Жизнь как песня @kizhi
Жизнь — тропинка от рожденья к смерти… Очень обидно, если она оказывается очень короткой. Всем, кто знал Регину Калашникову, трудно поверить, что ее больше нет с нами. Регина Борисовна ушла рано и до боли неожиданно. Сегодня о ней рассказывают те, кто ее хорошо знал и любил.
ВКЛАД В РОССИЙСКУЮ НАУКУ
- Регина Калашникова была инициатором, научным руководителем и душой созданного в 1989 году уникального для России фольклорно-этнографического театра. Признанием заслуг коллектива стало его приглашение в 1996 году на фольклорный фестиваль «Балтика-96» — единственного от России.
- Она была участницей и руководителем более пятидесяти фольклорных экспедиций по Карелии. Результатом этой работы явилось создание первого в российских музеях фольклорного архива, включающего десятки видео и аудиозаписей, предметов народной материальной культуры.
- В 1998 году она успешно защитила кандидатскую диссертацию по теме «Беседные песни Заонежья второй половины XIX века». Защита происходила в знаменитом Пушкинском доме в С.— Петербурге. Диссертация была издана в виде книги.
- По ее инициативе появилась научная конференция «Рябининские чтения», получившая с 1995 года статус международной. Регина привлекла к работе ведущих фольклористов России: К. Чистова, Б. Путилова, А. Некрылову и др.
- Личный архив Р. Калашниковой включает материалы для двух незаконченных ею книг: «Народный календарь Заонежья» и «Судьбы семей священников Заонежья и Карелии XX века».
СВЕТЛЫЙ ПУТЬ
Регина Борисовна Калашникова родилась 16 апреля 1952 года в г. Ленинграде. Ее семья имеет богатую родословную. Со стороны матери это род Поповых — священнослужителей из Перми не в одном поколении, а также род Бердинских — купцов-лесопромышленников, оставивших о себе добрую память на ниве благотворительности, защиты (в качестве адвокатов) обездоленных. До сих пор на кладбище при церкви (где ныне размещается Краеведческий музей) находится родовой склеп Поповых.
В семьях Поповых-Бердинских было много общественных деятелей, офицеров, оставивших яркий след в пермском крае. Прабабушка Регины, Елизавета Ивановна, дружила с Д. Н. Маминым-Сибиряком, а бабушкиной подругой была жена Аркадия Гайдара.
До сих пор в Перми живут родственники Регины, поддерживавшие с ней отношения, уточнявшие генеалогическое древо семьи.
По линии отца, уроженца г. Остров, что под Псковом, выходца из большого рода купцов Калашниковых, Регина имела родственников (на этот счет в семье есть подтверждающие документы) из знаменитой семьи художника Николая Рериха. Мать Рериха, урожденная Калашникова, из этого же рода. До середины 20 века в семье Регины сохранялись легенды о художнике, уехавшем в Индию. По тем временам эта тема была запретной.
Отец Регины Борис Владимирович Калашников (1922–1982), офицер-артиллерист, участник Великой Отечественной войны, награжденный боевыми орденами, закончив Ленинградский Горный институт, был направлен в Петрозаводск, где и проработал до конца жизни. Раны, полученные в боях, сократили его жизнь, но он сумел многое сделать, работая Главным геологом «Карелгражданпроекта». Многие известные месторождения полезных ископаемых в Карелии были открыты при его участии, в «Карелгражданпроекте» до сих пор помнят о нем как о замечательном человеке и хорошем специалисте.
Мать Регины Марианна Леонидовна Калашникова (в девичестве Неунылова) родилась в 1926 году, она заслуженный работник здравоохранения Республики Карелия, многие годы отдала работе в Республиканской больнице, а затем в спецбольнице на улице Куйбышева (ныне госпиталь для ветеранов), а выйдя на пенсию, долго работала в физкультурном диспансере. Многие петрозаводчане обязаны ей не только поправленным здоровьем, но и жизнью. Она была достойной ученицей своего учителя и наставника, знаменитого доктора С. А. Вишневского. Родители Марианны Леонидовны испытали все муки блокады Ленинграда, она же сама, будучи еще ребенком, была эвакуирована в Пермь, позже закончила 1-й медицинский институт в Ленинграде.
