Музейные технологии и гостевой туризм @kizhi
В 2012 году музей-заповедник «Кижи» победил в III открытом грантовом конкурсе благотворительной программы «Музеи Русского Севера» компании «Северсталь» в номинации «Музейный бизнес, социальное предпринимательство и фандрайзинг». Музей «Кижи» — своеобразный фаворит конкурсов ОАО «Северсталь». В первом победил проект «Небеса» Заонежья». Он реализовывался в 2007–2008 годах и был представлен в разделах конкурса: «Организация и проведение выставок-исследований по теме „Русский Север“ и „Издательские проекты“». Во втором конкурсе в 2011 году музей «Кижи» был первым в номинации «Информационные технологии в музее» с проектом «ReАнимация. Музейная анимация».
Название последнего проекта — «ProЭтно: музейные технологии в гостевом туризме». Авторский коллектив проекта: О. Титова, С. Касьянов, И. Иванова. Его главная цель — развитие частно-государственного партнерства, поиски путей профессионального и взаимовыгодного взаимодействия государственного музея и представителей частного туристического гостевого бизнеса.
На презентации в Москве в декабре 2012 года было подчёркнуто, что это сложная номинация и сегодня российские музеи только подходят к определению направлений взаимодействия с бизнесом.
В течение всех последних лет музей-заповедник «Кижи» занимается поиском наиболее взаимовыгодных форм общения с местным сообществом, в т. ч. и с местными предпринимателями. Реализованная в 2005–2010 годах программа «Возвращение к истокам. Музей — районам Карелии» ставила задачи, связанные с деятельностью по актуализации культурного наследия, введением в научный оборот предметов из коллекций районных музеев, возможностью доступа жителей к культурному наследию. Значительное место в этой программе занимала помощь музея в организации презентационной и культурно-просветительской деятельности. Эти направления легли в основу первых соглашений о социальном партнерстве с Медвежьегорским и Пудожским районами.
В результате реализации программы «Возвращение к истокам» были созданы предпосылки для выведения сотрудничества музея с местным населением на иной уровень, адресной работы с различными группами населения. Более узкие направления взаимодействия были определены уже поздними соглашениями с Петрозаводским городским округом, Медвежьегорским, Пудожским районами, Великогубским, Толвуйским и Шуньгским сельскими поселениями. В их основе — реализация совместных проектов с целью сохранения историко-культурного наследия территории.
Для подготовки предложений по совместным проектам было проанализировано, с какими группами населения музей уже работает, какие группы находятся пока вне сферы взаимодействия, кому могли бы быть интересны услуги и ресурсы музея и что нужно учесть для привлечения посетителей и расширения спектра оказываемых услуг.
Для работы по данному проекту была выбрана группа представителей малого туристического бизнеса, развивающих гостевые дома близлежащей к острову Кижи территории Медвежьегорского района. В последнее время она начала активно осваиваться: в окрестностях острова Кижи работают не менее 20 официально зарегистрированных гостевых домов, а 7 из них уже поддержали инициативу музея по реализации проекта. Это В. Омельчак (д. Гарницы), В. Аверьянов и А. Панкратов (с. Великая Губа), Ю. Ёлупов (с. Ерснево), Н. Вильк (д. Кондобережская), Ф. Смирнов (д. Леликово) и В. Нагурный (д. Лонгасы).
К сожалению, в настоящее время представители малого туристического бизнеса пока слабо взаимодействуют с музеем, но понимают, что живут и зарабатывают во многом благодаря его деятельности на этой территории. Проект ставит задачу создания варианта модели взаимовыгодных отношений с местными предпринимателями.
В результате строительства дороги на материке от Великой Губы до деревни Оятевщина, расположенной в непосредственной близости от острова Кижи, появится возможность обеспечить круглогодичную доступность территории для туристов.
Основа для объединения ресурсов и долговременного сотрудничества — общие проблемы у музея и у частных предпринимателей. По не зависящим от музея причинам (высокая стоимость проезда до острова Кижи, кратковременная остановка у причалов острова водного транспорта) не все ресурсы музея оказываются востребованными. В течение трёх часов туристы успевают посетить основную экспозицию, не остается времени для знакомства с другими не менее интересными секторами музея, лишь небольшая часть групп знакомится с программами по истории, фольклору, экологии и т. д. В гостевых домах многие туристы останавливаются кратковременно, в основном на сутки, чтобы съездить на Кижи, порыбачить, сходить в баню.
Территория Заонежья вокруг острова Кижи имеет огромный потенциал, способный полностью занять туристов на несколько дней: уникальные природные объекты, памятники археологии, деревянной архитектуры, фольклорного наследия. Сегодня важно совместно музею и местным предпринимателям создать спектр услуг, способных мотивировать туристов остаться на несколько дней в гостевых домах. Задача музея — предоставлять туристам экскурсионные, культурно-образовательные услуги, предлагать различные интерактивные программы. В задачи музея не входит размещение туристов на своей территории. Частные предприниматели, напротив, в основном занимаются размещением туристов в гостевых домах без предоставления экскурсионных услуг. В ряде гостевых домов, правда, предлагаются экскурсии по Заонежью, но информации по историко-культурным, природным достопримечательностям для подготовки маршрутов по этой территории у них крайне мало. Вместе с тем Заонежье — приоритетный объект научно-исследовательской, собирательской, культурно-просветительской деятельности музея «Кижи», накопившего богатые информационные ресурсы.
В ситуации конкуренции с крупным бизнесом частные предприниматели совместно с музеем смогут создать особенные туристические услуги. Наладив сотрудничество с местными предпринимателями, музей может со временем «обрасти» партнёрами — местными владельцами гостевых усадеб, представляющими свою родную культуру, традиции местности, и тем самым повысить интерес к взаимодействию с музеем, участию в программах, проектах, мероприятиях на острове.
Для этого нужно решить задачу подготовки и предоставления в гостевые дома информации об объектах природного, историко-культурного наследия, помочь хозяевам гостевых домов разработать новые экскурсионные маршруты и услуги, использовать особенности размещения гостевых домов, традиции данного населённого пункта, родовые предания, наследие семьи, то есть то, что отличает любой гостевой дом, расположенный на этой территории. Для музея — это возможность использования научных исследований по археологии, истории, этнографии, фольклору и применения музейных технологий в оформлении, интерпретации культурного наследия. Планируется, что музей поможет реализовать 2–3 предложения гостевых домов: возможно, это будет мини-выставка или домашний музей, реконструкция обряда, экскурсионный маршрут, частный музей или что-либо другое…
Немаловажным представляется использование ресурсов музея для продвижения проектной территории на туристический рынок. В рамках проекта планируется подготовка туристической карты, туристско-информационного буклета, проведение информационной кампании, включая использование музейного сайта. Информационные материалы, выпущенные в рамках проекта, будут доступны гостевым домам Заонежья и всем, кто будет заинтересован в использовании этого опыта.
Проект нацелен донести до гостей Карелии и до самих жителей Заонежья уникальность территории, повысить её привлекательность и, главное — помочь сохранить историко-культурное наследие Русского Севера.
Благодаря этому проекту мы создаём модель взаимодействия с представителями бизнеса, используя ресурсы музея для поддержки и развития услуг, предлагаемых в гостевых домах, услуг, которые соответствуют историческим и этнографическим особенностям Заонежья, и предлагаем новые программы, экскурсионные маршруты на острове Кижи, которые требуют длительного пребывания туристов в Заонежье.