Конкурс «Преданья старины глубокой. Были и небылицы из истории Заонежья» @kizhi
- «Поставьте меня именинницей!»
- Мои предки – коренные заонежане. Особенно яркое впечатление в жизни оставила моя бабушка Александра Ивановна Кукелева (в замужестве Изотова), уроженка села Селецкое Петрозаводского уезда Олонецкой губернии 1903 г.р. Эта история, рассказанная на заонежском диалекте, произошла в 1923 году.
Моя бабка родом с Селецкого. Сямья была большая – пятеро робят: трое девок – Анна, Александра и Ольга, два парня – Фёдор и Николай. Старша Анна уж замуж была выдана в Барковицы, а младшай Ольге было 8 годов.
Приехала Анна первой раз молодухой с мужиком к матери в гости, вокурат былы ейны именины. Мать радёхонька: самовар на столе, напекли пярогов, калиток, рыбников… А Оля – в слёзы. Что сделалось-то?
«Поставьте мяня именинницей!» «Как же мы поставим тябя именинницей, - говорит молодай зять, - оны у тя в ноябре, а нуньку вёсна!»
«А вот так: наденьте чисто платье, нову ленту в косу, напеките калиток и дайте подарок!» Молодай зять принимает решение: ставим Олю именинницей! Так и сделали: надели чисто платье, причесали перед зеркалом, нова лента в косе, на столе самовар, калитки, пяроги, но вот бяда: нету подарка.
Брату Николаю – 12 лет. Он знал, что на сарае несколько заготовок новых прялиц, это мать купила по случаю: девки-то ростут. Он взял нову большую прялицу, отпилил верхняй коняц, получилась маленькая. Коля знал, что у селецкого кузнеца е краски-охры и кисти. Он и пошоу в кузницу. Сам разрисовау прялицу - подарок готовай!»
В последствии Оля научилась прясть, а первой была именно эта прялка, и пряла лучше всех в семье, а двенадцатилетний Коля –Николай Иванович Кукелев - уже в годы Советской Власти единственный в истории Карелии с поста председателя горисполкома Медвежьегорска стал депутатом Верховного Совета СССР.
Прялочку эту наша семья хранила всю жизнь. В 2004 году она передана вместе с этой трогательной историей в музей «Кижи» хранителю фондов О.А. Набоковой.
Евгения Ивановна Калачева, преподаватель ИЗО СОШ № 4, организовала выставку рисунков к этой были «Прялица для Олюшки». Валентина СУКОТОВА, председатель правления КРОО «Заонежье» - Черти попутали
- В начале 30-х годов в Кажемском сельсовете стали создавать колхозы. Среди организаторов был и большевик Василий Степанович Фокин, народный поэт по прозвищу Бимба. Поручили ему принять участие в создании колхоза в деревне Кажма, от которой до его родных Кефтениц километров десять будет. И надо же было такому случиться, что попутчиком Бимбы стал Василий Иванович Титов, известный в округе колдун: люди его боялись, а порой просто избегали. Мало ли что колдуну не приглянется, потом гляди: рыба в ловушки попадать перестанет, корова надои сбавит, а еще пуще всего боялись, если к жене или мужу немощь привяжется. Говорили люди, что такое не раз приключалось. Бимба, как большевик, не испугался и поехал вместе с Титовым.
Стояла суровая зима. Для разогреву, как водится, выпили. В дороге у ездоков развязались языки. Слово за слово, Титов и говорит: «Слухай, Степаныч, хошь я на тебя чертей напущу?» Бимба рассмеялся и отвечает: «Не верю я, Иваныч, ни в каких чертей, отступись!» «Не веришь, черт тебя побери! Давай поспорим на литру водки», - говорит, напирая, Титов.
Ударили враз по рукам. Недалече была деревня Никонова губа. Завернули туда и добавили еще «для сугреву».
В дороге их развезло пуще прежнего. Незаметно подъехали к деревне Кажма. «Где же твои обещанные черти?» - с ехидством говорит Бимба. «Не торопись, Степаныч, в рай, туда с грехами не пущают», - с гонором ответил Титов.
И вот уже на горке церковь показалась. И тут, братцы, хоште верьте, хоште нет – на Бимбу напали черти. Они играли на балалайках и на гармошках, пели и плясали. Стали Бимбу с саней стаскивать. Сначала Бимба шутил, от чертей отмахивался, потом стало не до шуток. Начал умолять Титова: «Попутали меня черти! Поставлю литру, Иваныч, только убери ты, ради Бога, чертей!» И тут то ли Титов стал читать заклинание, то ли крест на церкви засиял позолотой, но черти пропали.
Александр МОШИН, краевед, член Российского географического общества