Новые выставки в музее «Кижи». «Жизнь под покровом небес» @kizhi
К 300-летию Преображенской церкви на острове Кижи
- Крышей для этого храма может быть только небо.
- В. В. Горбатко, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза
Выставка, открывшаяся 11 апреля в выставочном зале музея на пл. Кирова, 10 а, посвящена Преображенской церкви Спасо-Кижского погоста — выдающемуся памятнику русской истории и культуры. Со времени возведения церкви прошло 300 лет — возраст для деревянного храма весьма почтенный. Жизнь — долгая и непростая, словно разделенная на две части. С момента строительства Преображенская церковь была главным приходским храмом Спасо-Кижского погоста, духовным центром огромной крестьянской общины, а позднее стала центром созданного в 60-х годах XX века музея-заповедника «Кижи», памятником Всемирного культурного наследия, взятым под защиту ЮНЕСКО.
Издревле на острове Кижи как центре погоста-округа находились главные церкви. Земли погоста занимали южную часть Заонежского полуострова и побережье Уницкой губы, а в районе нынешнего г. Петрозаводска соседствовали с землями Шуйского погоста. В XVI веке в Спасо-Кижский погост входила 191 деревня с 377 крестьянскими дворами.
Первые храмы на острове Кижи были шатровыми — Преображенская церковь «древяна с папертми», а Покровская теплая «с трапезою». Они упоминаются в документах XVI — XVII веков. В конце XVII века молния погубила храмы на о. Кижи. Но практически сразу после пожара церкви возрождаются. В 1714 году поднялась ввысь двадцатидвухглавой пирамидой великолепная церковь Преображения Господня. Строительство и ремонт церквей велись на средства и стараниями кижских прихожан — землепашцев. Крестьянский мир, т. е. община, нанимал артель плотников, следил за добропорядочностью мастеров, дабы храмы они возводили «добро и безохульно на урочный срок», а в нужное время помогал мастерам рабочей силой: жители деревень погоста заготавливали выбранный плотниками лес, вытесывали лемех для кровель, ошкуривали бревна, готовили место для храмов. Поэтому и писали царевы писцы, что «…в церквах образы и свечи и книги и ризы и сосуды и паникадила и на колокольне колокола и все церковное строение приходцкое, тое волости крестьян» (Писцовая книга Заонежских погостов Обонежской пятины П. Воейкова и дьяка И. Льговского. 1616–1619 гг. РГАДА, ф. 1209, оп. 2, д. 8554, л. 164). Богатые и бедные жители деревень постоянно жертвовали на свои храмы, тем самым поддерживая их великолепие. По богатству церквей судили о зажиточности, «справности» прихожан. На выставке представлены подлинные предметы из убранства Преображенской церкви: церковные облачения XIX века, многие из которых были пожертвованы прихожанами, детали резного иконостаса, иконы из иконостаса Преображенской церкви.
Первый раздел выставки посвящен строительству и «благоукрашению» храма, здесь можно увидеть инструменты плотников, резчиков по дереву, иконописцев.
Второй раздел экспозиции посвящен жизни храма после Октябрьской революции, когда из места молитвы он стал памятником культуры. Именно это событие спасло храм от разрушения в лихие годы воинствующего атеизма. Внимание исследователей и реставраторов к судьбе величественной Преображенской церкви позволило не только сохранить ее для потомков, провести реставрационные работы 50-х годов, но и создать на острове Кижи один из лучших в мире музеев народной деревянной архитектуры. Этот раздел выставки посвящен судьбе памятника от начала XX века до настоящего времени, работам реставраторов иконописи, резьбы иконостаса, современным реставраторам-плотникам, ведущим беспрецедентные по сложности работы на срубе Преображенской церкви.
Выставка работает до 29 июня 2014 г.