Общественности представили проект Концепции развития музея «Кижи» @kizhi
20 сентября директор музея «Кижи» Андрей Нелидов представил общественности и представителям власти проект Концепции развития музея. Презентацию проводили на острове. Ее участники могли своими глазами увидеть, как идет реставрация Преображенской церкви, и лично оценить происшедшие на острове перемены (установлены новые туалеты, благоустроена входная зона, открыт прокат велосипедов, проводятся конные прогулки по острову). На презентацию приехали заместитель Главы республики Валентина Улич, депутаты карельского парламента во главе со спикером Владимиром Семеновым, советник министра культуры России Завен Мусаелян, министр культуры Карелии Елена Богданова, директор Национального музея Михаил Гольденберг, академик Вячеслав Орфинский, руководитель общественной природоохранной организации «СПОК» Александр Марковский.
Выступая с докладом, Андрей Нелидов подчеркнул, что концепция — плод коллективного труда всех сотрудников музея, пожелавших принять участие в ее разработке. Над документом трудились и независимые эксперты в лице специалистов Московской лаборатории музейного проектирования, организации «СПОК». Кроме того, директор отметил, что документ носит предварительный характер и по итогам обсуждения может быть скорректирован. Наконец, Нелидов призвал не забывать, что концепция — это общая рамочная стратегия развития музея. О конкретных сроках, суммах и мероприятиях имеет смысл говорить только после ее утверждения в Минкульте России, когда она официально превратится из благих пожеланий в руководство к действию, что предполагает подробное технико-экономическое обоснование и соответствующее финансирование.
Как попасть на Кижи?
Чего же хочет музей? Одной из основных проблем, которые мешают его развитию, авторы концепции считают проблему транспорта. Сейчас остров Кижи принимает около 140 тысяч посетителей за 4,5 месяца навигации, а в промежутке до следующей весны — меньше 4 тысяч. При этом время стоянки теплоходов — всего три часа, поэтому три четверти экспозиции, а то и больше, остаются невостребованы. Зато нагрузка на южную часть острова, где расположен Кижский погост, близка к максимально допустимой. На территорию вокруг острова, где тоже есть немало интересных объектов, добираются единицы. В таких условиях развивать экспозицию и делать новые туристические продукты бессмысленно — ими все равно никто не успеет воспользоваться.
Таким образом, цель транспортной доступности — не столько рост турпотока (концепция предполагает его увеличение на уровне 40 процентов, т. е. примерно до 200 тыс. человек в год), сколько равномерное распределение антропогенной нагрузки на остров за счёт изменения транспортной логистики (увеличения времени стоянки, развития зимних видов транспорта), что позволит расширить экспозиционную территорию и обеспечить ее доступность круглый год.
Возможность добраться на Кижи в любое время года и по приемлемой цене пойдет на пользу не только музею, но и всему Заонежью, которое является абсолютным чемпионом Карелии по количеству памятников архитектуры и археологии. Многие из них музей планирует взять под свое крыло. Сейчас эти объекты по большей части предоставлены сами себе, а так они получат квалифицированный уход и станут опорными точками новых туристических маршрутов по Заонежью.
Решать транспортную проблему предлагают радикально — музей должен обзавестись собственным флотом и всесезонным транспортным парком. Эксплуатировать его на правах аренды может частная компания, но цены и график перевозок будет определять музей.
Новые старые ландшафты
Наладится сообщение с островом — понадобятся новые туристические продукты, гостевые дома, стоянки и причалы. Последнюю проблему решить проще всего: уже ведутся предварительные переговоры с компанией, которая готова в следующем году поставить на острове и в его окрестностях плавучие причалы. Что касается новых зданий, то авторы концепции предлагают не просто строить, а делать копии исторических домов на месте ныне исчезнувших деревень. С одной стороны, будут соблюдены историческая достоверность и жесткие требования к сохранению аутентичного ландшафта. С другой стороны, копии построек не являются памятниками, и на них не распространяются строжайшие ограничения по охране объектов культурного наследия. Следовательно, в них можно демонстрировать традиционные обряды и ремесла, селить сотрудников и гостей, размещать реставрационные мастерские и фондохранилища, открывать экспозиционные площадки, медпункты, торговые точки, кафе и т. д. В частности, на месте деревни Пустой Берег планируют построить десять копий исторических домов для Детского музейного центра. Сейчас у центра всего один дом, а заявок в Летнюю школу в восемь раз больше, чем путевок.
Специальный раздел концепции отведен земельному вопросу, поскольку в пределах охранной зоны музея много частных земельных участков, и даже на самом острове Кижи музею передана в собственность лишь четверть территории. Схожая ситуация с дорогами: есть дороги музейные и есть муниципальные. На первые музей имеет право тратить деньги, на вторые — нет. В подобных условиях согласованного развития территории добиться трудно. Прямой выкуп и передача земли музею возможны, но далеко не всегда, поэтому авторы концепции предлагают привлекать собственников и местные власти к совместным проектам на основе уже одобренной Правительством Карелии единой стратегии развития так называемого Заонежского кластера.
