Опыт реставрации Преображенской церкви Кижского погоста (Доклад на конференции в Лейпциге – 2012) @kizhi
Музей «Кижи» отмечен на выставке в Германии!
Золотой медалью отмечены достижения России в области сохранения историко-культурного наследия в Германии (Оригинал: http://mkrf.ru/. Текст публикуется с сокращениями)
Министерство культуры РФ награждено золотой медалью за убедительную презентацию традиционных техник в реставрации памятников деревянного зодчества, представленных на Европейской выставке по реставрации, сохранению памятников и санации исторических строений «Denkmal – 2012» в Германии в Лейпциге.
Профессор Вайс и директор Лейпцигской ярмарки ГмбХ Маркус Гайзенбергер – члены комиссии, отметили, что именно Россия представила ярчайшие проекты деревянного зодчества, в частности, отдельно выделив представленный в рамках экспозиции музей–заповедник «Кижи» республики Карелия и уникальный опыт реставрации Преображенской церкви Кижского погоста.
Золотая медаль Denkmal — самая желанная награда для участников выставки. Она отмечает самые лучшие проекты в области реставрации.
Центральная тема выставки в этом году касалась реставрации и сохранения деревянной архитектуры. Россия поделилась с европейскими коллегами богатейшим накопленным опытом в области реставрационных, прикладных технологий по работе с историческими строениями и памятниками, не имеющие аналогов на Западе.
Ссылки и документы:
Доклад на «Европейской выставке по реставрации, сохранению памятников и санации исторических строений “DENKMAL-2012”» 21–24 ноября 2012 года, г.Лейпциг, Германия.
Преображенская церковь Кижского погоста построена в 1714 году на месте сгоревшей, небольшой деревянной церкви. К сожалению, не сохранилось сведений о строителях и подрядных записей на момент возведения, но по масштабам сооружения и историческим аналогам можно предположить, что рубила ее артель из 75 человек в течение нескольких лет.
По своему архитектурному художественному образу Преображенская церковь является венцом деревянного зодчества России. Учитывая гениальность сооружения и высокую степень подлинности памятников погоста, в декабре 1990-го года Кижский архитектурный ансамбль был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В целом, музей под открытым небом «Кижи» имеет федеральный статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации.
Сегодня церкви 298 лет! Для деревянных сооружений в условиях сурового северного климата возраст более чем почтенный. Постоянный уход за памятником и деревянная обшивка, простоявшая на церкви более 150 лет, сохранили рубленые стены до наших дней.
С момента строительства на церкви не проводился капитальный ремонт. Нельзя сказать, что церковь вовсе не ремонтировали, но все работы носили местный, локальный характер и основные несущие конструкции с рублеными стенами сохранились в оригинальном виде, но уже к 1970-м годам изношенные временем.
Поэтому в 1980 году началась капитальная реставрация памятника. В те годы полностью демонтировали интерьеры и иконостас, ввели внутрь поддерживающий металлический каркас. В 1982 году работы были приостановлены и опять бревенчатые стены не ремонтировались, т.е. основная проблема по замене или ремонту изношенных элементов осталась. В законсервированном виде церковь простояла более двадцати лет.
В 1999–2001 гг. совместным коллективом специалистов Санкт–Петербургского института «Спецпроектреставрация» и музея–заповедника «Кижи» был разработан новый проект, в котором были учтены предложения 1980-го года. Суть проекта – полная переборка сруба памятника по реставрационным поясам, исправление угрожающих деформаций, лечение или замена изношенных бревен.
Для выполнения данной задачи специально была разработана уникальная инженерная система лифтинга–вывешивания. С помощью домкратов, металлических стоек и конструкций, три отдельных верхних объема церкви поднимаются на расчетную высоту, где жестко фиксируются. Еще три нижних объема вывешиваются и опять же жестко фиксируются. А самый нижний объем церкви разбирается и увозится с погоста в производственный комплекс на реставрацию.
Нетрадиционный подход к реставрации памятника принят по следующим причинам:
- Объем реставрационного материала всей церкви огромен и просто не может быть складирован, укрыт и быстро переработан;
- Туристическая деятельность музея. При данном методе памятник деревянного зодчества всегда остается в экспозиции музея.
Состояние церкви и сегодня очень тяжелое, но уже не трагичное, т.к. идет ежедневная и кропотливая работа. В 2003 году на острове начались подготовительные работы: создавалась материальная база, обучались плотники–реставраторы, заготавливался специальный реставрационный лес, строился Реставрационный комплекс.
Помимо конкретных островных мероприятий музей «Кижи» на всех уровнях согласовал проект реставрации. А в 2008 году вышло Распоряжение Правительства РФ №1633-р от 07.11.2008 г. о финансировании реставрационных работ.
Практическая работа на церкви началась в 2004 году с монтажа инженерной системы лифтинга–вывешивания и проведения пробного подъема самой верхней части памятника. Только получив положительный результат, приступили к монтажу основной части системы, которая продолжалась вплоть до 2009 года. В результате были поднято и вывешено 350 тонн деревянных конструкций с передачей нагрузки через поддерживающий металлический каркас и стойки лифтинга непосредственно на землю. Данное положение сруба позволило снять нижние бревна памятника методом подкопа и приступить к реконструкции фундамента.
