Сохраняя право нации на память поколений @kizhi
Быстро пролетели пять фестивальных дней. Остались позади усталость и волнения, защиты проектов, проведение презентаций и мастер-классов, встречи со старыми и новыми знакомыми. Осталось главное — победа музея «Кижи» на Интермузее-2009 в номинации «Музейная инфраструктура юному посетителю» с проектом «Летняя музейно-этнографическая школа на острове Кижи», автором которого является Л. В. Шилова.
Участие музея во Всероссийском фестивале этого года можно считать более чем успешным, так как впервые за шесть лет участия он был номинирован на Гран-при фестиваля. Это показатель высокой оценки деятельности всего коллектива музея «Кижи» со стороны российской музейной общественности.
Кроме названного проекта-победителя на Интермузее были представлены не менее серьезные и интересные работы — в номинации «Музейный проект. Инновационные решения традиционных проблем» проект А. Любимцева и М. Кистерной «Новые технологии сохранения памятников деревянного зодчества» и в номинации «Наука в музее» проект Г. Фроловой и О. Титовой «Программа комплексного исследования потолочной живописи храмов Карелии в фондах музея-заповедника «Кижи» «Небеса Заонежья». И хотя в результате напряженного соперничества главный приз был присужден музею Мирового океана из Калининграда, успех музея «Кижи» очевиден.
Как всегда, по традиции, фестиваль открылся пресс-конференцией. Директор Департамента культурного наследия минкульта РФ С. А. Архангелов отметил, что Интермузей позволяет увидеть в одном месте все разнообразие музейного сообщества страны. Сегодня в России 2,5 тысячи музеев, чей фонд составляет 83 млн единиц хранения, на фестивале представлены 180 музеями — от федеральных до тех небольших, о которых большинство даже не слышали.
М. Б. Пиотровский, представляя не только Государственный Эрмитаж, но и Союз музеев России, заметил, что участие в фестивале для Союза музеев очень важно, так как Интермузей сохраняет музейное пространство страны. Музеи — это право нации на память поколений. Только музеи и храмы сегодня хранят национальное наследие.
На торжественном открытии директор Музея Природы и Человека из Ханты-Мансийска — обладателя Гран-при-2008 — Л. В. Степанова пожелала всем успеха и передала эстафету борьбы за главный приз фестиваля.
Проекты и их защита
В каждой объявленной оргкомитетом фестиваля номинации было решено принять участие, так как в предложенных направлениях музейной деятельности специалистам музея было что сказать. Проекты, представленные в этом году, являются итогом долгосрочных исследований и многолетнего опыта. Кроме того, накопленный в направлениях музейной педагогики и сохранения памятников деревянного зодчества опыт уже используется в музеях России.
Защита всех трех проектов прошла успешно. Так сложились обстоятельства, что не все авторы проектов смогли приехать на фестиваль. Представляли проекты Маргарита Кистерная, Светлана Митрукова и Ольга Титова. Все они выглядели достойно. Первым защищался проект «Новые технологии сохранения памятников деревянного зодчества». Представляя последние достижения музея по сохранению памятников, старший научный сотрудник, кандидат технических наук Маргарита Кистерная говорила о дереве, на серьезную тему, не всегда понятную каждому, так трепетно, будто о своем самом близком живом существе. Значение работ музея в этой области отмечено на государственном уровне. Инновационные разработки сотрудников музея «Кижи» в содружестве с учеными МГУ и Института леса КарНЦ РАН позволили создать технологию уничтожения насекомых-вредителей без повреждения древесины памятника. СВЧ, используемая для тепловой обработки, является уникальным оборудованием, которое защищено патентом РФ.
Проект «Летняя музейно-этнографическая школа на острове Кижи», который защищала ведущий методист музейно-образовательного блока Светлана Митрукова, вызвал наибольший интерес у комиссии. Представляя Летнюю школу как долгосрочный инфраструктурный проект, Светлана Митрукова очень четко представила этот музейно-образовательный проект, направленный на творческое развитие личности ребёнка на основе уникального историко-культурного и природного наследия музея-заповедника «Кижи», как школу «образования культурой» в условиях мощного воздействия на ребенка Среды заповедного острова.
Зам. директора музея Ольга Титова в отсутствии Галины Фроловой защищала проект «Программа комплексного исследования потолочной живописи храмов Карелии в фондах музея-заповедника «Кижи» — «Небеса Заонежья», который стал итогом многолетних исследований потолочных икон сотрудниками фондов музея. Удивительные по красоте потолочные иконы северных деревянных храмов потрясли и комиссию, и присутствующих на защите сотрудников других музеев.
Деловая программа фестиваля
Находясь на Всероссийском фестивале, хочется больше увидеть и везде успеть. Семинар компании «Кунстверк», посвященный последним разработкам в области реставрации экспонатов, посетила Маргарита Кистерная, так отозвавшаяся об увиденном и услышанном: «Специалисты двух ведущих немецких компаний BELO Restaurierungsgeraete GmbH и ULTAG представили новое оборудование для реставрации живописи, бумаги и тканей.
Гордостью компании является разработанный ее основателем вакуумный стол со встроенной промывочной ванной, ультразвуковым увлажнителем и колпаком из оргстекла, являющийся полноценным рабочим местом для реставрации бумаги, на котором могут проводиться все основные операции: чистка, выравнивание, доливка утрат бумажной массой, дублирование.
