Ольга Воронина: «Судьба привела меня в Кижи» @kizhi
Сегодня трудно представить музей-заповедник «Кижи» без мастериц-рукодельниц, которые в народных костюмах представляют посетителям музея нематериальное наследие Заонежья. У истоков музейной программы «Ожившая экспозиция» стояла Ольга Ильинична ВОРОНИНА, работающая в музее с начала 90-х годов. Она стала первым демонстратором крестьянских ремесел в экспозициях музея – интерьерах крестьянских домов. Была участницей ФЭТ, принимала участие в подготовке экспозиции «Русский лен». С марта 2000 г. Ольга Ильинична руководит отделом хранения экспозиций музея, организуя работу смотрителей и ответственных дежурных в экспозиции под открытым небом на острове Кижи. Показателем всеобщего уважения и доверия к ней является то, что в течение многих лет Ольгу Ильиничну избирают членом профсоюзного комитета музея. О том, что она к своим общественным обязанностям подходит неформально, говорит Почетная грамота МК РФ и Профсоюза работников культуры. Недавно Ольга Ильинична отметила свой юбилей. О том, какие события и люди привели ее в музей «Кижи», сегодня мы беседуем с ней на страницах нашей газеты.
- Ольга Ильинична, что привело учителя химии и биологии на работу в музей «Кижи»?
- Расскажу сначала, как я стала учителем химии. В выборе профессии определяющую роль сыграла моя мама Анастасия Васильевна Кустова. Я в школе училась хорошо, ровно, никаких особых пристрастий к предметам не было. Мама работала в школе учителем русского языка и литературы, она считала, что и из меня получится хороший учитель, и посоветовала поступать в пединститут. Я была дочка послушная, поступила на естественно-географический факультет КГПИ, стала учителем химии.
С 1975 по 1986 года работала в вечерней школе. Работать со взрослыми людьми было интересно, я научилась очень просто объяснять сложные вещи. Был в нашей школе класс глухонемых и слабослышащих, для того, чтобы их учить, я освоила азбуку глухонемых. Возможно, я и по сей день там бы и работала, но, к сожалению, школа была закрыта.
В 1986 году я во время отпуска на острове Кижи газетами в «Союзпечати» торговала – это была моя первая достаточно длительная встреча с островом Кижи и музеем.
С 1986 по 1991 года я работала в разных школах, в техникуме, но система образования меня как-то «выталкивала»: то школа закроется, то сокращение... Это, наверное, была судьба.
Я постоянно чувствую, что меня по жизни кто-то ведет. Кто-то в лице моих родителей, друзей подсказывает, как поступить, куда пойти, что делать.
Когда-то в пионерском лагере, класса после седьмого, познакомились мы с Региной Калашниковой, потом мы с ней встретились в РОНО, когда получали направление на работу, вместе работали в вечерней школе, а потом она предложила мне пойти на работу в музей «Кижи», за что я ей благодарна. Регина была моей лучшей подругой, очень жаль, что она ушла из жизни так рано. Эту потерю я со временем ощущаю все острее. - Вы начинали работать как демонстратор ремесла ткачихи в «Ожившей экспозиции». Кто привил Вам интерес к рукоделию?
- Интерес к рукоделию появился лет в четырнадцать. Мама тогда пошла на курсы вязания, а мы с сестрой по ее образцам учились дома. Я вязала очень много, ведь в то время купить что-то было трудно.
С апреля 1991 года я работаю в музее «Кижи», чему предшествовали курсы ткачества, обучение ремеслу. Так что завершившийся недавно сезон для меня семнадцатый. Я была первым и долгое время единственным демонстратором в музейной экспозиции на острове Кижи.
Ткала половики, полотенца, туристам это очень нравилось, а дети спрашивали: «Вы здесь живете?» Они всерьез думали, что дом Ошевнева – мой!
Первый сарафан, который мне выдали, был какой-то несуразный, потом сшила себе сама. Сшила множество фартуков, станушек, в них до сих пор рядятся наши девушки из «Ожившей экспозиции». Сшила флаг Российской Федерации, подаренный впоследствии фольклорному фестивалю прибалтийских стран «Балтика – 96», где музей-заповедник «Кижи» представлял Россию.
Сезон работала на острове, а зимой работала в городе, снимала мастерскую, сама себе заказала ткацкий стан, подходящий по росту. - Ваши работы украшают интерьеры домов-памятников. Какие из работ Ваших работ Вам особенно дороги?
- За годы работы их было столько, что и не сосчитать. Для домов Ошевнева, Щепина, Яковлева шила рибушные одеяла, ткала, и сегодня сделанные мной вещи используются в экспозиции. Это половики, рукотерки и другие вещи. Особенно мне нравится рибушное одеяло, которое я шила для дома Елизарова, помню, откуда взялся каждый лоскуток. Есть мои работы и в Покровской церкви и в Церкви Святого Духа в Петрозаводске. А еще мне нравятся половики, которые соткала для сестры.