Регина с детства была окружена людьми неординарными, сама была одарена от природы. Учеба в школе ей давалась легко, красный диплом получила без особых усилий. Она была человеком увлекающимся, занималась танцем, музыкой, интересовалась театром, много читала. Она была щедра на дружбу, чутко относилась к близким. В школе Регина была неформальным лидером, состояла в совете дружины, была организатором вечеров, походов на природу и других общественнных дел. Поездка в элитный по тем временам пионерский лагерь «Орленок» в 1966 году была ею полностью заслужена. Она жила интересами своего времени, своего поколения, но при внешней открытости любому человеку, была натурой глубокой, что и проявилось в дальнейшем в ее профессиональной деятельности. Со школьных лет Регину привлекала литература, филология, поэтому она без колебаний в 1969 году поступила на филологический факультет ПГУ и блестяще его закончила. В годы учебы она была участницей академического хора университета, любила путешествовать. Еще на первых курсах учебы в университете, ее заметил известный в те годы преподаватель Л. Резников, предложив поработать над сложнейшей темой (находящейся под негласным запретом в те годы) «обэриутов». Регина многое успела сделать, изучая творчество Даниила Хармса и его сподвижников, но преждевременная смерть Резникова не позволила подготовить материалы для кандидатской диссертации, хотя Регина и после смерти своего руководителя, работала в ленинградских архивах, встречалась с людьми, которые знали Хармса. В современных учебниках по детской литературе есть ссылки на ее публикации того периода.
После окончания университета, отработав положенный срок в деревне Райконкоски, Регина работала в Петрозаводске сначала в вечерней, а затем в дневной школе. Везде она пользовалась большим уважением и любовью как учеников, так и коллег по работе. Эти годы для нее не пропали даром — она приобрела новых друзей, вышла замуж, родила двух сыновей: Николая и Бориса, названных в честь их дедов.
Когда дети подросли, Регина в 1986 году перешла работать в музей-заповедник «Кижи».
Переход на постоянную работу был не случаен, а подготовлен всей ее предыдущей жизнью. Здесь она смогла уже полностью реализовать все свои накопленные знания, работать с полной отдачей, в радость. В музее уже давно работали ее друзья, в музее она сама уже несколько сезонов работала экскурсоводом еще со времен студенчества. Ей всегда нравилась природа Заонежья, «полевой» образ жизни сотрудников, приобщение к большому делу, связанному с народной культурой. Время показало, что Регина Калашникова смогла найти свое особое место в сложной структуре музея, сделать очень много для его развития. Об этом свидетельствуют как сотрудники музея, начиная с его директора Э. В. Аверьяновой, так и люди академической науки — этнографы, фольклористы, историки Петрозаводска, С.— Петербурга и Москвы. Ее статьи постоянно появлялись в научных сборниках, издававшихся в Петрозаводске и других городах России, в частности в журнале «Живая старина».
Тяжелая болезнь не позволила Регине Калашниковой полностью реализовать свои замыслы, но то, что она успела сделать, вызывает большое уважение. Она всегда была открыта любому человеку, к ней шли за советом и помощью, за добрым словом. Выполняя большую научную работу в музее, Регина оставалась любящей дочерью, заботливой женой, нежной и разумной матерью, воспитавшей двух сыновей, получивших высшее образование, которые также полюбили Кижи, внося и свою лепту в жизнь музея.
