Это было кижским летом @kizhi
- 2006 год — четырнадцатый год реализации межведомственного проекта «Летняя музейно — этнографическая школа на острове Кижи», который отмечен, с одной стороны, сохранением и развитием традиций Республиканской Летней школы, методик средового образования, с другой стороны — это новый этап в развитии Летней школы, которая вышла на всероссийский и международный уровень.
С 2000 года ведущей формой реализации научно-исследовательской и культуротворческой деятельности детей по изучению историко-культурного и природного наследия является проектная работа. Она начинается задолго до лета — идет создание проектов на предложенные музеем темы, в 2006 году их было 19. Лучшие проекты реализуются на острове Кижи.
На конкурс, который в 2006 году стал Всероссийским благодаря Интернету, были представлены 20 музейных проектов, 13 из которых признаны победителями и воплотились в жизнь в летнем сезоне — 2006.
Партнером музея в организации работы Летней школы по-прежнему остается Министерство образования РК. Но, к сожалению, в нынешнем году объем финансирования со стороны Министерства значительно сократился, что вызвало появление на острове групп по специально разработанному музеем платному абонементу.
В проектной деятельности 2006 года на острове Кижи участвовали 165 детей и 20 педагогов. По традиции сезон открыла детская группа музейной студии материально-художественного творчества «Кижская палитра». Четыре проекта реализовали представители учебных заведений г. Петрозаводска: СОШ № 43 и Державинский лицей — базы Республиканского детского музейного центра, а также фольклорный ансамбль «Перегудки» Музыкального училища им. К. Раутио и детский фольклорный коллектив «Руна» Центра молодежи. Из районов республики в Летней школе на этот раз побывали: Сумпосадская средняя школа из Беломорского района, художественно-графическое отделение детской музыкальной школы г. Пудожа, СОШ № 2 п. Мелиоративный Прионежского района, Великогубская средняя школа Медвежьегорского района.
Расширилась география участников Летней школы, вышедшей за пределы Карелии — это школьники из Москвы, Воронежа и Вильнюса (Литва).
Проектная деятельность включала самые разнообразные темы, такие как, например, «Природа и экология острова Кижи», «Фольклор Заонежья», «Русский Север „terra inkognita“. Взгляд из Литвы. Пленэр в Кижах», «Кижи в зеркале прессы» и другие. Каждая группа полностью воплотила все свои задумки, порой результаты поражали самих участников музейной практики.
В Летней школе совместными усилиями детей, музейных педагогов, сотрудников музея создавалась особая эмоциональная атмосфера, которая усиливала эффект «погружения» в мир народной культуры и дополнялась мощным воздействием историко-культурной и природной среды музея-заповедника «Кижи».
Дальнейшее развитие получили в Летней школе интерактивные игровые методики. Летом 2006 года был апробирован детский игровой путеводитель по карельскому дому Яковлева. С каждым годом Летняя школа получает новый импульс развития, совершенствует музейно-педагогическую методику.
Дети и педагоги уезжали с острова, обогащенные новыми знаниями, личным опытом общения с мировым наследием, местными жителями, сотрудниками музея, которые делились с ними своей любовью к заповедному острову Кижи. - Людмила ШИЛОВА, заместитель директора по информационной, образовательной деятельности и связям с общественностью, научный руководитель РДМЦ, автор проекта «Летняя музейно-этнографическая школа на острове Кижи»
Вести из Кижей
Кижи, Кижи — Чудо-остров, Жить на нем совсем непросто! Изучать природу края Мы приехали сюда. Этот наш веселый лагерь Будем помнить мы всегда.
В этих строчках отразились впечатления детей из школы № 2 поселка Мелиоративный от пребывания на острове Кижи.
8 июня на речном вокзале родители с волнением провожали своих детей. Ребята отправились на о. Кижи в Республиканскую Летнюю музейно-этнографическую школу.
Последнее напутствие родителей, пожелания «Счастливого пути!» остались позади и «Комета» взяла курс на о. Кижи. Время в пути пролетело незаметно. Словно по заказу, холодная пасмурная погода сменилась солнышком, которое светило все дни нашего пребывания на острове. Шесть дней в Летней школе пролетели как один миг — знакомство с островом, экскурсии, деловая игра «Мой проект по утилизации отходов на о. Кижи», изучение лекарственных растений, выпуск газеты «Вести из Кижей», концерт для сотрудников музея, работа над проектом и, наконец, самое яркое впечатление — участие в Республиканском детском музейном празднике «Кижи — мастерская детства», где ребята нашей фольклорной группы «Потешки» пели песни, водили хороводы, общались с туристами. Праздник завершился возвращением в лагерь на пожарной машине.
