Часовня-путешественница @kizhi
Есть в музее-заповеднике «Кижи» часовня, которую смело можно так назвать, ибо она не раз меняла свое местоположение, в том числе на острове Кижи — дважды. Часовня возведена в честь Трех Святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Этих святых почитают за их рукописные книги о церковных обрядах. Они написали тексты молитв, по их книгам служатся литургии, всенощные и другие религиозные обряды. Этот образец культовой деревянной архитектуры имеет статус памятника федерального значения. Постройка часовни Трёх Святителей датируется второй половиной XVIII — концом XVIII века, и её габаритные размеры впечатляют: сруб 8×12 м, а высота — аж 22 метра,— это часовня с самой высокой звонницей из представленных в музее-заповеднике «Кижи».
* * *
Часовня Трех Святителей имеет высокий подклет. Объемная композиция часовни состоит из двух поставленных впритык срубов прямоугольной формы в плане. Восточный, собственно часовни, объем покрыт двускатной самцово-слеговой крышей, увенчанной крестом. Западный объем более широкий и высокий, над его центральной частью возвышается колокольня типа «восьмерик на четверике», завершающаяся высоким шатром с главкой и крестом. Остатки сруба покрыты односкатными кровлями на север и юг. На углах четверика колокольни двускатные кровельки из «красного теса». С запада перед главным входом устроена галерея на консолях, на которую ведет лестница из двух маршей, разделенных нижней рубленой площадкой для опирания мощных косоуров верхнего, более высокого марша. Галерея расположена асимметрично, смещена в сторону северного фасада. На него обращены и лестничные марши, покрытые, как и галерея, односкатными кровлями.
Стены рублены из круглого леса «в обло», не обшиты, восьмерик колокольни рублен «в лапу» с повалом. Восточный фасад часовни Трех Святителей глухой, на северном и южном расположено по два окна молельни, а притвор освещается окнами на южном и западном фасадах. Наличники отсутствуют. Западный сруб разделен двумя параллельными перерубами. В уровне подклета они выделяют три помещения, вероятно складского назначения. В них ведут три двери на западном фасаде, расположенные под галереей. В уровне основного этажа часовни перерубы выделяют: в центре — сени, с юга — притвор со входом из сеней, с севера — помещение с лестницей на колокольню. С галереи ведут две двери самостоятельных входов — в часовню и на колокольню.
Все кровли часовни Трех Святителей выполнены из «красного» теса с окончаниями в виде пик. Подзоры крыльца и колокольни, причелины имеют одинаковую порезку в виде контурно порезанных полукружий с круглым отверстием в центре, разделенных двумя треугольниками. Столбы колокольни двойные. Наружные имеют объемную резьбу, одинаковую с порезкой столбов нижней площадки крыльца. Это два кувшинообразных элемента, разделенных вставкой с треугольной выемчатой резьбой по контуру. Ограждение галереи и лестниц из дощатой забирки «в елочку». Консоли галереи представляют собой выпуски трех бревен-перерубов разной длины, концы которых снизу обработаны в форме крючьев.
* * *
О «путешествии» часовни Трех Святителей на остров Кижи и по нему рассказывает Татьяна Незвицкая, руководитель службы сохранения культурного и природного наследия музея-заповедника «Кижи»: «Самое сложное при перевозке памятников архитектуры с исторического места ее строительства в музей под открытым небом — „привязать“ объект к новой местности. Наши предки при установке часовни, церкви учитывали высотные доминантные отметки местности, исторические факты, традиции — условия выбора места, которые не всегда удавалось воспроизвести в музеях. Так, на музейном примере можно проанализировать трудности формирования архитектурной экспозиции острова Кижи при перевозке в его южную часть часовни Трех Святителей из деревни Кавгора Кондопожского района Карелии в 1962 году. Цель перевозки, выполненной по проекту А. В. Ополовникова, была, в первую очередь, определена сохранением памятника деревянного зодчества.