Дмитрий МОСКИН
ТАЛАНТ РАСКРЫЛСЯ В ШКОЛЕ
Реночка, после окончания университета и отработки одного года в деревне, в 1975 году получила распределение в школу работающей молодежи № 3. Это был год, когда правительство приняло программу о всеобщем среднем образовании. В ШРМ № 3 пришли работать сразу шесть молодых учителей, в том числе Регина и я. Мы влились в дружный и профессионально сильный коллектив, в котором проработали до закрытия школы в 1986 г. Работать было интересно, ведь мы обучали взрослых учеников, часто ученики были старше нас. Регина была очень сильным литератором и талантливым учителем. Ученики уважали и обожали ее, она учила их любить литературу, самостоятельно думать и делать свои собственные выводы. Администрация гордилась таким молодым учителем, ведь на нее всегда можно было положиться, когда надо было провести открытый урок для учителей города. Она всегда была на высоте. Были и курьезные случаи, когда в тетрадках вместо сочинения ученики писали объяснения в любви или приглашали в кино.
Была и своя специфика работы — ученики часто пропускали уроки, кто по семейным обстоятельствам, кто из-за сменной работы не успевал на занятия в школу. Поэтому учителям приходилось ходить к ним домой или на рабочие места и убеждать о необходимости продолжать учебу. По домам учеников мы с Региной ходили вместе, доводы ее были очень убедительными: образование необходимо для профессионального роста, для своей семьи, чтобы помогать учиться детям, для общения с друзьями, для того, чтобы встретить свою «половинку». За годы работы в вечерней школе Регина вышла замуж, родила двух сыновей. Когда закрыли нашу любимую школу, Регина один год проработала в дневной средней школе № 9, где тоже проявила себя как учитель «от бога». Она стала лучшей по профессии среди учителей города. Дети очень любили Регину Борисовну, часто кто-то из них тайно провожал ее до дома. Такая самоотдача требовала много времени, сыновья были маленькими, по вечерам приходилось готовиться к урокам, и Регина приняла решение о переходе в музей «Кижи», где она со студенческих времен работала внештатным экскурсоводом.
Я очень благодарна Регине за то, что она умела дружить и любила своих друзей, я всегда чувствовала ее заботу и соучастие, благодарна за то, что она привела меня в музей, (после очередного сокращения я была без работы), за то, что поддерживала и помогала мне в новой для меня работе.
Всегда с любовью буду помнить о своей подруге Реночке.
Ольга ВОРОНИНА, начальник отдела хранения экспозиции
РЕНА. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА
Регина Калашникова принадлежит к тому поколению первых экскурсоводов, которые своими знаниями, творческим обаянием, артистизмом украшали музей в начале 1970-х годов. К поколению Регины принадлежат Наталья Гусарова, Татьяна Агаркова, Надежда Кипнис, Елена Арутюнова, Татьяна Никулина, Зоя Акудович. Перечисляя любимые мной имена, я чуточку возгордился. Я готовил их как экскурсоводов и приглашал читать для них лекции таких людей как А. В. Ополовников, Э. С. Смирнова, С. В. Ямщиков, Р. Ф. Тароева, А. П. Разумова, В. М. Агапов. Да и сам читал им лекции с дрожью в голосе рядом с такими прославленными именами. С Региной мы познакомились в Петрозаводске жарким летом 1971 года. Мы шли по улице с одной из наших внештатниц и говорили о том, кто придет им на смену. Вдруг она показала на противоположную сторону улицы и сказала: — Видишь, идет юная блондинка с карими глазами? — Вижу. — Вот она и сменит… Регина! Блондинка остановилась. Мы перешли на другую сторону улицы. — Регина, хочешь работать в Кижах экскурсоводом? — Конечно. А что для этого надо? — Для начала познакомиться с Борей, то есть Борисом Александровичем, а он тебе все расскажет.