Грустно было расставаться с островом, с новыми друзьями, но дома с нетерпением ждут родители. На вопрос: «Понравилось ли вам в Кижах?» — четвероклассники дружно ответили: «Да!». На прощание мы все дружно бросили монетки в Онежское озеро, чтобы еще раз вернуться в Кижи. До свидания, чудо-остров, мы будем тебя помнить!- Алла БОРИСОВА, классный руководитель
Остров чудес
Как много уже сказано, написано, спето об удивительном острове Кижи! Но не устаешь восхищаться, удивляться и воспевать этот удивительный край! Вот уже третий раз нам посчастливилось вновь прикоснуться и погрузиться в этот неповторимый мир, где время как будто приостановилось. Здесь забываешь о городской суете, о мелких и ненужных проблемах и не устаешь удивляться, учиться, познавать и открывать.
С 24 по 29 июня наш ансамбль «Перегудки» (Петрозаводского музыкального училища им. К. Э. Раутио) принимал участие в Летней музейной школе РДМЦ на о. Кижи. Тема нашего проекта, над которым мы работали на протяжении всего года, называлась «Фольклор Заонежья». Задача нашего проекта — это приобщение детей к народной культуре в её синкретичности (природная среда, архитектура, быт, прикладное искусство, музыкальный фольклор). И конечно, воспитание уважения к культуре многих поколений жителей Заонежья, гордости за свой край, восхищения огромным количеством талантов русской земли, любви к малой Родине.
Летняя музейная школа позволила нам погрузиться в этот прекрасный и незабываемый мир заонежской культуры, услышать неповторимые мелодии заонежских песен, кижские колокольные звоны, увидеть и ощутить мир материальной культуры этого края.
Рассказывать о Школе можно очень много. Ребятам очень понравились прекрасные занятия с Фольклорно-этнографическим театром и его музыкальным руководителем Е. В. Герасимовой. Темы наших занятий были «Прядимая беседа» и «Традиционные музыкальные инструменты Карелии». Девочки учились искусству прядения, не отставали от них и мальчишки. На занятии о музыкальных инструментах ребята не только узнали много нового из истории народного исполнительства, но и сами пытались извлечь звуки из старинных музыкальных инструментов.
Очень важным событием в духовной жизни ребят была встреча с настоятелем Покровской церкви отцом Николаем. Невозможно забыть глаза детей, тот живой интерес, который они проявили в беседе с батюшкой.
Одна поездка запомнилась особенно — это была настоящая фольклорная экспедиция за заонежскими песнями в удивительное место — село Великая Губа Медвежьегорского района. Мы, как настоящие путешественники, плыли по озеру мимо старинных деревень, сохранивших свою самобытность, мимо удивительных часовен и церквушек, как будто спрятавшихся за высокими деревьями от посторонних глаз!
На берегу в Великой Губе нас встречала удивительная женщина — Надежда Кузьминична Алёшина. С первых минут нашей встречи она влюбила в себя всех наших ребят. Обаятельная, добрая, отзывчивая, любящая свой край, свои песни, она на протяжении многих лет руководит фольклорным ансамблем «Родники» при Великогубском доме культуры. Ансамбль существует на протяжении 27 лет. В нем поют женщины разного возраста. Молодые перенимают традицию у старшего поколения исполнительниц. С какой любовью, трепетностью они рассказывали о той или иной песне, как звучали их голоса, с каким волнением переживали каждую строчку из любимой песни! В репертуаре песенниц звучат в основном песни Заонежья. Это досюльные «За годочек сердечко слышало», «Экой Ваня», свадебные песни «Ой сборы, сборы», «Уж как конь идет по бережку», «Шла как Оля из гостей» и многие другие. С удовольствием участницы ансамбля слушали исполнение наших детей. Из Заонежья мы привезли много заонежских игр. А при следующей встрече мы пообещали песенницам спеть какую-нибудь заонежскую песню из репертуара ансамбля «Родники».
Очень хочется пожелать этим женщинам крепкого-крепкого здоровья, неутомимости, жизненной энергии. Большое спасибо руководителю Дома культуры п. Великая Губа Ирине Михайловне Чеглаковой, которая приняла нас как дорогих гостей, с интересом и любовью рассказывала о своем крае, об ансамбле, участницей которого она сама является.
Было грустно расставаться с этим чудесным краем, с удивительными людьми, которые подарили нам возможность погрузиться в среду традиционной культуры.
