Давай командуй, капитан! @kizhi
Опытный мореплаватель и путешественник, старший научный сотрудник отдела истории музея Юрий Наумов, занимающийся изучением жизненного уклада заонежан и историей Кижской волости, шесть лет назад решил показать, как сегодня живет и развивается одно из некогда популярных островных ремесел — шитье лодок-»кижанок». И форма этого показа была выбрана живая и привлекательная — соревнования на лодках, изготовленных местными мастерами. Так появилась ставшая популярной Кижская регата. Это стало современной формой сохрания музеем исчезающей местной культуры деревянного судостроения.
За несколько лет Кижская регата стала одним из любимых праздников местных жителей и гостей острова. Но это не только праздник. Она показывает возможности этих небольших лодок и умение кижан ими управлять, справляясь с онежской волной.
Островная жизнь невозможна без лодки. Как говаривали в местных деревнях, «заонежанин на воде родился, водой живет, на воде и помрет». Раньше в каждой деревне были свои мастера, благодаря которым складывались школы традиционного деревянного судостроения.
«Кижанка» — тип лодки, возникший на территории Кижской волости. Значительно отличается от других типов лодок, распространенных в Карелии. Идеально приспособленная к суровому Онежскому озеру, она имеет неповторимые обводы — острые у штевней (нос и корма) и развалистые в середине. Благодаря такой форме «кижанка» обладает хорошей устойчивостью, большой грузоподъемностью и скоростью.
Регата-2004 — это участие 14 лодок и 33 человек. В соревновании приняли участие 6 музейных экипажей, причем один — женский в составе Анастасии Поповой и Марии Черноусовой. В этом году в гонках участвовало четыре «кижанки». География участников представлена широко: это деревни Шлямино, Чеболакша, Насоновщина, Жарниково, Еглов, Кузнецы, Сенная Губа, Воробьи, Великая Губа.
Пятый раз участвовал в гонке Иван Иванович Титов с женой Зинаидой Ильиничной из деревни Волкостров. И эта регата, в отличие от предыдущих, стала для него «звездной» — семейный экипаж занял второе место в классе двухвесельных «кижанок». Эта счастливая лодка была построена в 1990 году мастером Иваном Васильевичем Судьиным. Первое место в этом классе занял экипаж Александра Кузнецова, который свою «кижанку» строил вместе с дедом.
Четвертый раз в классе трехвесельных «кижанок» одержал победу на лодке мастера Ивана Федоровича Вересова экипаж Александра Кирьянова.
Самый юный капитан — семилетний Влад Башкиров — получил специальный вкусный приз от спонсоров. Самый дальний экипаж «кижанки» мастера Шведова прибыл из Великой Губы.
Все шесть лет участвовать в регате мог каждый, у кого есть лодка, и не обязательно «кижанка». И в этом году соревновались «пряжинки», пластиковые «пеллы» и «кефали», спортивные байдарки.
Именно байдарка капитана Ильи Пучкина из деревни Еглов, ставшая абсолютным победителем гонки по времени, задает темп всем участникам уже не первый год.
На финише всех порадовала лодка, в которой гребла Жанна Гвоздева — руководитель фольклорно-этнографического театра музея, и помогавшие ей песней под гармошки двое молодцов. Они получили специальный спонсорский шуточный приз от Юрия Чиркова — руководителя казачьего ансамбля «Братина» «За возрождение казачьих традиций на острове Кижи». Именно среди казачества бытовало таковое: мужчины заняты песнями, а женщина — трудом.
Спонсоры, кстати, не оставили никого из участников без подарков. Спасибо им всем.
Как сказал главный судья регаты Юрий Наумов: «В этом году соревнования совпали с фестивалем колокольных звонов, и было необычно и очень приятно, что старт соревнованиям давался ударами колокола, и всю гонку сопровождал колокольный звон. Если рассматривать исторический аспект, главное, почему возникла регата, нужно отметить необходимость проведения мастер-классов для молодежи, которая интересуется этим ремеслом. Есть мастер Борис Петрович Никитин, который уже сегодня готов передавать свой опыт и показывать в нашей „Ожившей экспозиции“ шитье „кижанок“.
Очередная регата показала, что праздник, конечно, нужен. Особенно, если он так четко и хорошо организован.
И пока живы мастера, будет жить «кижанка» как символ любви заонежского мастера к свободе и простору. Как говаривал местный плотник Константин Петрович Клинов: «Как сделаем, так и будет». И пока у старых мастеров будут ученики, пока рука будет чувствовать топор, а топор будет вести разговор с деревом, будет жить лодка-»кижанка». Хочется не растерять их, последних мастеров, чтобы так и было, как они хотели.
Из истории Кижской регаты
- В 1999 году музей провел первую гонку на лодках — традиционных «кижанках» и современных весельных.
- Всего за пять лет в регате приняли участие 44 лодки, из них 16 «кижанок», многие из них участвовали не один раз.
- Самая старая построена в 1965 г., самая молодая — в 1998 г.
- Всего участвовали 111 человек из 23 окрестных деревень.
- Дистанция гонки выросла с 700 м до 1,8 км.
- Главный приз регаты получает традиционная лодка-»кижанка».