Ранее часовня, расположенная в деревне Кавгора, стояла на возвышенном, открытом месте, с традиционной оградой по периметру. Поэтому в проекте «Музей народного деревянного зодчества и этнографии Карельской АССР на Кижском острове (перспективного генплана и генплана музея) «1962 года, автор проекта К. М. Губельман указывает на то, что „…перевезенную ранее часовню из деревни Кавгора нашим проектом предусматривается из этой части острова перенести. Этот объект, перевезенный из южной части КАССР, будет в свое время возвращен в сектор южной Карелии, однако в ближайшее время эта работа не планируется. Это решение вызвано тем, что, будучи установленной на наиболее высокой части рельефа южной оконечности острова она не только теряет свою выразительность на фоне силуэта Кижей, но и в значительной степени нарушает прекрасную силуэтную композицию самого погоста“.
Евгений Всеволодович Вахрамеев в пояснительной записке 1977 года на разборку, перевозку, химконсервацию и реставрационно-восстановительные работы памятника архитектуры часовни Трёх Святителей признает, что перевозку в южную часть часовни нельзя признать удачной, «так как мощная вертикаль звонницы противоречит композиционному центру музея — Преображенской и Покровской церквей». В 1977 году были выполнены работы по перевозке часовни в северную часть острова Кижи. Предполагалось при этом, что химзащита, проведенная в 1972/73 гг., позволит сохранить памятник на 40 лет.
В музее имеются данные о состоянии конструкций часовни до перевозки в 1950-х годах, данные 1977 года, полученные до её перемещения с южной части острова, где она простояла 15 лет, в северную часть острова Кижи, а также данные о состоянии памятника, перевезенного в северную часть острова Кижи, где она простояла 35 лет до реставрации, начатой в 2012 году. Судя по обследованиям объекта, деформационные и конструктивные проблемы 1950 года, 1977 года и 2012 года различны. Очевидно одно, что при двойной перевозке часовни и ее реставрации накопились проблемы её сохранения и те деформации, которые были признаны критическими, требовали срочного укрепления срубной конструкции и проведения реставрационных работ».
Деформации часовни были признаны критическими и требовали срочного укрепления срубной конструкции, что и было выполнено Плотницким центром в 2006 году: выполнена разборка конструкций нижнего марша крыльца, заготовлены и установлены опорные брусья, ступени, подступенки, опорные столбики перил, окантовочный брус и дощатый настил входной площадки, отдельные доски ограждения площадки.
* * *
В 2012 году было окончательно согласовано и принято решение о полной реставрации памятника. К августу 2013 года реставрация часовни Трех Святителей завершилась.
О ходе реставрационных работ рассказывает их руководитель, директор АРЦ «Заонежье» Виталий Скопин: «В течение года «Архитектурно-Реставрационный Центр „Заонежье“» вел на этом памятнике масштабные реставрационные работы. Сдача объекта происходила 13 августа с участием комиссии Министерства культуры РК и заказчика — музея-заповедника „Кижи“. Работы были приняты на высокую оценку.
Для специалистов нашей организации этот объект имел особое значение. Еще лет 5 назад мы не раз с моим заместителем говорили о том, что работы на таком памятнике большая честь для любой фирмы. В своем роде она такая единственная: с особой историей, пропорциями, расположением. Во второй половине XVIII века на пересечении трех улиц, на холме, карелы-людики поставили сруб часовни. Тогда она совсем не походила на сегодняшнюю красавицу — это был трехчастный сруб без колокольни. Этому храму предстояла длительная архитектурная эволюция, прежде чем он стал настоящим шедевром среди часовен Русского Севера. В конце XVIII — начале XIX века сруб часовни заменяется на более просторный. Храм и предхрамье объединяются общей двускатной крышей, увенчанной крестом. Примерно в это время вырастает роскошная по своим пропорциям колокольня. Именно она придает этой часовне особую уникальность. Академик В. П. Орфинский считает, что «своеобразие объемно-пространственного решения часовни предопределено было не только конкретной архитектурно-ландшафтной ситуацией первоначального строительства, но и особенностью этнокультурных контактов людиковского и русского населения в условиях этнической интеграции».