Хочется сказать большое спасибо всем тем, кто был рядом с нами все это время и помогал нашу мечту превратить в реальность. В первую очередь — наш куратор Наталья Николаевна Больших, которая непосредственно занималась подготовкой реализации нашего проекта. Это начальник Летней школы Жанна Васильевна Есипова, которая делала нашу жизнь уютной, сытной и домашней. Спасибо музыкальному руководителю ФЭТа Елене Викторовне Герасимовой за ее замечательные занятия и всем тем людям, с которыми связала нас жизнь на острове.- Татьяна АНАНЬЕВА, преподаватель Петрозаводского музыкального училища, хормейстер ансамбля «Перегудки»
Наше Преображение
В связи с 40-летием музея актуальной являлась проблема реставрации Преображенской церкви. Учащиеся 10 класса СОШ № 43 музейно-образовательного комплекса «Родник» через реализацию проекта «Преображение» имели уникальную возможность окунуться в процесс возрождения памятника, представили жизнь памятника после реставрации. Содержательные музейные занятия провели Светлана Теплова, Людмила Трифонова. Неоценимую помощь в работе по проекту оказали Александр Любимцев, Андрей Ковальчук.
«В этом году мне представилась прекрасная возможность съездить на остров Кижи с исследовательской работой. Когда я, выйдя из „Кометы“, ступила на эту священную землю, у меня промелькнула мысль: „Как люди могут не ценить это место?“ Я узнала много нового по теме „Реставрация Преображенской церкви“. Эта тема на самом деле очень интересная, и все ребята, с которыми я ездила, были в восторге. Ну а в целом — это замечательный шанс отдохнуть вне города на свежем воздухе и в удивительном месте. Природа острова Кижи завораживает: поля с цветами, луга, животные и никаких современных видов транспорта в огромном количестве. Единственное, чего я очень боялась — это змей, но несмотря на это, отдых на острове Кижи мне очень понравился и это место я не забуду никогда. И еще мне бы очень хотелось съездить на остров после завершения реставрации Преображенской церкви»,— рассказала Ирина Шаршнева.
Своими впечатлениями поделилась Ксения Прокина: «Эта поездка дала мне много полезного. Я расширила свой круг знаний; поняла, что я в коллективе не лишняя — мое мнение тоже важно. По своей натуре я — человек очень скромный, боюсь высказывать свое мнение, идеи и мысли. Поездка и сам остров показали, что все мои опасения были напрасными. На острове Кижи я ощутила, что стала взрослее. Красотой русской природы, древних построек — вот чем наполнен остров. Я очень рада, что у нас есть такой замечательный остров и что я там побывала. Педагоги очень хорошо разработали программу, чудесные творческие задания. И вообще, я бесконечно рада, что посетила остров».- Светлана ТЕПЛОВА, руководитель МОК «Родник», СОШ № 43
Летние образовательные проекты на острове Кижи В музее-заповеднике «Кижи» проходит 14 образовательный сезон
С 1993 года в музее-заповеднике «Кижи» работает Республиканская детская музейно-этнографическая школа на острове Кижи (ЛМЭШ). С 1994 года она является базовой структурой Республиканского детского музейного центра (РДМЦ) и работает ежегодно с 1 июня по 31 августа на острове Кижи. С 1997 г. соучредителем школы, вместе с музеем «Кижи» выступает Министерство образования РК.
Летняя музейно-этнографическая школа — это целевой межведомственный социокультурный проект, направленный на творческое развитие личности ребенка на основе уникального историко-культурного и природного наследия музея-заповедника «Кижи». Автор идеи и концепции заслуженный работник культуры РФ Л. В. Шилова.
Основной метод освоения наследия острова Кижи — «погружение» в культуру. Дети и педагоги живут в исторической деревне Ямка, в крестьянском доме, построенном в конце XX века и являющемся памятником музея. Главная задача музейного педагога и ребенка создать особую эмоционально-насыщенную атмосферу духовного общения, «погружения» в историко-культурную среду острова, личного общения с памятниками и островом.
Для участников Школы музейными сотрудниками культурно-образовательного и других отделов разработаны специальные занятия и программы «погружения»: «Материальная и духовная культура русских Заонежья и Пудожья, карел, вепсов», «Деревянное наследие Карелии», «Православие на Севере России. История и современность Кижского прихода», «Промыслы и ремесла Севера», «Природные особенности Кижских шхер», «Экологические тропы о. Кижи», «Экология и культура», «Археологические памятники Заонежья.
За 13 лет на учебных практиках «погружения в историю и культуру» по 15 темам школа приняла 166 групп, 2013 учащихся 1–11 классов, более 500 педагогов. В Летнюю школу попадают группы, чьи проекты становятся победителями в ежегодном конкурсе музея.
В 2006 году школа начала свою работу 30 мая и на середину июля приняла 7 групп (96 детей). На острове побывали группа из Финляндии — по проекту «Русский Север», студия «Кижская палитра» — по проекту «Пленэр в Кижах», дети поселка Мелиоративный — по проекту «Природа и экология о. Кижи, группа базовой музейной школы № 43 — по проекту „Преображение“, детский ансамбль „Перегудки“ — по проекту „Фольклор Заонежья“, учащиеся московской прогимназии № 1768 — по проекту „Кижи — городок древних мастеров“, учащиеся художественно-графического отделения ДМШ г. Пудожа — по проекту „Северное письмо“, школьники п. Великая Губа — участники музейного актива — по проекту „Родные истоки“.