На данный момент основные фундаментные работы практически завершены. Нижняя, невидимая часть фундамента выполнена в виде ленточного бутового фундамента, по верху которого устроено железобетонное кольцо, а верхняя часть фундамента повторила исторический вид каменной кладки на известковом растворе. В итоге получено крепкое основание для установки сруба памятника, которое прослужит долгие годы.
С помощью технологии лифтинга–вывешивания сруб церкви разбирается снизу–вверх путем поочередного снятия бревен. Традиционно деревянные срубы разбираются сверху вниз, т.е. от креста до фундамента, в нашем случае, наоборот. Практика доказала, что нет принципиальной разницы между двумя способами разборки и обратной сборки деревянных конструкций. Обе последовательности разборки–сборки рубленых бревенчатых стен вполне удобны и могут использоваться. Полностью отработав инженерную систему лифтинга и технологию нетрадиционной разборки, а также технологию реставрации отдельных деревянных элементов и их сборки в цехах и на погосте, можно сказать, что реставрация Преображенской церкви является своего рода кузницей новых идей и подходов, которые можно и нужно внедрять в реставрационную практику.
Стоит отметить, что с помощью элементов технологии лифтинга был отреставрирован Императорский Каменноостровский театр в Санкт–Петербурге, основная идея по его полной переборке без полной раскатки была взята именно у музея «Кижи». Реставрация театра была отмечена на реставрационной выставке в Лейпциге в 2010 году золотой медалью.
Основная работа по лечению и ремонту бревен проходит не на погосте, а на специальной дополнительной площадке на острове Кижи в трех километрах от церкви. Рядом с погостом размещается только самая необходимая производственная инфраструктура. Данная ситуация продиктована природной уникальностью острова Кижи, необходимостью поддерживать экспозицию музея в идеальном порядке.
Для ремонта оригинальных исторических бревен церкви на острове Кижи был специально построен Реставрационный комплекс – уникальный мини–завод, в котором бревна хранятся на специально оборудованных стеллажах, проходят тщательное обследование и лечение, предварительно собираются в сборочном цеху в сруб. Предварительная сборка в сруб вылеченных и отремонтированных бревен позволяет значительно повысить качество реставрационных работ, заранее устранить и исправить возможные недостатки, что в принципе невозможно при традиционной работе на открытом воздухе. Для контрольной проверки качества работ на отремонтированный сруб имитируется нагрузка, близкая к реальной. Равномерно распределенные по стенам домкраты выдают расчетное давление в пределах 12 тонн на погонный метр (12 т/пог. м.).
Особое внимание уделяется лечению исторических бревен сруба. Для каждого конкретного бревна есть свой индивидуальный проект реставрации. В целом же вся концепция реставрации нацелена на максимальное сохранение оригинального материала. При реставрации подклета удалось сохранить 60% объема старого материала. Стоит отметить, что самая нижняя часть памятника имеет наибольшие разрушения, таким образом, процент нового материала при дальнейших работах будет уменьшаться.
Тщательно продуманный подход к реставрации был заранее разработан, обсужден и одобрен на всех уровнях. Да, он немного дороже и возможно труднее, чем общепринятый подход «полная раскатка», но мы имеем дело с шедевром мировой архитектуры и сознательно делаем упор на качество работ и сохранение памятника в экспозиции на время производства работ.
Неоценимую помощь в проведении работ по реставрации Преображенской церкви оказывает Министерство культуры РФ и ЮНЕСКО. Это и постоянное, стабильное, без срывов финансирование проводимых работ, помощь в организационных и технических вопросах, моральная поддержка исполнителей и т.д.
Говоря об опыте работ, необходимо обязательно сказать о Плотницком центре музея – опытной бригаде из 15-ти плотников–реставраторов, основу которой составляют выходцы из потомственных семей плотников Заонежья. Организованное в 1997 году подразделение музея выполняет ремонт памятников, сохраняет традиции плотницкого мастерства предков. Ведь задача музея не только передать потомкам отреставрированный памятник, но и сохранить опыт работы, артельные традиции, которые можно передать только от поколения к поколению.
Совместная работа Плотницкого центра, подрядных организаций из Карелии и Санкт–Петербурга на реставрации Преображенской церкви позволила в 2012 году установить на реконструированный фундамент уже отреставрированный подклет памятника. Сейчас работы продолжаются, реставрация идет в круглогодичном режиме и через 5 лет планируется ее завершение.
К сожалению, за отведенное время доклада невозможно рассказать о многих интересных моментах проводимой сейчас реставрации, таких как реставрация исторических бревен, исправление деформаций, инженерное укрепление конструкций, технические системы охраны и пожаротушения и т.д.
Отдельный рассказ можно посвятить деревянному золоченому иконостасу церкви. Это один из самых богатых иконостасов русского севера. Работы над его реставрацией идут уже много лет и закончатся одновременно с работами на Преображенской церкви.
В заключении стоит отметить, что мероприятия по реставрации Преображенской церкви и уже отработанные на практике технические и организационные вопросы могут быть полезны для реставрационного сообщества. Более подробную информацию можно получить на стенде музея «Кижи».
Спасибо за внимание!