Памятники перевозили на остров Кижи. Собирая, их реставрировали. К сожалению, вынужден развеять миф о том, что плотницкие бригады того времени отличались высокой квалификацией и выполняли работы на достойном уровне. Конечно, были отдельные плотники, у которых и сегодня было бы чему поучиться современным реставраторам, были и замечательные руководители проектов. Но как ни странно, для качественной, научной реставрации этого не достаточно. Представление о реставрационных технологиях еще только начинали формулироваться. Многие плотники максимум на что были способны — это более-менее рубить по черте. Переборка же памятников требовала особого профессионального качественного подхода. «Реставратор-переборщик» — это не только талант и призвание, но и результат длительного профессионального обучения и серьезных наработок.
Объемы свозимых памятников и соответственно переборок в то время были колоссальны. Чтобы вписаться в график, приходилось «гнать». Появлялись некачественные материалы, халтурные соединения. Примеров тому масса. К сожалению, похожая участь постигла и часовню Трёх Святителей. Материал на замены использовался настолько низкого качества, что за 40 лет уже потребовал замены. Меняя бревна колокольни, плотники не посчитали нужным повторить элементарные шипы в лапах, кое-где забивая гвозди. В результате к началу 2000-х годов в музее заговорили об аварийном состоянии памятника. Именно благодаря замененным элементам сруб колокольни «поплыл». На стенах образовались вздутия, шатер начал крениться на юго-запад и грозил обрушением. Специалисты музея не дремали и в срочном порядке организовали противоаварийные мероприятия, укрепив сруб изнутри деревянными раскосами. Организовали и мониторинг дальнейших деформаций, но очевидно, что это были лишь временные мероприятия. Несколько лет назад организация из Архангельска выиграла конкурс в Москве на проектирование реставрационных работ на этой часовне. Проект был настолько слабым, что потребовал длительных корректировок, пока его согласовывало Министерство культуры РФ. И это в то время, когда уже много лет на территории республики работает блестящая организация по проектированию ЗАО «ЛАД». Даже после корректировок проект пугал своими архитектурными противоречиями. К моменту объявления конкурса на реставрацию часовни наша организация уже включилась в реализацию грандиозного по масштабу и сложности проекта реставрации Преображенской церкви. Но мы не могли отказать себе в заветной мечте — реставрации выдающейся часовни, сопоставимой размером со средней церковью. Нам предстояла тщательная переборка колокольни, начиная с низа восьмерика. Ее комплексная полная реставрация с заменой невосполнимых элементов. Кроме того, комплексная реставрация крыльца, замена части нижнего венца основного сруба, замена всех кровельных покрытий, части столбов и. т. д. Просто качественно восстановить деформированные объемы бывает недостаточно. На столь высоком срубе колокольни мы наблюдали слишком мало связей, внутренних шпонок, чтобы быть абсолютно уверенными в том, что система незыблема. Тогда мы применили наиболее щадящий метод традиционного укрепления срубов — установили внутренние нагеля по периметру венцов колокольни, которых раньше не было. Кроме того, в заменяемых бревнах тщательно выполнили плотные соединения «в лапу» с плотно подогнанными шипами. Не сомневаюсь, что принятых мер достаточно для устойчивости конструкции на сотню лет вперед. Кровельная доска тесалась вручную из сосны высочайшего качества. Очередное спасибо Соломенскому заводу за возможность отбора у них блестящего материала. Материал же, который мы использовали на замены восьмерика, был выдержан несколько лет и не приведет к усушке и соответственно деформациям. Спасибо и нашим плотникам из АРЦ «Заонежье». Андрей Бурлаков, Андрей Редькин и Николай Новоселов выполняли свою работу с особой тщательностью и любовью. Руководил ими Алексей Чусов. Браво, ребята!»
* * *
Теперь обновленная часовня Трёх Святителей может стоять в Кондопожском секторе музея-заповедника «Кижи» ещё лет 50, а тогда уж её судьбой будут заниматься наши внуки и правнуки. Может быть, ещё куда-нибудь перенесут?