В июле и августе на остров ожидается приезд детей из Сумпосадской школы Беломорского района с проектом «Школа — хранительница традиций села», а также из детского творческого объединения Литвы «Муза» (проект «Русский Север „terra inkognita“. Взгляд из Литвы») и Воронежской городской общественной детской организации «Центр игровых технологий» с проектом «Музей, культура, личность».
По окончанию всех летних смен в музее пройдет традиционная осенняя встреча «Кижское лето — 2006», на которой будут подведены творческие итоги образовательного сезона.
В 2006 году Летняя школа примет четырнадцать групп, участники которых будут воплощать свои проекты на острове Кижи. Большинство участников из Республики Карелия, однако в этом году музейная школа открывает свои двери и для москвичей, воронежцев, литовцев и представителей дальнего зарубежья. Целью проектной деятельности школьников является приобщение участников практики к историко-культурному и этнографическому наследию Карелии, используя метод «погружения» в историко-культурную среду музея-заповедника «Кижи». Ребята приедут изучать особенности русской деревянной архитектуры, быт и занятия заонежан, фольклорные традиции края и многое другое. В ходе практики они встретятся с ведущими сотрудниками музея, посетят тематические и обзорные экскурсии, займутся творческой работой по проекту, имеют возможность отдыха.
30 мая Летняя школа начала свою работу. Первую смену открыли учащиеся-реставраторы колледжа ремесел и дизайна из города Куопио (Финляндия).
Знакомство с музеем «Кижи» началось для финской группы с Презентационно-выставочного центра в Петрозаводске. Гости познакомились с работой Инфоцентра, посетили фотовыставку Михаила Скрипкина «Кижи. Времена года», прошли по экскурсионному маршруту «Кижский остров в центре столицы» и побывали на выставке «Воспоминания о мастере. Современное прикладное искусство в фондах музея-заповедника „Кижи“ в Лекционно-выставочном комплексе музея „Кижи“.
Как рассказал Матти Валконен, руководитель группы и преподаватель «INGMAN COLLEGE OF CRAFTS AND DESIGN», главная цель поездки финских студентов по Карелии — знакомство с деревянным зодчеством и посещение всемирно известного музея под открытым небом на острове Кижи. «Финляндия задумалась над тем, что традиции деревянного зодчества могут исчезнуть безвозвратно где-то в середине 90-х годов прошлого века, когда стало очевидно, что старые мастера уходят, а замены им нет,— сказал Матти Валконен.— Да и древних памятников деревянного зодчества в Финляндии практически не сохранилось: большинство деревянных построек имеют не более чем шестидесятилетнюю историю. Несмотря на то, что многие годы наша страна была ориентирована на промышленное строительство, сохранился интерес к традиционному деревянному зодчеству. Государство уделяет этому вопросу определенное внимание, финансируя колледж, но этого недостаточно, поэтому мы привлекаем и спонсорские средства. Мы обучаем строителей и реставраторов работать по старым технологиям с применением самых простых строительных инструментов, главный из которых, естественно, плотницкий топор. В связи с этим нам очень интересно познакомиться с работой кижских реставраторов, поучиться у них. Интересно посмотреть, как сохраняются в музее старинные постройки. В Финляндии тоже есть музей деревянного зодчества „BOMBA“, но все представленные в нем постройки созданы в 70-е годы XX века по образцам карельских домов. Думаю, что посещение музея-заповедника „Кижи“ будет очень полезно для нас и пригодится в дальнейшей работе».
В тот же день группа отплыла на остров Кижи, где ее встречали сотрудники Летней школы. Два дня на острове — это, конечно, очень мало, но и за этот короткий срок финские гости благодаря сотрудникам музея успели многое увидеть. С работой Плотницкого центра их познакомил его начальник Андрей Ковальчук, о реставрационных работах в Преображенской церкви рассказал заместитель директора музея Николай Попов, обзорную экскурсию по острову провела ведущий методист отдела КОД Наталья Больших. Переполненные впечатлениями будущие реставраторы вернулись в Петрозаводск вечером 31 мая. Общим мнением о поездке поделилась с нашей газетой переводчик группы Пиа Валконен: «Нам очень понравилась поездка! На острове Кижи живут и работают замечательные люди, нас отлично принимали, готовили для нас очень простую и вкусную еду. Нам удалось увидеть очень много интересного, такого в Финляндии не увидишь! Сотрудники музея подробно рассказывали о работе по реставрации и сохранению памятников. Особенно ценно, что нам показывали то, чего не видят обычные туристы. Надеемся, что это не последняя наша встреча с музеем „Кижи“.