Кижи «с изнанки»
Разумеется, в концепции не обошли стороной давнюю, но весьма болезненную проблему музея — дефицит служебного жилья и почти полное отсутствие базовых благ цивилизации: электричества, водопровода и канализации. Перед презентацией гостей свозили в деревню Ямка, чтобы они своими глазами посмотрели на «изнанку» музея: в каких условиях годами живут сотрудники — пять человек в комнате, вода в озере, туалет на улице; некоторые и вовсе вынуждены обитать в приспособленных железных контейнерах. Причем несколько десятков человек живут и работают на острове круглый год.
Более того, во многих памятниках до сих пор отсутствует электричество, а это плохо сказывается на их сохранности. Например, нельзя установить оборудование для поддержания температуры и влажности, охранную и пожарную сигнализацию, подсветку и т. д. Поэтому концепция предусматривает прокладку инженерных сетей и строительство служебного жилья. Как уже говорилось, строить планируют в стиле и на месте исторических зданий.
Важнейшее место в концепции занимает реставрация памятников острова. Безусловная первоочередная задача — завершение реставрации Преображенской церкви. Стратегическая цель — сохранить традицию деревянного зодчества. Реставрационно-производственный комплекс на острове Кижи не имеет аналогов в мире, и в будущем музей планирует принять участие в открытии отделения кафедры и научно-методического центра реставрации под эгидой ЮНЕСКО. Одновременно предполагается создание центра традиционных технологий и центра традиционного судостроения.
Параллельно будет развиваться служба сохранения памятников, поскольку современный музейный подход предполагает создание условий для поддержания стабильного состояния объектов, когда необходимость в их реставрации значительно отодвигается во времени.
Музей — не бизнес-проект
На вопрос депутата Сергея Пирожникова о прогнозируемой стоимости и рентабельности концепции Андрей Нелидов повторил, что при подготовке документа этот вопрос не рассматривался, но по очень грубым предварительным оценкам на выполнение всего задуманного потребуется порядка 6,8 млрд рублей. Насчет рентабельности Андрей Нелидов высказал мнение (его поддержал директор Национального музея Михаил Гольденберг), что музей не может быть самоокупаемым по определению, поскольку его цель — не извлечение прибыли, а сохранение и презентация культурного наследия. Эксперт Лаборатории музейного проектирования Елена Лебедева добавила, что, как показывает мировой опыт, возможен косвенный экономический эффект. Например, на создание музейного квартала в Вене городские власти потратили сотни миллионов евро, задавшись целью увеличить среднюю продолжительность пребывания туриста в столице Австрии всего на один день. Но на этот день туристу нужны гостиница, экскурсии, транспорт, питание, что положительно сказывается на экономике города в целом.
«Музею не хватало менеджера»
Негативных откликов на концепцию никто не высказал. Напротив, вице-спикер Законодательного собрания Ирина Петеляева, которая в свое время резко выступала против назначения Андрея Нелидова директором музея, отметила, что, побывав на острове и пообщавшись с людьми, признает свою неправоту: «Музею не хватало менеджера. Вы видите все проблемы, не собираетесь „чахнуть над златом“, а нам, Законодательному собранию, надо подумать, что мы можем сделать для того чтобы люди, которые работают здесь, от которых все зависит, жили в комфортных условиях».
Заместитель главы Карелии Валентина Улич сказала, что, по ее мнению, концепция носит завершенный характер и достойна того, чтобы стать программой действий.
Председатель Законодательного собрания Владимир Семенов был краток, предложив «принять концепцию за основу», а министру культуры Карелии Елене Богдановой особенно понравилось, что в концепции уделено столько внимания развитию работы с детьми.
В свою очередь, Михаил Гольденберг высказал несколько замечаний к формальной стороне документа, но при этом заявил, что «аплодирует всеми конечностями» идее создать базу обучения плотников-реставраторов, поскольку сейчас в «деревянной Карелии» за пределами острова Кижи грамотных специалистов катастрофически не хватает.
Подытоживая обсуждение, советник министра культуры России Завен Мусаелян передал всем присутствующим приветствие от министра культуры РФ В. Р. Мединского и отметил, что это один из нечастых случаев, когда все присутствующие приехали по делу — равнодушных нет. По его мнению, концепция получилась сбалансированной, и ее авторов можно поздравить с добросовестно проделанной большой работой, а сам документ рекомендовать к защите.
Наконец, большую заинтересованность в реализации концепции высказали местные власти и жители в лице руководителя Великогубского сельского поселения и владельцев гостевых домов.
Завершая презентацию, Андрей Нелидов поблагодарил всех собравшихся за внимание к Кижам, а коллектив музея-заповедника — за активную работу, профессионализм и креативность. Также директор выразил благодарность сотрудникам Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии и общественной организации «СПОК».