Обитал он в отгороженной горнице вместе со своей матерью. Ему было лет 30 -35. Он не работал, только руководил: занимался приёмом в общество новых членов, учил их молитвам». «Ему легко жилось на богатые дары от состоятельных людей за отпевание умерших с кадилом. Пел он очень хорошо. Был бы мировым артистом – здоровый и молодой», - вспоминал И.Я. Пекшуев, лично знавший и хорошо запомнивший Лари Никутьева.
Главное управление староверов располагалось в Каргополе и Лари часто ездил туда. «Хитрый мужик был, очень способный, весёлый, ремонтировал часы, ездил по всем келльям, оказывая женщинам помощь». Женился Лари на староверке («вся деревня смеялась, как они поженились: по 60 лет было каждому». «Главный комндир Бога забыл: в 60 лет женился», - осуждали люди».
«Келльи» существовали до образования советской власти («с революцией всё кончилось, всех старух взяли домой»). Но в некоторых деревнях они сохранялись до 1930-х годов (до образования колхозов). «Лари – здоровый мужик на первом же собрании первым выступил и вступил в колхоз. Главный наставник староверов, вступая в колхоз, сказал: «Примите меня в колхоз: всё, чем мы занимались, - туфта».
Для Лари началась новая жизнь, но воспоминания о староверах и их главном наставнике – руководителе Лари сохранилась в памяти пожилых людей, отразив ещё одну, «тайную», часть жизни северной карельской деревни.
В дополнение привожу карту Лувозера (Luvajarvi) с расположением домов, в которых имелись потайные кельи; и хозяйственные строения: бани, амбары. Карта выполнена в 1900 году финскими исследователями Бломстедтом и Суксдорффом.[5] №6.
Представленные финскими исследователями фотоматериалы и тексты наглядно прояснили текстовую ткань моей статьи и подтвердили новую терминологию в использовании подсобных и хозяйственных помещений в жилых домах северных карел.
Я с благодарностью отношусь к такому неожиданному и полезному результату совместной работы с финскими исследователями.
В 1971 г. собор Русской православной церкви снял запрет на старообрядчество, различные формы проявления которого и стоическая самоотверженность староверов – его последователей – необычайно устойчиво и довольно широко распространены в разных странах мира.