Коллекция «Фольклорный архив» — золотой научный фонд музея. 25 лет истории формирования @kizhi
За последние четверть века сотрудники музея-заповедника «Кижи» собрали уникальную коллекцию аудиозаписей, включающую в себя этнографические, фольклорные, лингвистические и исторические материалы из многих районов Карелии. Фонотека оригинальных звукозаписей представляет собой ценнейшие исторические свидетельства, имеет важное культурно-историческое значение и может считаться «золотым научным фондом» музея. Звуковая запись до настоящего времени является одним из наиболее востребованных в музейной практике средств научной фиксации традиционной культуры, поскольку дает возможность сохранить историческую память и воспроизвести живой голос, интонацию, особенности диалектной речи исполнителя.
Собирательская работа в музее-заповеднике «Кижи», как основная составляющая музейной деятельности, ведется с его создания, с 60-х годов XX века. Этнографические экспедиции избороздили всю территорию Карелии, Ленинградскую область, Беломорское побережье, Архангельский край. Основная задача первых выездов по дальним районам Карелии заключалась в сборе и изучении этнографического материала и подборе экспонатуры — лучших образцов традиционной материальной культуры для создания разнообразных этнографически точных экспозиций в музее деревянного зодчества.
Впервые к живому фольклорному материалу как нематериальному культурному наследию в выставочной деятельности музея «Кижи» обратились в начале 80-х годов, когда было принято решение о создании выставки, посвященной духовному наследию карельского народа. Благодаря стараниям В. А. Гущиной и М. А. Витухновской в экспозиции музея зазвучали голоса сказочников, причитальщиц, старинщиков — исполнителей былин, рунопевцев. Впервые был использован новаторский (по тем временам) интерактивный прием — живая фонозапись. За материалами обратились к фольклористам Института языка и литературы Карельского научного центра и в кабинет фонозаписей Карельской государственной консерватории. Копии экспедиционных материалов 60–70 годов: фольклорные записи из Кемского Поморья А. П. Разумовой и А. А. Митрофановой, материалы заонежских и пудожских экспедиций В. П. Кузнецовой, образцы вепсского и карельского фольклора из материалов И. Б. Семаковой — и стали первыми кирпичиками в судьбе «Фольклорного архива» музея-заповедника «Кижи».
В последние десятилетия XX века в обществе стал возрастать интерес к традиционной духовной культуре, ее самобытности и многообразию. Сотрудники музея включились в невероятно важную и нужную работу по сбору, сохранению, изучению и популяризации в музейном выставочном пространстве этнографического и фольклорного наследия народов Карелии, и в первую очередь Заонежья, удивительного кладезя живой народной культуры. Постепенно богатый звуковой материал, уникальные экспедиционные видеозаписи стали входить в выставочное пространство и были встречены с большим интересом посетителями музея. Интересный опыт работы накапливает Фольклорно — этнографический театр, который, осваивая фольклорные жанры по аутентичным образцам и демонстрируя богатство песенной, инструментальной и танцевальной традиций Карельского края, предлагает посетителям музея интерактивные «живые» выставки — это и номерные программы, и жанровые обрядовые сцены, например: фрагменты заонежской свадьбы «Вывод невесты за столы», «Езда невесты по гостям», «Пудожская предсвадебная вечеринка», «Поморская святочная вечерина», «Проводы рекрута» и т. д. Для восстановления каждого обрядового действа потребовалась большая собирательская и исследовательская работа, итогом которой стали реконструкции различных элементов традиционной крестьянской культуры.