Регина приехала в Кижи и после первого же сезона в одной из публикаций А. Павловского в «Ленинской правде» Регина Калашникова была названа среди лучших экскурсоводов музея. С юной Региной было легко и приятно общаться. Она охотно поддерживала любой разговор, хотя бы как-то связанный с литературными аллюзиями. Я тогда интересовался творчеством обэриутов, и оказалось, что Регина избрала творчество одного из них, Даниила Хармса, темой для своей кандидатской диссертации. Первая научная статья, написанная ею в 20 лет и посвященная творчеству Д. Хармса, стала уже классикой.
Совсем недавно мы смеялись с Региной вот по какому поводу. Одна из наших сотрудниц была на научной конференции, где один из молодых ученых делал сообщение о Д. Хармсе и ссылался на ту давнюю статью Регины. Когда наша коллега сказала ему, что знакома с автором статьи, ученый искренне удивился и спросил: «Сколько же ей лет?»
Стройная кареглазая обаятельная блондинка Регина Калашникова стала известным ученым-фольклористом. И старости она не узнала и никогда не узнает.
Борис ГУЩИН, ст. н. сотрудник отдела истории и этнографии
С ЛЮБОВЬЮ, КОЛЛЕГИ И ДРУЗЬЯ
Счастье — это когда тебя понимают… Тот, кого понимают, ценят и любят — счастлив втройне. Именно таким человеком была для своих коллег Регина Калашникова. Ее уважали за профессионализм и высокие душевные качества. Те, кто много лет работал рядом с Региной, вспоминают о ней со светлой грустью.
- Игорь Мельников, зам. директора по научно-экспозиционной работе:
- Регина Борисовна относилась к числу музейщиков-энтузиастов, для которых работа в музее не просто профессия, а призвание. Такие люди всегда делают больше, чем того требуют их служебные обязанности. Главные заслуги Регины Борисовны Калашниковой в музее «Кижи» хорошо известны — это ее научные труды, конференция «Рябининские чтения», создание фольклорной группы. Благодаря профессиональной целеустремленности Регина Борисовна стала основоположником особого направления — музейной фольклористики. В этом отношении ее заслуги еще будут отмечены музееведческой наукой.
- Елена Наумова, реставратор, хранитель фонда тканей:
- Вспоминаю то время, которое мы проводили вместе на острове Кижи, в деревне Жарниково — и мне слышится смеющийся, поющий голосок Регины, самый высокий в нашей фольклорной группе, отличавшийся от всех какой-то особой мелодичностью и тембром. Регина подбирала для нас песни, знакомилась с носителями песенных традиций. Мы выезжали в Шуньгу, Ламбасручей, Великую Губу. Регина, как никто другой, слушала рассказы пожилых людей об их судьбах и при этом умела утешить их и направить на воспоминания о молодых лет. Я бесконечно благодарна судьбе за то, что среди нас была и навсегда останется в нашей памяти добрая, заботливая, внимательная, одинаково беззаботно любящая и детей, и взрослых, удивительная Регина Калашникова.
- Галина Фролова, реставратор, хранитель фонда древнерусской живописи:
- Яркой, интересной жизнью и теплым к ним отношением обязаны наши дети Регине Борисовне Калашниковой, которая увлекла их фольклором и сделала полноправными участниками музейного фольклорного театра.
- Елена Герасимова, музыкальный руководитель ФЭТ, Наталья Михайлова, руководитель детской группы ФЭТ:
- В нашем фольклорном театре в 2005 году мы учредили специальную медаль для Регины Борисовны — «Большая Мама ФЭТ» — за ее любовь, внимательное, нежное отношение к каждому участнику, к нашим ребятам, за то, что она никогда и никому не отказывала в помощи.
- Ирина Набокова, ст. н. сотрудник отдела фольклора, Жанна Гвоздева, заведующий сектором ФЭТ:
- Регина Борисовна умела опекать каждого из членов фольклорной группы, будь то новичок или человек с опытом. Благодаря своей душевности она смогла сберечь фольклорную группу в то непростое время, когда ее состав менялся. Трепетно относилась к детям — своим и чужим, занималась их воспитанием в духе старых традиций. Регина Борисовна умела работать с бабушками, умела расположить их к себе, а они действительно «видят» человека. Ежегодные Пасхальные встречи коренных заонежан в музее — ее заслуга.
