С новым экскурсионным годом @kizhi
Жемчужина Русского Севера Кижи — это место, куда душа готова возвращаться снова и снова, независимо от времени года. И жарким летом, и золотой осенью, и белоснежной зимой остров по-своему притягателен. О планах на 2006 год мы беседуем с Надеждой Медведевой, заместителем директора по организации экскурсионного обслуживания.
- До лета еще далеко, но для экскурсионного отдела работа не прекращается и зимой. Каким для вас стало начало 2006 года?
- В новогодние каникулы нашлось немало желающих увидеть неповторимую красоту Кижского архитектурного ансамбля, полюбоваться красотой карельской природы с высоты птичьего полета и с борта нового скоростного судна на воздушной подушке.
- К встрече зимних гостей экскурсионный отдел музея-заповедника «Кижи» подготовился заранее, собрав более тридцати заявок на экскурсии. 30 декабря на остров вылетела группа сотрудников отдела. Погода в начале января радовала и гостей, и хозяев: легкий морозец, много снега. Анна Воронова, Нина Коршунова, Маргарита Вдовина и Вера Тере провели в первой половине января 36 экскурсий для 711 туристов — это больше, чем в прошлом году. Тридцать четыре раза вертолет «Ми-8» совершал посадку на острове. По отзывам экскурсоводов, туристы этой зимой подобрались очень любознательные, заинтересованные. Примерно половину от общего количества составляла молодежь. Были и семьи с детьми, самому юному гостю едва исполнилось два года, и по кижским сугробам он путешествовал на руках родителей. Были среди гостей и те, кто уже побывал на Кижах летом, а теперь обогатил свой кругозор и зимними впечатлениями. Самыми активными партнерами музея по экскурсионной работе в январские морозы были карельские туристические фирмы: «Интурист-Петрозаводск», «Лукоморье», «Северо-Западное бюро туризма», «Театральное бюро», «Деревня Александровка» и «Дворцы».
- Как развивается сотрудничество с турфирмами?
- В 2005 году мы сотрудничали с 31 карельской туристической фирмой. И наступивший год обещает продолжить это сотрудничество. Ждем около 300 экскурсионных «комет».
- На сегодняшний день российскими и зарубежными туроператорами заявлено 859 заходов круизных теплоходов на наш остров. Эта цифра будет корректироваться и, скорее всего, не в сторону увеличения. Практика показывает, что часто отменяются первый и последний рейсы, суда выходят из строя или компания не успевает их подготовить к навигации. В связи с увеличением стоимости туров, наполняемость судов в последние годы трудно спрогнозировать. Если брать средние цифры, мы ожидаем в летнем сезоне текущего года более 150 тыс. туристов.
- По плану в течение летнего сезона 31 день будет крайне перегружен: более 5 теплоходов нужно будет принимать одновременно — это очень сложно сделать по техническим причинам, не зависящим от музея. Состояние причала, который является федеральной собственностью и взят в аренду «Онежской стивидорной компанией», оставляет желать лучшего. Со своей стороны экскурсионный отдел готов принять и обслужить всех желающих увидеть Кижи. Опыт организации работы с большим потоком туристов у нас есть.
- Экскурсовод — лицо музея. Каков его «коллективный портрет на фоне Кижей»?
- В 2005 году было заключено 128 контрактов с экскурсоводами. В новом сезоне эта цифра значительно не изменится. На острове ежедневно работают 40 экскурсоводов — все без исключения владеют иностранными языками, а также штатные сотрудники экскурсионного отдела и научные сотрудники, имеющие обязательную экскурсионную нагрузку. Каждый проводит по 2–3 экскурсии в день. Все экскурсоводы на время работы на острове получают униформу: яркие футболки и ветровки. В среднем наши кижские экскурсоводы работают на острове три сезона — пока учатся в вузе, но есть и такие, кто приезжает на Кижи 10–12 лет подряд. Есть у нас и «резерв» — можно при необходимости пригласить экскурсовода провести несколько экскурсий, как, например, минувшим летом для туристов из Финляндии.
- Что делает экскурсионный отдел для повышения качества экскурсионного обслуживания посетителей на острове?
- Мы делаем все от нас зависящее, чтобы было удобно туристам, изучаем запросы, прислушиваемся к их пожеланиям и ведем «Книгу отзывов». По желанию гостей появились на острове индивидуальные экскурсии, их в 2005 году было проведено 302. Аудио-гидом воспользовались 153 посетителя музея.
- Остаются высокими требования к проведению экскурсий. Мы продолжаем ежегодно готовить новых экскурсоводов и повышаем квалификацию тех, кто уже успел поработать на острове. Подготовили первое справочно-методическое пособие для экскурсоводов, словарь терминов на шести языках и методический фильм «Основные точки показа на острове Кижи». Все экскурсионные маршруты отработаны, экспозиция постоянная. Основная масса туристов по-прежнему посещает южную часть острова. Чтобы снизить нагрузку на памятники, мы стараемся комплектовать экскурсионные группы в количестве не более 30 человек, планируем их маршрут по экспозиции в разных направлениях. В Пудожский сектор и деревни Ямка и Васильево добираются в основном индивидуалы, приезжающие на остров не первый раз. Это связано в первую очередь с ограниченностью времени стоянки теплоходов — за 2–3 часа обойти с экскурсией весь остров практически невозможно.
- Какие новые экскурсионные услуги ждут гостей острова грядущим летом?
- В новом летнем сезоне планируется возродить и более активно развивать маршрут «Кижское ожерелье»: в окрестностях острова Кижи, на Большом Клименецком, Волкострове и Еглове, а также на материковой части Заонежского полуострова находятся несколько архитектурных памятников — это часовни, изначально находящиеся в деревнях, известных с XVI века. Не случайно их называют «ожерельем», обрамляющим Кижский архитектурный ансамбль. Этот маршрут может стать новым совместным проектом музея-заповедника «Кижи» и холдинга «Карелия», который готов предоставить теплоход «Заря» на 60 мест, а музей обеспечит экскурсионное обслуживание. Надеемся, что эта новая услуга поможет увеличить поток туристов. Мы хорошо понимаем, что от того, как экскурсионный отдел принимает посетителей, зависит престиж музея-заповедника «Кижи» как на российском, так и на международном уровне.