Вторая жизнь старого дома @kizhi
Дом-кошель (2-я половина XIX в.) из деревни Маньшино Сенногубского сельского Совета после приобретения его музеем у последнего хозяина Пономарева в 1968 году было решено перевезти на остров Кижи в деревню Ямка на место дома Аникиной. Дом находился в полуразрушенном состоянии и требовал масштабной реставрации, проект которой в 1969 году разработал Александр Викторович Ополовников. Реставрационные работы завершились в 1972 году.
Сегодня в доме Пономарева (Маньшина) живет одна из старейших жительниц острова Кижи Мария Петровна Степанова, много лет тесно связанная с музеем «Кижи» и принимающая в этом доме-памятнике высоких гостей, включая Президента России.
Украшение деревни Ямка
На восточном берегу острова Кижи, в центральной его части расположено одно из исторических поселений бывшей Кижской волости — деревня Ямка. Впервые эта деревня была упомянута в Писцовых книгах Обонежской пятины Новгорода в 1563 году в составе владений новгородского боярина Никиты Афанасьева. В то время поселение носило другое название — Трофимовская. За пять столетий, прошедших с того времени, деревня не раз меняла свое имя, и в начале XX века получила свое нынешнее название — Ямка. Можно предположить, что это название связано с особенностями кижского рельефа в месте расположения поселения.
Сорок лет назад на месте старого поселения стала формироваться музейная деревня, большинство построек которой перевезено из разных деревень Заонежья. Во время работ по формированию музейной экспозиции деревни была полностью сохранена ее первоначальная прибрежно-рядовая планировка и количество домов. Каждый из нынешних домов деревни Ямка по-своему неповторим, а все вместе они воссоздают исторический облик классической заонежской деревни.
Настоящим украшением Ямки стал дом Пономарева (Маньшина) – памятник народного деревянного зодчества, имеющий охранный статус памятника республиканского значения.
Как каждый памятник деревянного зодчества, находящийся в музее-заповеднике «Кижи», дом имеет свой паспорт, дающий его подробное описание.
Выстроен этот деревенский дом из сосны. Дом-комплекс типа «кошель» с двухрядной слитной параллельной связью жилых и хозяйственных помещений. По своим габаритным размерам — 17,71 х 15,43 х 8,35 м – это не самый большой, но очень вместительный дом.
Дом под безгвоздевой тесовой кровлей стоит на высоком подклете, его жилая часть состоит из двух изб и расположенных между ними сеней. По двухэтажной хозяйственной части, первый этаж которой занимает двор с хлевами, а второй этаж – сарай, можно судить, что семья жила в хорошем достатке. На сарае устроена дополнительная жилая клеть. Вход в дом решен в виде высокого одновсходного крыльца на четырех резных столбах. Жилую часть дома на уровне второго этажа с трех сторон опоясывает галерея-гульбище, огражденная перилами с резными балясинами. Стены дома рублены характерным для построек Русского Севера способом — «в обло». Окна украшают резные наличники. Причелины, украшенные резьбой, не просто украшают дом, но и несут практическую функцию, защищая торцы бревен от дождя и снега. Дом отапливается традиционно, в избе и горнице устроены русские печи. Сегодня интерьер дома имеет современное оформление: обои, крашеные полы и потолки, мебель. Дом находится в хорошем состоянии и в ближайшем будущем не нуждается в ремонте. Его вторая, музейная, жизнь – продолжается.
Из истории рода Маньшиных
Долгое время не было известно имя строителя этого дома, сегодня можно восполнить этот пробел. Светлана Ильинична Спирева, правнучка Михаила Ивановича Маньшина, хозяина и строителя дома, украшающего деревню Ямка на острове Кижи, поделилась с нашей газетой воспоминаниями об истории этой заонежской семьи.
— История нашей семьи тесно связана с Кижами. На территории музея-заповедника, в деревне Ямка стоит дом, который называют по имени последнего владельца — Пономарева. Считается, что он был отобран во время раскулачивания, – это не так. Этот дом стоял когда-то в деревне Маньшино на Большом Клименецком острове, а построил его мой прадед – Михаил Иванович Маньшин. Семья прадедушки была большая: три сына и четыре дочери. Хозяйство крепкое: на «кижанке» под парусом Михаил Иванович возил в Петрозаводск на продажу рыбу, масло, сметану. Прабабушка Варвара умерла в родах и похоронена на Кижском погосте у самой колокольни. Когда началась реставрация церквей, могилу заровняли, но мой дедушка Григорий Михайлович, когда приезжал на Кижи, всегда приносил к колокольне цветы. После смерти жены Михаил Иванович женился, его вторую жену звали Мария, вместе они растили семерых детей от первого брака, общих детей у них не было.
