Традиция жива @kizhi
Весна – время обновления, радости и пробуждения природы. Для православного мира это время встречи Светлой Пасхи. С этим праздником связано множество обычаев: радовать друг друга подарками, готовить особенные обильные угощения, принимать родню и друзей. Для сотрудников музея Пасхальная неделя - время долгожданных встреч с потомками старинных родов Кижской и Сенногубской волостей, коренными заонежанами, живущими на родной земле и с теми, кто давно оторвался от родовых корней и уехал из деревень в города, талантливыми людьми, наделенными литературным даром.
Приглашая на «Пасхальные встречи» гостей, мы с грустью замечаем, что с каждым годом неумолимо редеют их ряды. Уходят люди, хранители народной мудрости и знания, подарившие нам память о минувшем веке. Благодаря бережно сохраненным ими рассказам стариков, урокам родителей, юношеским воспоминаниям знакомились и мы с прошлым наших Кижей, погружались в эпоху пахарей, древоделов, прях и рожениц. Сберегли они для нас и мягкий кижский говор, вызывавший неподдельный интерес у исследователей прошлого: П.Н. Рыбникова, А.Ф. Гильфердинга, Е.В. Барсова. С лёгкой завистью мы обращаемся к материалам экспедиционных встреч наших старших коллег: Р.Б. Калашниковой, Л.В. Трифоновой, Е.И. Яскеляйнен, которым довелось беседовать с ровесниками двадцатого века и уроженцами века девятнадцатого. В рассказах старожилов крестьянская жизнь из черно-белой картинки превращается в живой многоцветный мир.
В фольклорном архиве музея хранится немало воспоминаний жителей кижских деревень. Предлагаем вашему вниманию некоторые из них.
- Из воспоминаний Ириньи Степановны Агапитовой (урождённой Потёмкиной, род. 17 апреля 1900 года в деревне Серёдка)
- «Как Великой пост начинался, тогда такие люди [ по деревням ] ходили, старички стихи пели. А Господь их знает, откуда и брались. По деревням ходили, спросят: “Хозяйка, можно Вам стих спеть?” Я им : “Спойте”. Вот оны сядут к печке, туда под прилавок и сидят, поют. А споют ? дам тут хлеба, чаю, сахару. Они спасибо скажут. Всё больше хлеба по куску подашь, чая много не было, а хлеб свой. Чай-то не ростили». «Вот Великий пост подходит, надо ткать. Если есть пахарь, шерстяные штаны такие тёплы ткали и рубашки вытыкали пахарю, чтобы была тёпло ему и лягко. Поспевай сшить, пахаря надо одеть в новенька. Отправить на поле пахать».
Время трудов праведных, молитвы и смирения как в калейдоскопе сменялось днями Пасхальных торжеств. Увы, отошли в мир иной свидетели тех светлых праздничных дней. Но живы их воспоминания. - Из воспоминаний Ольги Григорьевны Куделиной (урожденной Серовой, дочери Григория Титовича Серова, одного из хозяев дома Серых. Родилась в 1913 году в Петрограде, жила в деревне Дудниково Кижского прихода)
- «Нас папа дома не оставлял, [в церковь] возил вот таких [маленьких]. В Паску дак он увезёт нас всех: “Грех спать! Давайте все в церковь!”. Церковь полна народу, он на крилосе, а мы рядом с братом. Он на крылосе, а мы эту сторону крылоса сядем и тут с братом спим …На крылосе ? одне мужчины, женщин не было. Мужчины, мужчины, мужчины. Все пели. Народу в Паску много: полна церковь. И в паперти полно и …в ограды ищё, около церквы. Вся молодёжь и все, все в церковь ходили! Вси стояли со свечамы. Платки у женщин красивы, шелковы. Другой раз старуха задремлет, ткнёт тебе в платок, дырка и сделается …Спасова церковь красивая очень была. Красивая, богатая. Всё в иконах золотых. Такие большие! Нёбо ? большое голубое, всё звёздочкамы золотыма. А сколько у нас было риз! Два священника ведь было. Василей да Михаил. Два жили на Погосте. Не братья они были, а два священника. На одном берегу один ходил, служил, а другой на другом, там где Кургеницы. Служили они, ходили, когда праздники, да собирали всё….Папа в церковь одевался ?пиджак получше да брюки. Всё в сапогах ходили тогда. Ну и рубаха. Шили себе ситцевы или сатиновы. Мама одевалась тоже хорошо. Тогда сарафаны носили да юбки. Она юбку одевала шерстяную. Да и жакетка плюшева у ней была, пальто было… К погосту пешком ходили всё. Пешком по льду ? с кажной деревни была дорога. Приезжали и на санях, как далёко дак. Стояли в церквы в одежде…Свечамы торговали. Как войдёшь, стоял старичок, место было отнесено. В уголку тут, в левом торговал…. В большой церквы было паникадило большое и по бокам два было. В Паску их все зажигали. Светло от свечей».
