Музыканты @kizhi
Задумайтесь, кого мы называем музыкантами? Полагаю, что, в первую очередь, Вы назовёте исполнителей на музыкальных инструментах, и это будет отражением давнего представления об инструментальной музыкальной культуре. Эти люди всегда считались необычными, обладающими особыми умениями. И чем выше их мастерство, тем больше почета и уважения им оказывали. А заложено это в древних обычаях использования музыкальных инструментов во время ритуальных обрядов и в узкоспециализированной среде (охота, пастушество). Позднее, когда игрой на инструментах стали сопровождать танцы или просто играть для слушания, это искусство было, по-прежнему, доступно только избранным, поскольку требовало наличия определенных способностей или усидчивости, или даже того и другого. Существовали разные поверья о том, как научиться играть. Знающие люди говорили, что надо в пасхальную ночь, когда остальные пойдут в церковь встречать Спаса, идти в баню с инструментом и играть там. Тогда будешь играть лучше всех, но за это нужно после смерти отдать свою душу нечистым.
В традиционной культуре Карелии на музыкальных инструментах играли, как правило, мужчины. В первую очередь это были охотники и пастухи. На охоте использовали всевозможные манки, привлекающие добычу, которые делали из перьев, косточек, а потом – и металла. Пастухи же играли на самых разнообразных деревянных инструментах: трубах, кларнетах, флейтах и даже «барабане» - тонкой доске с двумя привязанными палочками. Под танцы, пение или просто для слушания их не использовали, для этого были другие инструменты. Особую известность благодаря эпосу «Калевала» получило карельское кантеле. Именно его старый мудрый Вяйнямёйнен изготовил из челюсти огромной щуки, ну а позднее, по примеру того же героя, инструмент стали делать из дерева. В 1930-е годы на нем еще играли во многих деревнях Пряжинского и Олонецкого районов. Недавно в Карелии стал известен и популярен смычковый инструмент йоухикко, который в первой трети ХХ века бытовал в Северном Приладожье. Его использовали для аккомпанемента танцам, реже – пению. Свое название йоухикко получил от материала, из которого изготавливали струны – jouhi (конский волос). Всеми любимые гармони появились в Олонецкой губернии только в середине XIX века, к этому времени относятся и первые упоминания о балалайках, которые покупали или делали сами. Особо этим увлекались заонежские мастера.
К сожалению, сейчас этих инструментов, за редким исключением, в деревне не найдешь. Еще можно записать балалаечницу или гармониста преклонного возраста, а среди деревенской молодежи эти инструменты уже не популярны. Новую жизнь они обретают в городе, в ансамблях фольклорной музыки разных направлений.
В музее Кижи, где стремятся показать разные стороны крестьянской жизни, появилась идея знакомить туристов и гостей острова с традиционными музыкальными инструментами. Осуществил эту идею Игорь Архипов – первый музыкальный руководитель фольклорного ансамбля музея, создав программу «Музыкальные инструменты Карелии». Поскольку среди участников больше не было музыкантов-профессионалов, ему пришлось выступать одному или привлекать исполнителей из университетского ансамбля «Тойве». Это была первая ласточка обращения к традиционным музыкальным инструментам, изготовлением которых в 1980-е годы занимались петрозаводские мастера А.В. Мешко и А.Ю. Кузькин. Позднее, в связи с уходом И. Архипова из музея, сделанные для него инструменты были переданы в фонды.
Вернуться к этой программе смогли только в 2005 году, когда участниками теперь уже Фольклорно-этнографического театра стали профессиональные музыканты: Михайлов Евгений, Ригоева Надежда, и позднее – Михайлов Иван и Легкая Полина. Была заложена база, на основе которой готовилась программа. Е. Михайлов пришел в коллектив уже сложившимся музыкантом, не понаслышке знавшим традиционную музыку, особенно гармошечную. Он объехал множество деревень Карелии и пограничных районов Вологодской области, в которых записал традиционных исполнителей и изучил их наигрыши. Остальным же ребятам предстояло окунуться в мир традиционной культуры, первые шаги в которую они еще только делали на кафедре музыки финно-угорских народов Петрозаводской государственной консерватории и у нас в музее в отделе фольклора. Началась кропотливая работа по выбору наиболее достоверных реконструкций музыкальных инструментов, поиску традиционных, не обработанных наигрышей и собственно освоению инструментальной традиции Карелии.
С другой стороны, для музыкантов в музее открылись новые возможности: упростился доступ в фонды. Именно здесь нас ждало настоящее открытие – множество сохранившихся музыкальных инструментов. Возникла идея подготовить выставку традиционных музыкальных инструментов из фондов Карельского государственного краеведческого музея, музея-заповедника «Кижи» и частных коллекционеров. Она была организована в 2007 году под названием «Музыка северной деревни» (авторы Михайлова Н.С., Герасимова Е.В.). Хотелось открыть богатства фондовых недр для всех людей: учителей и их учеников, туристов, гостей и, конечно, для соратников - музыкантов. Выставка удалась, множество прекрасных отзывов слышали мы о ней, но посетителям хотелось унести что-то с собой на память. Так потребность породила предложение: мы стали готовить к публикации альбом «Музыка северной деревни», который, будем надеяться, скоро выйдет в свет.
Работа над этой программой продолжается постоянно: расширяются наши знания о традиционной музыкальной культуре, пополняется коллекция инструментов. В нее вошли 5-ти и 10-ти струнные кантеле, йоухикко, пастушьи трубы, рожки некоторых видов, флейты, а также гармони и балалайки. Хочется, чтобы коллекция пополнялась более точными реконструкциями, но не всегда мастера берутся за такое сложное дело как, например, изготовление долбленого кантеле. Расширяется репертуар исполнителей, исполнительские возможности: на сегодняшний день каждый музыкант играет на нескольких инструментах. Более того, мы стараемся сохранить традицию, передавая свои знания и умения малышам, участникам детской группы ФЭТ.
Сейчас программа «Музыкальные инструменты Карелии» пользуется большой популярностью. В 2008 году она была представлена на модуле музея Кижи в рамках фестиваля «Интермузей-2008» и вызвала огромный интерес у посетителей выставки и музейщиков. В конце фестиваля независимое студенческое жюри, которое немало времени провело вместе с участниками ФЭТ, отметило стенд музея «Кижи» как самый уютный и гостеприимный.
В течение года для разной аудитории мы неоднократно читаем лекции о традиционных музыкальных инструментах, а летом рассказываем гостям острова Кижи о той богатой традиционной музыкальной культуре, которая бытовала в Карелии. Свой рассказ мы всегда сопровождаем живым звучанием инструментов, что вызывает огромный и неподдельный интерес. Уходя, туристы оставляют самые приятные отзывы о встрече с нами: «Богата Матушка Русь талантами! Большое спасибо Ивану Николаевичу и Надежде Анатольевне за их прекрасную, обстоятельную, лаконичную беседу не только об инструментах, но их характеристиках, предназначении и пр. Душевное, великолепное исполнение, которое радует до слез, до глубины души. Спасибо, спасибо и еще раз спасибо за проникновенность, чувство меры. Спасибо и преподавателям за достойную подготовку. С глубоким уважением, Л. Ефимов 24.08.06» или «Слава работникам острова-музея. Красивые, добродушные, интересные музыканты. Бородулин Андрей, искусствовед-культуролог. 22.07.2008»
Фото: Играй, гармонь. – Москин Д.Н., Пастух Иван – Михайлова Н.С., остальные – Москин Борис.