Современные технологии на страже памятников @kizhi
Памятники деревянного зодчества, сохранившие до нас тепло рук старых мастеров, противостоявшие на протяжении нескольких столетий суровой северной погоде, оказываются зачастую беззащитными перед микроорганизмами и насекомыми. В последние годы во многих музеях под открытым небом на Северо-Западе России специалисты с тревогой отмечают всплеск активности жуков-точильщиков. Вызвано это, по всей видимости, как потеплением климата, так и изменением свойств древесины после широко распространенной в 70-80-е гг. прошлого века химической защиты.
Не только уничтожение, но и обнаружение этих вредителей являются достаточно непростым делом. Объясняется это тем, что большая часть их жизненного цикла, который длится от 1 до 3-х лет проходит скрытно, в толще древесины, где личинка прогрызает длинные извилистые ходы. Лишь по истечении этого срока на поверхности элемента появляется жук, который прогрызает отверстие диаметром 3-5 мм. Эти, так называемые лётные отверстия, являются зачастую единственными признаками зараженности, однако различить свежие и не очень старые лётные отверстия не всегда может даже опытный исследователь.
Существующая ситуация потребовала поиска современных технологий, позволяющих своевременно выявить очаги древоточцев. В 2005-2006 г., нам совместно с сотрудниками Института леса КарНЦ РАН и Государственного Эрмитажа удалось показать принципиальную возможность обнаружения личинок и жуков древоточцев акустическим методом. Осенью 2006 г. на пожертвование Вики и Тома Чамберс (США) для музея «Кижи» был приобретен комплект акустических датчиков и программное обеспечение компании Stethographics Inc, которые позволяют записывать в цифровом формате звуки, сопутствующие жизнедеятельности точильщиков. Задачей текущего сезона является запись идентификационных фонограмм, которые позволят определять видовой состав древоточцев.
Возможность локализации очагов древоточцев в музейных экспонатах или памятниках деревянного зодчества позволяет направленно проводить дезинсекцию.
Для уничтожения насекомых в музеях в течение многих лет использовались токсичные газы, в частности метилбромид. Однако в настоящее время он включен в список опасных веществ, разрушающих озоновый слой, поэтому в ближайшее время использование будет запрещено в большинстве стран.
Анализ состояния памятников музея-заповедника «Кижи» показал необходимость поиска экологически приемлемых способов защиты деревянных конструкций. Этот подход встретил поддержку на 3-м Международном Симпозиуме по защите от вредителей в музеях, проходившем в 1998 г. в Стокгольме, где мы представили обобщающий доклад. На нем крупнейшие корпорации, такие как «Хитачи», «Мицубиси» представили оборудование для дезинсекции музейных экспонатов в условиях модифицированной атмосферы, но проблема обработки больших конструкций так и оставалась нерешенной. Перспективным для этих целей представлялся термический метод, однако реализовать его в музее удалось лишь спустя 7 лет из-за отсутствия финансирования и распада научных организаций.
За рубежом метод тепловой разработки достаточно успешно развивался, однако он находил применение в основном для дезинфекции и просушивания строительных конструкций. Разработанная для этих целей немецкой компанией МТВ СВЧ – установка, которую предоставила нам в 2005 г. Северо-Западная Ассоциация Реставраторов, не подходила для памятников деревянного зодчества, как с точки зрения пожарной безопасности, так и целостности конструкций. Поэтому специалистами Московского Государственного Университета Леса по нашему техническому заданию было изготовлено специальное оборудование для нагрева деревянных конструкций, тестирование которого проводится в музее «Кижи» с 2006 г. За это время разработаны режимы нагрева, позволяющие избежать коробления элементов и достигать летальных для древоточцев температур за относительно короткое время – за 4-5 часов.
Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что микроволны хорошо подходят для локальной обработки элементов зданий, обеспечивая эффективный нагрев по всей глубине, притом, что безопасность обработки может быть достигнута достаточно легко.
В размеренную жизнь музеев все активнее врываются современные технологии. Основными характеристиками которых являются экологическая безопасность и минимальное вмешательство в целостность памятника. Все это – отражение современного уровня развития технологий и общества, осознающего мировое значение хрупкого культурного наследия – памятников деревянного зодчества.