Судьба дома Елизарова @kizhi
45 лет назад в экспозиции под открытым небом на острове Кижи появился дом крестьянской семьи Елизаровых.
Сегодня дом Елизарова имеет охранный статус памятника федерального значения и представляет в экспозиции под открытым небом усадьбу заонежского крестьянина-середняка. В соответствии с генеральным планом развития музея «Кижи» дом Елизарова входит в экспозиционный комплекс «Русские Заонежья», объединяющий четыре дома-памятника.
Построен этот дом во второй половине XIX века и до 60-х годов XX века стоял в своей родной деревне Середка, находящейся в исторической Кижской волости, а ныне относящейся к Медвежьегорскому району Карелии и стоящей на соседнем с островом Кижи Большом Клименецком острове.
Несколько поколений заонежской семьи крестьян Елизаровых строили и перестраивали свой дом, переживший на своем веку и пожар, следы которого до сих пор видны в одном из чуланов, и заброшенность, чуть было не приведшую к полному разрушению этого памятника народной архитектуры. Музей «Кижи» спас и сохранил его для будущих поколений.
До перевозки в музей дом Елизарова замыкал собой северный конец деревни Середка, знаменитой еще и тем, что здесь родился и жил основатель династии сказителей Трофим Рябинин.
Деревня Середка, известная с 1628 года, где, как и во всем Заонежье, испокон веков жили русские, включала в себя три деревни: Потаневщина, Посад и Перевесы.
В 1873 году здесь жило 156 человек в 21 доме. В 1873 году – 104 жителя в 19 домах. В 1905 году – 78 жителей в 12 домах. В советский период в Середке было 20 домов. В 1926 году здесь оставалось 90 человек, в 1933 – уже 83. Коллективизация и репрессии 30-х годов значительно сократили число сельских жителей. В годы Великой Отечественной войны Заонежье было оккупировано и разорено финнами. Местное население согнано из родных деревень на принудительные работы и в концлагеря. В 1956 году в Середке было уже всего 3 дома, а в 1967 году она была снята с учета как самостоятельный населенный пункт.
Стоял дом семьи Елизаровых, как и большинство других домов этой деревни, у самого берега, в нескольких метрах от воды и был обращен фасадом на юго-запад в сторону открытой водной глади.
Дом Елизарова является одним из наиболее старинных сохранившихся крестьянских домов Заонежья. Самой старой его частью можно считать нежилые помещения – сени и две кладовые вместе с их общим подклетом. Что же касается жилой части дома, то она построена, а точнее восстановлена после пожара, значительно позже. Дата, указанная на резном полотенце – 1881 год, по всей видимости, относится именно к этой жилой части дома.
Составлением родословной крестьян Елизаровых по ревизским сказкам и метрическим книгам занималась начальник отдела истории и этнографии Светлана Воробьева, ей удалось проследить историю этой семьи вглубь до XVIII века. Фамилия Елизаровы пошла от заонежского крестьянина Елизара Михеева.
В начале ХХ века жила в этом большом доме крепкая многочисленная крестьянская семья. По воспоминаниям Анны Константиновны Елизаровой, в их доме проживало 18 человек: бабушка (мать отца) Иринья Михайловна (умерла в 1937 году), отец Константин Алексеевич (1892-1940), мать Анна Филипповна (1895-1934) и шестеро их детей. Кроме того, в доме проживал брат отца Григорий Алексеевич с женой и пятеро их детей. В хозяйстве Елизаровых было 2 лошади, 6-7 коров, 20 овец и куры.
Из потомков строителей и хозяев дома с музеем «Кижи» были связаны двое: в 60-70-х годах XX века Анна Константиновна работала смотрителем, а ее родной брат Федор – плотником-реставратором.
Долгие годы дом Елизарова находился вне поля зрения исследователей народного зодчества.
Обмерные чертежи были выполнены в 1948 году сотрудником научно-реставрационной мастерской при Управлении по делам архитектуры КАССР техником-архитектором А.Я. Кривонкиным. Детальное обследование с целью получения исходных данных для последующих работ над проектом реставрации производилось в марте 1960 года А.В. Ополовниковым, в то время кандидатом архитектуры. Все обмеры были зафиксированы в чертежах, одновременно была выполнена и фотосъемка дома.
В сообщении о предварительных работах указывалось, что дом Елизарова находился в аварийном состоянии. В целом процент технического износа и утрата первоначального вида составляли 85%.
Наиболее тяжелые повреждения сруба имели нежилые помещения: крытый двор, северная и восточная стены. В плохом состоянии оказались многие бревна западной стены кладовой, ее подклета и чердака.
Очень сильно поврежденной оказалась верхняя часть сруба второй избы, устроенная на сарае в начале XX века – в ней рухнули перекрытия.
Все другие наружные стены дома сохранились значительно лучше, но и они требовали замены отдельных бревен.