- Работа начальника отдела хранения экспозиции очень отличается от того, чем вы занимались в музее раньше. Какой интерес Вы находите в работе со смотрителями?
- До 2000 года я работала мастером-демонстратором. Вероятно, накопилась усталость и появилась мысль оставить это занятие, сменить направление деятельности. Я думала, чем бы еще могла заниматься в музее. Получалось, что работа смотрителей мне наиболее близка, я все о ней знаю. А спустя некоторое время, как будто угадав мое желание, мне предложили возглавить отдел хранения экспозиции.
Мне нравится эта работа, и смотрителей наших я всех очень люблю. На острове Кижи в музее 18 рабочих мест смотрителей. 12 человек приехали работать в этом году впервые, многие из них собираются сюда и на следующий год. Этим летом отработали 24 человека: люди меняются, потому что не все готовы работать целый сезон. Например, студенты, в распоряжении которых только каникулы, они работают в основном в июле и августе. Многие из них свою трудовую книжку завели в музее «Кижи», и первая запись в ней – «смотритель». Другое дело – пенсионеры. Около десятка человек - это наш основной костяк, проверенный годами. Весь сезон они на острове. Прибывают с первыми вертолетами готовить экспозицию к открытию туристского сезона, и до последних теплоходов несут свою вахту.
Надо отметить, что у нас в музее появились смотрители из Великой Губы: Лидия Карельская и Оксана Рачугина работают второй сезон, в этом году к ним присоединились Валентина Ваганова, Екатерина Карпина, Евгения Коросова и Анна Орлова.
Работе смотрителя нигде не учат, ни в одном учебном заведении. Чтобы стать хорошим смотрителем, надо просто любить эту работу, уметь ладить с людьми, быть очень ответственным, внимательным и терпеливым. Самое главное – быть приветливым, ведь туристы – наши гости. Люди приехали на остров Кижи отдохнуть, увидеть его красоту, и не надо им портить настроение.
Саму работу смотрителя не назовешь трудной, но график работы очень тяжелый. Он зависит от графика захода туристских теплоходов, «Комет», «Метеоров», вертолетов, который может меняться в зависимости от погоды, работы шлюзов и других причин. Поэтому каждый день нужно быть готовым к тому, что рабочий день смотрителя закончится не в 18.00, а в 20.00, а то и в 22.00. Сверхурочная работа, конечно, оплачивается. У нас есть ударники, которые после закрытия сезона зарплату получают еще до Нового года.
Молодые работают ничуть не хуже своих старших коллег. Возраст не влияет на качество работы, влияет ответственность. - Не возникает ли у Вас желание снова вернуться к ткацкому станку?
- Рукоделие – процесс творческий, им надо заниматься, когда этого очень хочется. Я за восемь лет, вероятно, исчерпала себя. Рукоделием совсем не занимаюсь, даже вязать перестала. И свой ткацкий стан продала в Великую Губу, на нем там сейчас работают местные мастерицы, он еще долго будет служить людям.
- Ваша работа на острове занимает все теплое время года. Как Вы проводите отпуск?
- Если, работая в школе, я имела возможность отдыхать каждое лето, то в музее все наоборот. Отпуск у меня в ноябре и перед началом нового сезона в апреле. Люблю различные поездки, когда представляется возможность. Прошлой осенью, например, побывала в Италии, мы объехали на автобусе всю страну. Очень понравилась Венеция, катание на гондоле. Я лодки очень люблю, когда мы жили в Жарниково, каждый день на веслах добирались на работу и с работы на лодке, которую вскладчину купили с Региной.
- Чем для Вас стал остров Кижи?
- Остров Кижи для меня – это все. Это мой Дом. Я на остове провожу по пол года и за сезон с Кижей почти не выезжаю. Здесь на все смотришь по-другому. И быт островной – вода, дрова - совсем не в тягость. Я живу в деревне Ямка, здесь у нас соседство получилось очень дружным. Дружеское общение и взаимопомощь – очень важные вещи, ценность которых лучше понимаешь, находясь вдали от городской суеты.
Жизнь в музее меняется в лучшую сторону, это особенно заметно при руководстве Эльвиры Валенитиновны Аверьяновой. Постепенно решаются проблемы с жильем, бытовые условия становятся лучше, сотрудники обеспечиваются необходимыми вещами, например, посудой, бытовой техникой.
Музей для меня – это, конечно же, интересные люди, мои друзья. Здесь работают Анна Хикматова и Елена Филиппова, с которыми я дружу еще со школьных лет.
Больше всего я хочу работать в музее «Кижи» как можно дольше.