ПЕЧАЛЬ И БЛАГОДАРНОСТЬ. ВСПОМИНАЯ РЕГИНУ КАЛАШНИКОВУ
Поверить в это было просто невозможно: смерть Регины Калашниковой стала потрясением для всех, кто ее знал. Вот только часть откликов из моей почты. Известный фольклорист из Пушкинского дома Татьяна Григорьевна Иванова, председатель оргкомитета последних «Рябининских чтений»: «Меня так поразила кончина Регины. Она ведь младше меня, я у нее на защите кандидатской была оппонентом. Мы так дружно работали с ней на последних „Рябининских чтениях“. Не могу поверить, что Регины, такой бодрой, энергичной, уже нет». Доктор филологических наук из Нижнего Новгорода Клара Евгеньевна Корепова: «Вчера от Неклюдова узнала о смерти Р. Калашниковой. Она ведь была еще молодая. …Пожалуйста, передайте семье Регины и на работу от меня соболезнования». Наталья Васильевна Дранникова из Архангельска: «Страшная весть. Это не укладывается у меня в голове. Регина была очень хорошим, добрым и отзывчивым человеком, который интересовался проблемами других людей. У меня до сих пор на столе лежит открытка, которую она прислала мне после защиты моей диссертации. А компакт-диск с заонежскими песнями, также присланный ею, теперь будет постоянно напоминать мне о ней. В начале января я была в отъезде, письма получила позже, поэтому не смогла выразить соболезнования родным Регины».
Последний раз мы виделись с Региной где-то в начале ноября у меня дома, она с увлечением рассказывала о своем новом детище — фольклорном архиве, куда я передавала свою пудожскую коллекцию. Мы собирались вскоре встретиться: Регина хотела показать все эти материалы, записанными на диске, поговорить о диссертации, оппонентом которой она была определена, о будущих, в 2007 году, «Рябининских чтениях».
Трудно смириться с мыслью, что не увижу больше ее приветливое лицо, ее обаятельную улыбку, не услышу голос, в котором всегда ощущала какую-то особенную воспитанность и достоинство, не буду восторгаться ее артистизмом, не получу ее новую работу с трогательным автографом и не смогу подарить свою. Но зато могу благодарить судьбу за то, что она свела нас и подарила в некотором смысле сотрудничество и не только с Региной, а благодаря ей с замечательным содружеством — коллегами из музея «Кижи».
Регина относилась к тем людям, которые своей причастностью к избранной сфере деятельности открывают ее наилучшим образом всем и сами раскрываются в ней, делая много полезного и значительного. Так, обратившись к богатейшему песенному миру Заонежья, Регина Калашникова выделила в нем бесёду как тип игры и тщательно изучила стилистику бесёдных песен, представив в широком фольклористическом, историко-этнографическом и культурологическом контексте новую, до нее не изученную грань народной культуры уникального региона, который ранее был знаменит прежде всего своими былинами и причитаниями. Выявив жанровую особенность бесёдных песен, их игровую и обрядовую функции, установив их связь с статусно-поведенческими ролями молодежи, восстановив четкую последовательность заонежского хоровода и определив место каждой песни «круга», составив указатель мотивов, Регина Калашникова создала цельное и оригинальное исследование. Ее монография «Бесёды и бесёдные песни Заонежья второй половины XIX века» (1999), написанная по следам кандидатской диссертации (имела удовольствие их рецензировать) и основанная на полуторастолетнем материале, хранящемся в архивах и коллекциях Москвы, Петербурга, Петрозаводска, а также многочисленных собственных записях, прочно вошла в фольклористическую науку. С книгой сопрягаются статьи последующих лет, посвященные песенной традиции других уездов Олонецкой губернии (напр., вечериночной традиции Вытегорского уезда в «Кижском вестнике» за 2000 год или старинных плясовых песнях Пудожского уезда в «Рябининских чтениях» за 2003 год). Отдельная и особая тема в научных изысканиях Регины Калашниковой — жизнь и судьбы священнических семей: этому посвящен целый цикл статей: «Из истории семей заонежских священников (конец XVIII — первая треть ХХ вв. (Кижский вестник. № 7), „Олонецкие священники — корреспонденты Русского Географического общества“ (Традиционная культура. 2002. № 4), „Священники — бытописатели Олонецкой губернии середины 19 века“ (Кижский вестник. № 8), «Священники Плотниковы из села Лижма (устная история семьи) «(Кижский вестник. № 9). Они могут стать отдельной книгой.