Некоторые из архитектурно-конструктивных деталей дома, как, например, гульбище, оказались совершенно утраченными, другие детали: крыльцо, оконные наличники, балкон, декор кровли - в основном сохранили свои формы. Эти подлинные элементы и явились основой, определяющей художественную ценность дома, они дали возможность восстановить утраченные элементы.
Исторически сложившийся архитектурный облик дома впоследствии был восстановлен.
В 1961 году дом был полностью разобран и перевезен с Большого Клименецкого острова на остров Кижи в формирующуюся экспозицию под открытым небом.
На разборке, маркировке и реставрации дома работала бригада заонежских плотников-реставраторов в составе: бригадир Борис Федорович Елупов (д. Ерснево), Константин Петрович Клинов (д. Клиново), Федор Константинович Елизаров – прямой потомок строителей дома (д. Середка), Егор Григорьевич Тестенников (д. Боярщина), Григорий Иванович Ермолин (д. Мальково), Алексей Дмитриевич и Дмитрий Федосовы (д. Кузаранда), Павел Матвеевич Мотов (д. Кургеницы), Василий Михайлович Никитин (д. Зубово). На перевозке дома из деревни Середка на остров Кижи были заняты: Евгений Васильевич Кирьянов и Павел Константинович Костев из кижской деревни Ямка. Работы велись под наблюдением прораба Бориса Васильевича Моталева. Общее руководство осуществлял Александр Викторович Ополовников – автор проекта реставрации.
Дом-комплекс, срубленный из сосны, имеет внушительные размеры: 20,8 м на 21,2 м и 6,17 м в высоту. По своей планировке он занимает промежуточное положение между «кошелем» и «глаголем»: система перекрытий и общий архитектурный облик приближаются к типу «кошель», однако нечеткая форма плана, размещение слева от сеней нежилых помещений не характерен для типа «кошель». Одновременно Г-образная форма плана, типичная для «глаголя» в данной постройке, слабо выражена.
Дом похож на плоский параллелепипед с почти квадратным основанием, перекрытый общей над жильем и хозяйственной частью асимметричной крышей. Жилая часть одноэтажная, состоящая из избы и сеней с кладовками, на высоком подклете. Под сенями на первом этаже расположен хлев, под кладовками — амбар (в подклете) с входом снаружи.
Хозяйственная часть двухэтажная (1 этаж— двор с хлевами, 2 этаж — сарай) с дополнительным жилым помещением на втором этаже – избой на сарае, примыкающей к боковой стене основной избы. Часть сарая была перестроена в избу, когда братья Елизаровы стали жить своими семьями. На северном торцевом фасаде сруб хозяйственной части образует выступ. Перпендикулярно выступу и параллельно задней стене кладовок расположен взвоз.
Главный фасад дома на 6 окон (3 — основной избы и 3 — избы на сарае) с фронтоном, имеющим чердачное окно, украшенное балконом. Вход в дом в виде одновсходного крыльца на четырех столбах расположен на боковом фасаде. Сруб жилой части на уровне избы имеет галерею-гульбище. Изначально дом Елизарова топился «по-черному» — эта традиция долго держалась в Заонежье. В избе слева от входа расположена «черная» печь. Потолок снабжен дымоволочным отверстием с квадратным дощатым дымником. Дымник перекрыт двускатной крышей. Причелины выполнены из одной доски и имеют четыре яруса резьбы. Резной край причелины образован чередованием сдвоенных зубцов и полуовалов, а также дополнен сквозными кружалами. Наличники целиком обрамляют оконные проемы.
В интерьере дома восстановлено убранство избы заонежского крестьянина. Жилище является одним из ярких показателей культуры. Наглядно знакомясь с этим крестьянским домом, люди познают трудную крестьянскую жизнь в условиях сурового северного края. Здесь нельзя не увидеть стремление крестьян украсить свое жилье, предметы быта и труда.
Каждый элемент дома, каждая вещь отмечены практической целесообразностью, идущей от народной мудрости и от большого жизненного и строительного опыта.
Рядом с домом стоит баня, перевезенная в 1970 году в музей из заонежской деревни Усть-Яндома. Баня была построена в начале ХХ века, восстановлена на острове Кижи по проекту архитектора А.В. Ополовникова. Это типичная русская баня с предбанником. В бане восстановлен традиционный интерьер.
Здесь не затихает музейная жизнь. В избе дома Елизарова свое искусство демонстрируют мастерицы из «Ожившей экспозиции» музея-заповедника «Кижи». На сарае работает выставка, рассказывающая о строительстве «кижанок» — традиционных заонежских лодок. Возле дома художник Дмитрий Москин демонстрирует свое мастерство в изготовлении из дерева народных кукол.
Дом Елизарова в комплексе со всеми хозяйственными постройками представляет собой достойный образец крестьянского хозяйства Заонежья конца XIX — начала XX веков и вызывает неизменный интерес у туристов и специалистов, посещающих остров Кижи.