С песней по жизни @kizhi
Народная песня всегда чутко реагирует на разные жизненные события, быстро находя и воплощая в музыке соответственные ритмические и мелодические особенности, постепенно образующие стиль эпохи.
Эпоха народной песни конца XVIII – начала XX веков — это протяженность мелодии, неспешность и достоинство, это глубоко прочувствованные слова человека, лично пережившего то или иное событие, это обращение к образам природы: «соловейко, парень молодой», «моя-то голова вянет как трава», «пташки-кинарейки, спотешай горе мое», это бесконечная высокая и чистая любовь к человеку «душу-Зою перекликивал», «любушка-сударушка моя». Ни в одной песне вы не найдете резкого грубого слова. Да, в шутливых плясовых или свадебных корильных песнях иногда встречаются пикантные намеки: «Еще душечка-Финера, еще где твоя квартира, где ж ту ночку спать, где ж нам ночевать?», «Насказали, что Колюшка богат, насказали, Александрович богат. Он богат, богат, богатина, фересовая рогатина...» Но это никоим образом не унижает человеческое достоинство. Текстам народной песни присущи уважение и бережное отношение друг к другу: «Ты приедешь с торгу пьяненький — напою и накормлю, ляжешь спать ты, мой желанненький, — больше слова не скажу», помощь и сострадание в тяжелой жизненной ситуации: «Ты не плачь, моя хорошенька, не губи сама себя». Даже страдая от неразделенной любви или измены, герой песенного текста проявляет сочувствие к жертвам ситуации: «И что же он увидел у самого крыльца — жена его в объятьях целует рыбака! Вот выстрел тут раздался, за выстрелом другой. Упал рыбак прекрасный, а кровь лилась рекой. А рядом с ним упала изменница-жена, бедняжка прошептала: «Ой, рана глубока!». Иногда страдания сопровождаются укором и напоминанием о грядущем наказании: «Соперница ты, Оля, подруженька моя, зачем отбила друга милого от меня? Обманет и забудет как бедную меня» или «Ты соперница будешь моя, ты зачем отбила у меня друга? Ты помрешь ведь как и я». Подобных примеров не перечесть.
В настоящее время, когда довольно часто по радио, телевидению слышишь исполнение народной песни, - диву даешься, как можно взять «бриллиант», «поработать» с ним и в итоге получить нечто безвкусное, вызывающее по крайней мере недоумение, если не отторжение: чему и как учились?, для чего так сделали?, о чем хотели сказать? Когда сравниваешь звуковой образ и его «жизнь» в народных устах с тем, как его «остатки» перелицовываются и переинтонируются отдельными современными исполнителями, ощущаешь глубокую досаду от такого неаккуратного, а иногда и безответственного обращения с песней. А ведь каждая песня, каждый танец несут в себе определенную информацию будущим поколениям. Эта информация закодирована в звуковых сочетаниях, словесных оборотах, танцевальных движениях. По мнению многих фольклористов изменять заложенный текст-информацию нельзя. Иначе может произойти нарушение правильного восприятия тех жизненных канонов, которые через песню призваны воспитывать, обучать и наставлять будущие поколения для достойной жизни. Конечно, речь идет, в первую очередь, о старинных крестьянских песнях.
За 20 лет существования Фольклорно-этнографического театра песенно-танцевальный багаж значительно обогатился. Мы повзрослели. Многое в нашем фольклорном ансамбле переосмыслилось. В процессе работы над песней начинаешь замечать такие детали, которые заставляют серьезно задуматься о глубине и богатстве крестьянской души, о ценностях жизни, об отношениях людей друг к другу, да и о многом другом. Почему зачастую мы просто не слышим друг друга? Почему сиюминутное способно обидеть, «отравить» жизнь ближнему? А кто есть мы сами и кем мы себя осознаем? Подобные мысли способствуют более аккуратному и бережному отношению ко всему, что окружает, что рядом с нами. Погружаясь в богатейшую культуру народа, хочется не нарушить, не испортить то, что оставлено нам прошлыми поколениями. Удивительно, но интерес к подлинному, «настоящему» не угасает. Не оттого ли репертуар ансамбля постоянно пополняется новыми песнями, танцами. Более 130 песен сейчас в репертуаре ансамбля: протяжные, семейно-бытовые, свадебные, рекрутские, игровые, кадрильные, романсы, и все они периодически звучат в выступлениях ФЭТ. Насколько кропотливой является работа по освоению такого богатства по-настоящему может судить только тот, кто хоть раз окунулся в процесс выучивания, запоминания песни. Репертуар ФЭТ основан на этнографическом материале, записанном в экспедициях сотрудниками музея-заповедника «Кижи». Также, объемную часть нашего репертуара составляют песни, записанные и собранные в разные годы сотрудниками Фонограммархива ИЯЛИ КарНЦ РАН. Копии многих песен были любезно предоставлены нам для пополнения различных программ ФЭТ, за что мы выражаем глубокую признательность сотрудникам Фонограммархива.
Настоящая народная песня — это огромный мир. Чтобы «оживить» его, чтобы держать такой объем в «концертном» состоянии, требуются регулярные репетиции, спевки, систематическая и иногда утомительная своей дотошностью работа. Не все выдерживают такую нагрузку, но кто удержался, тот достоин похвалы.
Состав ансамбля со временем увеличился за счет прилива новых участников, тех, кому интересно живое «натуральное» общение через песню, танец. Ведь это совсем другие отношения, «замешанные» на знании основ традиции. Естественным образом внутри ФЭТа происходит воспитание и наших детей, которые с удовольствием принимают участие в выступлениях ансамбля, особенно на о. Кижи в летний период.
Об отношении к духовному наследию замечательно сказал выдающийся русский этномузыколог Мехнецов А.М. (засл. деятель искусств России, кандидат искусствоведения, член Всемирного Президиума Международной организации по народному творчеству (IOFA) при ЮНЕСКО): «Все наше наследие — в нашей истории, в нашей памяти, фактах, и, в первую очередь, фактах не материального, а культурного наследия, которое хранит опыт поколений, опыт поиска позитивных истин. На этом пути случаются и ошибки, и катастрофы. И это надо пережить, потому что случайно ничего не бывает. Но испытать это необходимо для того, чтобы познать, а туда ли мы идем... Народная культура живет по законам традиционности и собирает зерна знаний о жизни каждому поколению, каждому из нас. Это все принадлежит нам, а значит, нашим детям». И еще: «Назначение культуры — это действительно процесс просветления от хаоса космоса к порядку по заветам. Я могу задать любому вопрос: плясовые песни для чего? - чтоб плясать, да? Заклички — чтобы прикликать, плач — чтобы оплакивать. А лирические песни? Это кодекс поведения, выраженный поэтическим, музыкальным, художественным началом. Это сфера мыслимого. И я так завещаю. Те, кто поют эти песни, присоединяются к этой мысли, идее, к этому образу. Это — самый прямой и короткий путь в сердце».
20 лет существования ФЭТ — это целая жизнь. Изучая народную культуру, показывая наши программы, мы точно знаем, о чем мы говорим, что выражаем, и как это нужно делать.