Исследования Регины Калашниковой вобрали в себя ее огромный экспедиционный опыт. Она высоко ценила собирательскую работу и использовала для нее всякую возможность. Помню, как в 2003 году в день нашего короткого пребывания в Кузаранде и Шуньге на научно-практической конференции, посвященной Ирине Федосовой, чутье собирателя помогло Регине безошибочно выявить информантов и как те, ответствуя ее заинтересованности и особому такту, тут же соглашались на запись.
Изучение народной традиции в ее живом бытовании, как и увлеченность, позволили Регине стать у истоков единственного в своем роде фольклорно-этнографического театра. Теперь театр хорошо известен — и не только в Карелии. Удивительный это театр, его составляют сотрудники музея и их дети, объединенные одной страстью, одной любовью. Они воссоздают утраченную традицию во всей ее многоплановости. Знание, умноженное на трепетное отношение к слову, напеву, каждой отдельной роли и партии, жесту, движению, костюму. Мне не раз выпадала радость бывать на этих выступлениях и видеть прекрасные, одухотворенные лица исполнительниц. Незабываема в этих выступлениях и Регина Калашникова, всем своим обликом вызывавшая ассоциацию с перепелкой из первой «наборной» бесёдной песни, которую она тщательно и детально исследовала. «Удивительным было изображение перепелки, как чудесной жар-птицы с золотыми сияющими перьями, видимо, прилетающей из „иного мира“, „иной действительности“,— это из книги Регины Калашниковой. Жар-птицей была в хороводе сама Регина.
Незаурядный талант организатора проявляла Регина Калашникова в реализации идеи проведения на базе музея «Кижи» научных конференций «Рябининские чтения», ставших международными и привлекших крупнейших исследователей народной культуры. Теперь музей «Кижи» — один из признанных научных фольклорных центров России.
Уже упоминала одну замечательную инициативу Регины Калашниковой: создание собственного фольклорного архива, которым, по ее замыслу, смогли бы пользоваться все исследователи фольклора. Не знаю в России музеев, где бы имелся фольклорный архив. Очень хотелось бы, чтобы это начинание развивалось и расширялось.
Увлеченный, цельный, преданный любимому делу человек, Регина испытывала потребность делиться своим знанием с другими людьми. Это особое свойство ученого-популяризатора, который умеет рассказать о сокровенном доступно. И она это делала на страницах газет «Лицей», «ТВР-Панорама» и других. Несколько раз приглашала ее на свои домашние семинары для студентов по фольклору Карелии. И они благодарно внимали ей. Сейчас, когда велико отчаяние, вызванное ее безвременной кончиной, постараюсь сделать так, чтобы написанное ею узнало как можно больше людей и учеников. Навсегда сохраню в памяти ее взгляд, жест, интеллигентность, ее высокость.
Убеждена, что должно быть книге, в которой будут собраны разбросанные в разных изданиях работы,— книга Регины Калашниковой с разделом «In memoriam» в ней. И непременно научная конференция ее памяти.