Так встречали Пасху в Кижах в начале двадцатого века.
Традиция жива, и на Светлой пасхальной неделе 21 апреля 2009 года распахнула гостеприимно двери для участников «Пасхальных встреч» церковь Святого Духа. Молебен и теплое пасторское слово протоиерея Николая Н. Озолина к потомкам старинных семейств открыли новый пасхальный год. Тема «Встреч» 2009 года, «Семья и отчий дом», рефреном звучала в течение всего праздничного дня. В лекционно- выставочном комплексе музея, уютно устроившись в креслах, гости праздника вновь совершили путешествие в стародавнее Заонежье. Фольклорный театр представил новую, уникальную программу «Приговоры дружек». Участники ФЭТ уже не раз обращались к теме свадьбы. Но впервые взялись за постановку столь зрелищного, но сложного в воплощении момента заонежского свадебного обряда – встречу поезда жениха в доме невесты. Автор сценария – фольклорист, специалист в области свадебной обрядности, В.П. Кузнецова. Полный юмора и легких шуток диалог «Свадебных дружек» и «поставного старосты» с успехом удалось воплотить Скобелеву О.А., Мартьянову Р.С. и Москину Б.Д.. Одобрила игру актеров Анна Михайловна Новгородцева, дочь Михаила Кириковича Рябинина, известного по всему Заонежскому краю «свадебного дружки». Она не раз слышала речи своего отца на деревенских свадьбах.
Продолжили «Пасхальные встречи» выступления гостей праздника с воспоминаниями о семейном укладе в заонежских деревнях. В преддверие «Встреч» всем желающим было предложено поучаствовать в литературной музейной программе «Народные мемуары». Откликнулись многие.Сотрудникам отдела фольклора было передано более 17 текстов воспоминаний в прозаической и стихотворной форме. Среди них повествование Б.И. Ржановского «О жизни, традициях и обычаях, присущих многовековой и одной из древнейших династий священнослужителей и учителей Ржановских», воспоминания А.П. Титовой о жизни семьи П.И. Рябинина-Андреева «Милые былинные Гарницы», рассказ Г.М. Вавилиной о семье деда, Семена Григорьевича Послова. Лучшие произведения авторы представили на суд зрителей. Особо запомнилось гостям «Пасхальных встреч» выступление поэтессы Валентины Ивановны Росликовой, уроженки д. Пегрема, родственными узами связанной с кижской землей. Поэтический дар унаследовала она от бабушки Олёны, славной вопленицы да деда Троши, веселого сказочника и балагура. Ее стихи удивительно глубоки, пропитаны женской мудростью, спокойствием и любовью. Вот только одно из них.
Детство.
Стара поженка. Острамок
С прошлогоднею травой.
На покосе спозаранок
Пармачинный слышен вой.
Жарко. Потно. Из лядины
Носим сено, чтоб сметать.
«Ох, тяжело из земнины
Это сено», - скажет мать.
Вот на заколье взлетаю,
Лёгки грабелки в руках.
Там, на высоте, мечтаю
И «витаю в облаках».
Снизу папка мне навильник
Прямо в ноги подаёт":
«Топчи бойче, моя доча,
Покуль дождик не пойдёт».
Завершила. И спускаюсь
Я к отцу по стожарю,
Осторожничать стараюсь:
Вдруг я пятку распорю?
Вот они, отцовски руки-
Нет надёжней этих рук!...
Бабка я, уже есть и внуки,
Вру, не внуки, только внук.
Ничего не повторится в этой
Жизни - очень жаль.
С колыбели и до тризны
Миг один, а там - печаль...
Завершились «Пасхальные встречи» воодушевленным исполнением старинных романсов и традиционным чаепитием с куличами, сладостями и аппетитным домашним «печевом»: калитками, вареными пирогами, ватрушками, изготовленными умелыми руками заонежанок. Много теплых слов прозвучало от наших кижан в адрес сотрудников музея за уважение и подаренную возможность высказаться, представить достойное воплощение своим воспоминаниям.