Победители @kizhi
В год 40-летия музея «Кижи» просто необходимо вспомнить первого заведующего отделом «Кижи» Карельского государственного краеведческого музея Николая Васильевича Воробьева и первого заместителя директора музея «Кижи» по научной части Николая Илларионовича Долголенко – ветеранов Великой Отечественной войны, настоящих победителей. Гражданское мужество этих в общем-то мирных и штатских до поры-до времени людей выковала война. Два Николая не думали-не гадали о военной карьере, которая обрушилась на них в начале войны и завершилась довольно успешно в 1961 году.
Н.В. Воробьев (1915-2001 гг.) родился в Вологде в рабочей семье. В два года он остался без отца, а в тринадцать – без матери. Мальчик попал в детский дом, но вскоре сбежал оттуда и начал бродяжничать по всему Северу. Его вскоре отловили и после краткого пребывания в детдоме отправили на завод, откуда в 15 лет по спецнабору он попал в Вологодский педагогический техникум. Мальчик явно обладал всеми задатками лидера. В 18 лет Николай Васильевич стал инструктором РОНО, а в 1941 г. он был уже первым секретарем Ненецкого окружкома ВЛКСМ. Хоть и была бронь, он добровольно пошел в Красную Армию, где и прослужил 20 лет. Последние его должности на армейской службе: старший офицер оперативного управления военного округа и заместитель начальника военно-научного отдела штаба Северного военного округа. Из армии он ушел полковником, награжденным тремя орденами и шестнадцатью медалями.
В 1961 году Н.В. Воробьев стал заведующим отделом «Кижи» Карельского государственного краеведческого музея, где проработал до 1964 года. Именно Николай Васильевич разработал первоначальный вариант интерьеров дома Ошевнева. При нем сотрудники отдела «Кижи» начали активную собирательскую деятельность в окрестностях острова. Первый музейный буклет Н.В. Воробьев издал при участии своего верного помощника Н.И. Долголенко.
Николай Илларионович Долголенко (1917-1995 гг.) тоже не собирался быть военным. Самым болшим его увлечением была художественная фотография. Н.И. Долголенко интересовался историей искусства. В 22 года он попал на Советско-финскую войну, а после ее окончания успел закончить Центральные курсы фоторепортажа «Фотоклише ТАСС». Н.И. Долголенко служил в армии с начала Великой Отечественной войны до увольнения в запас в звании полковника в 1961 году. В этом же году он пришел в отдел «Кижи» КГМ и работал здесь до 1967, когда музей уже стал самостоятельным. Николай Илларионович был первым заместителем по научной части музея. Первые музейные коллекции предметов крестьянского быта конца XIX-начала XX вв. из окрестностей острова Кижи были собраны непосредственно Н.И. Долголенко или при его участии.
Профессионально сделанные художественные фотографии памятников архитектуры Карелии украсили многие издания по истории деревянного зодчества, где фотографии Н.И. Долголенко публиковались наравне со снимками выдающихся мастеров фотографии.
Я был лично знаком с Николаем Илларионовичем. Наше знакомство состоялось летом 1966 года, когда я впервые поехал на остров. Николай Илларионович оказался моим соседом в салоне кижской «Кометы». Общительный, доброжелательный, он заинтересовал ме-ня, и я не очень удивился, когда, выйдя из «Кометы», он сразу же в роли экскурсовода повел группу туристов осматривать музей. К сожалению, наше знакомство было очень коротким. Я пришел на работу в «Кижи» весной 1967 года, а Николай Илларионович в это же время ушел из музея.
Зато я подружился с другими победителями: первым директором музея Владимиром Ивановичем Смирновым, заместителем директора Борисом Васильевичем Моталевым и моим самым первым музейным учителем Алексеем Тихоновичем Беляевым.
К этим людям, победившим в Великой Отечественной войне и стоявшим у истоков музея, я всю жизнь испытываю самую глубокую благодарность.