Дедушка Григорий Михайлович родился в 1897 году, был отдан в Питер в учение, как тогда говорили «в мальчики». Выучился на сапожника, а его брат Иван на портного. Сестра их Елизавета была замужем за Иваном из знаменитой семьи сказителей Рябининых.
Мою прабабушку по другой линии звали Анастасия Федоровна Малькова. Она родилась в деревне Мальково, вышла замуж в деревню Воробьи за Егора Федоровича Ковина. Его потом расстреляли в Сандармохе. Моя бабушка Александра Егоровна Маньшина (Ковина) родилась в Воробьях. В семье было семеро детей: сын (погиб в Отечественную войну) и шесть дочерей. Бабушка вышла замуж за Григория Михайловича Маньшина. Семья деда какое-то время жила в Кургеницах, там моя мама Мария Григорьевна окончила два класса, а потом семья перебралась в Петрозаводск. Это еще до войны было. Дед работал на тракторном заводе, от завода получил квартиру в доме на углу улиц Гоголя и Красноармейской. Этот бревенчатый двухэтажный дом был снесен в начале 80-х годов, сейчас на его месте стоит рекламный щит. Дед был мастер на все руки, кроме сапожного дела знал и столярное, сам делал мебель. Собственноручно сделанные шкаф, комод и диван, покрытые черным лаком, он перевез из родительского дома в свою городскую квартиру.
Когда началась война, дед ушел на фронт, а бабушка со своими двумя детьми и племянницей уехала в Маньшино, а потом из оккупированного финнами Заонежья семья попала в лагерь на Перевалке. Вместе, бабушкиной семьей в лагерь попали и пять ее сестер, все с детьми. Им, можно сказать, повезло – все выжили. После освобождения в 1944 году вернулись в дом на ул. Гоголя, который был полностью разграблен: во время финской оккупации там была конюшня.
В освобожденном городе проводились «аукционы», если можно это так назвать. Имущество, которое удавалось обнаружить, выставлялось на всеобщее обозрение. Если кто-то находил свои вещи и мог это доказать по каким-то особым приметам – имущество бесплатно возвращали, а если хозяева не находились, то вещи продавали желающим их приобрести. Так в нашу семью вернулись шкаф, комод и диван, сделанные дедушкой, – бабушка их узнала, да и подпись деда на них была.
После войны дед продолжал работать на ОТЗ, на пенсию уходил с должности начальника пожарной охраны. Все послевоенные годы дом в Маньшино стоял пустой, мы ездили туда только летом. Тогда в Заонежье ходили пароходы «Урицкий» и «Володарский». Гостили у родственников в деревне Середка. Пароход шел до Погоста, причал был как раз напротив церквей, а когда проплывали мимо Середки – махали с палубы, чтобы нас заметили и вывезли с Кижей на лодке. На Кижах мы останавливались у Никиты Маньшина – кижского плотника — в доме, который стоял у Погоста.
А в деревне Маньшино дед приводил меня в наш дом и говорил: «Походи, поищи, может, найдешь подарочек от бабушки». Я ходила по дому, он казался мне огромным. И действительно «подарочек от бабушки» нашла: в щели за печью были спрятаны чайные ложечки – очень красивые! Дедушка мечтал после выхода на пенсию переехать жить в Заонежье, но не позволило здоровье. В конце 50-х годов он продал дом Пономаревым, деньгами, хоть и совсем небольшими, поделился с родней. Умер Григорий Михайлович Маньшин в 1966 году.
В 70-х годах бабушкина младшая сестра Мария Егоровна рассказала нам, что дом из Маньшино перевезен на Кижи и собран в деревне Ямка.
Последний хозяин Пономарев в доме не жил, он купил его, можно сказать, «на дрова» — дом был в очень плохом состоянии, но потом перепродал его музею. Дом отреставрировали, он продолжает жить – это замечательно! Мне очень хочется, чтобы и людям, приезжающим на Кижи, была известна настоящая история дома: кто его строил, кто в нем жил.