С 1988 года благодаря инициативе Р. Б. Калашниковой и Е. И. Яскеляйнен в Научном архиве музея «Кижи» начинает формироваться коллекция полевых аудиоматериалов «Фольклорный архив». Свое название она получила в связи с тем, что в начале формирования архив действительно пополнялся произведениями фольклора. Но впоследствии открылась безусловная ценность сохраненных в живом звучании этнографических рассказов о различных аспектах уходящей жизни крестьян-тружеников, землепашцев, плотников. В пополнении коллекции приняли активное участие Л. В. Трифонова, Е. И. Наумова, Л. С. Харебова, В. П. Кузнецова, И. И. Набокова, Ж. В. Гвоздева, О. А. Скобелев. Позднее к пополнению коллекции этнографических и фольклорных материалов присоединились и другие сотрудники музея «Кижи»: Н. С. Михайлова, Д. Д. Абросимова, Н. А. Ригоева, П. Б. Легкая, В. Е. Кантор и др.
Кроме полевых записей, архив пополнился материалами из частных коллекций, а также записями, выполненными исследователями других организаций например: материалами фольклорных практик студентов КГПУ 1960–80-х годов, переданными С. М. Лойтер (экспедиции в Пудожский район), записи из села Гридино Н. И. Шилова и Л. В. Шиловой (Поморская экспедиция 1975 года), А. С. Монаховой (Записи исполнительниц с. Водла Пудожского р-на 1970-х годов) и т. д. Особый фонд материалов составляют копии аудиозаписей фонотеки ИЯЛИ КНЦ РАН и Института русской литературы (Пушкинский дом). Значимой частью архива являются фонограммы выступлений известных российских и зарубежных фольклористов, этнографов, лингвистов, музыковедов, принимавших участие в конференции «Рябининские чтения», например запись бесед с К. В. Чистовым, Б. Е. Чистовой, Н. П. Колпаковой, Ю. А. Новиковым, А. П. Разумовой и т. д.
Если отвечать на вопрос, что же является объектом интереса собирателей — музейщиков — то это в первую очередь воспоминания в его авторской целостности, т. е рассказы рядовых участников исторического процесса, повествующих об обыденных фактах деревенской жизни. Многие из устных историй имеют значительную художественную ценность (записи плачей, сказок, преданий и т. п.) и являются ценными фольклорными источниками. Авторы этих воспоминаний сохранили живой язык, который, как известно, является основой народной культуры. К сожалению, этот язык в большинстве своём утерян современным поколением жителей провинций. Устные рассказы заонежан — «крестьянские мемуары» из собрания «Фольклорного архива» музея «Кижи» впервые увидели свет благодаря стараниям Р. Б. Калашниковой.
Поскольку с каждым годом круг исполнителей неумолимо сокращается, ведется поиск новых путей пополнения «Фольклорного архива». Помимо полевых сборов используется адресная рассылка вопросников. В свое время этот опыт активно использовался организаторами Русского географического общества. В 2009 году автором этих строк и Д. Д. Абросимовой была разработана новая собирательская программа «Народные мемуары», ориентированная на выходцев из заонежских деревень, владеющих эпистолярным жанром и желающих поделиться воспоминаниями. Подобный способ сохранения народной памяти в авторской литературной презентации известен давно как в российской, так и в зарубежной практике. В результате «Фольклорный архив» пополнился замечательными авторскими сборниками стихов народных поэтов Росликовой, Вавилиной, Сахатаровой, Ржановского, повестями, рассказами, песенниками, дневниками. Полученные материалы легли в основу отдельного рукописного фонда «Фольклорного архива».
В настоящее время в «Фольклорном архиве» собрана внушительная коллекция аудиозаписей, где наряду с русскоязычными записями, составляющими основную часть коллекций, в его фонде представлены звукозаписи на языках народностей, проживающих на территории Карелии. «Фольклорный архив» музея «Кижи» включает в себя богатый по тематике материал: образцы уникальных фольклорных жанров, в настоящее время почти утраченных народной средой: былины, духовные стихи, сказки, домашние молитвы, тексты заговоров, архив содержит не менее ценные этнографические свидетельства по истории крестьянских семейств, их быту, деревенским заботам, об убранстве домов, предназначении бытовых предметов, описания уходящих из обихода календарных и семейных обрядов, деревенских празднеств.
Материалы полевых коллекций представляют собой серьезную научную базу для многих направлений экспозиционно-выставочной работы музея-заповедника «Кижи».