Продемонстрированная система вытяжки и фильтрации серии ACD позволяет защитить как персонал, так и оборудование при проведении реставрационных работ с применением растворителей, красителей и других вредных веществ. Система фильтров гарантирует чистый воздух, а различные приспособления делают возможной работу в самых труднодоступных местах.
Современный дизайн и функциональность предлагаемого оборудования оценили более тридцати представителей российских реставрационных мастерских и музеев».
После участия в Круглом столе «Актуальный маркетинг — дети и молодежь как целевая аудитория музейных программ и проектов», Светлана Митрукова рассказала: «Участники Круглого стола попытались ответить на вопрос, как музей представляет себе «молодежь» и ее интересы и насколько эти представления совпадают с реальными ожиданиями и взглядами подрастающего поколения на музеи. Свои проекты презентовали Русский музей («Музей. Музыка. Дети»), Музей культуры народов Востока («Россия-Индия»), Музей-заповедник «Павловск» («Интерактивные экскурсионные программы для детей»), музей-заповедник «Кижи» («Летний университет на о. Кижи»). Все они показали, что в работе с детьми и молодежью музеи должны всегда оставаться в тонусе, отслеживать современные тенденции как в сфере культуры, так и информационных технологий, коммуникаций, образования. Круглый стол подтвердил, что одной из ведущих форм работы с подрастающим поколением, представляющим наиболее активную, подвижную, открытую для инноваций часть населения, должны становиться интерактивные программы и проекты, построенные на активном участии школьника, студента в процессе музейной коммуникации. В связи с этим большой интерес участников вызвали программы музея-заповедника «Кижи», направленные на студенческую аудиторию, и особенно проект Летний университет как инновационная форма работы с молодежью в условиях историко-культурной среды о. Кижи.
Игры и мастер-классы для взрослых и детей
Музей «Кижи» ежегодно, кроме официальной, представляет интересную программу для посетителей фестиваля. В этом году на модуле можно было в течение всех дней принять участие в мастер-классах и играх, которые проводили сотрудники отдела музейной педагогики Наталья Архипова и Светлана Петрякова.
«Москва, солнце, наполненный ароматом сирени воздух, цветущие каштаны… 57-й павильон ВДНХ, похожий на растревоженный улей…Калейдоскоп лиц, впечатлений, событий… Таким запомнился фестиваль «Интермузей», участником которого мне посчастливилось быть. Доброжелательные коллеги из разных музеев России являлись самыми благодарными участниками мастер-классов. Во время всех мастер-классов создавалась особая атмосфера. Сотрудники музеев, посетители ВДНХ, дети и взрослые, с радостью плели обереги «Солнечный символ», создавали «Кижские сувениры», открывали сюрпризы «Открытки с острова». «Вы несете добро… ваш музей не перестает удивлять… огромная благодарность вашему музею за сохранение традиций народной культуры…»,— такие слова звучали после мастер-классов, презентаций и просто человеческого общения»,— так запомнился Интермузей Н. Архиповой.
А вот как о работе на фестивале отзывается С. Петрякова: «Можно по-разному относиться к мастер-классам для детей. Некоторые считают, что изделия получаются чересчур детскими, наивными и не-серьезными. Но, к удивлению, мастер-классы, представленные на Интермузее, воодушевляли на творчество не только детскую, но и взрослую публику. А понравилось участникам то, что легкий способ переплетения нитей в «Солнечном символе» позволил создать традиционную поделку-оберег. Прибавляя нить ряд за рядом, меняя цвет нити, взрослые добивались потрясающих цветовых эффектов, открывая в себе творческие способности. А, сотворив оберег, уходили с надеждой повторить его и обучить своих близких».
Кроме мастер-классов, которые неизменно привлекали посетителей к кижскому стенду, гости фестиваля могли попробовать себя в сборке макета бани и игре «Собери лодку-кижанку».
Открытие Коломенского
Настоящим подарком для всех участников фестиваля стала поездка в усадьбу Коломенское, входящую в Московский государственный объединенный музей-заповедник. Для многих это было настоящим открытием, ведь, живя далеко от столицы России, не всегда можно сюда попасть.
Наша справка.
МГОМЗ — это крупнейший научный, реставрационный, культурно-просветительский и туристический центр России, в состав которого вошли 4 усадьбы: Коломенское, Лефортово, Люблино и Измайлово. Фондовое собрание музея-заповедника насчитывает более 150 тысяч предметов — памятников истории, культуры и искусства. Усадебные комплексы, входящие в музейное объединение, позволяют проследить развитие московской усадьбы на протяжении четырех столетий. Вхождение усадеб в единую музейную структуру обеспечивает сохранение и реставрацию памятников архитектуры, воссоздание исторического ландшафта памятников садово-паркового искусства, включение их в число важных туристических объектов Москвы.
Коломенское многим знакомо по фильмам и иллюстрациям. Этот уникальный уголок московской природы, истории и культуры привлекает к себе в любую погоду, утром и вечером. Там всегда удивительная лепота и тишина. Современная ухоженность территории нисколько не вступает в противоречие с историей, которой пропитано Коломенское.
Наша справка.
Коломенское впервые упоминалось в 1336 году в духовной грамоте Ивана Калиты. С XVII в. Коломенское являлось летней загородной резиденцией московских правителей. В XVI-XVII вв. сложился его уникальный архитектурный ансамбль. Сегодня на площади 390 га расположены памятники архитектуры XVI-XIX вв. Украшением Коломенского является шедевр русского зодчества — церковь Вознесения Господня (1532 г.), включенная ЮНЕСКО в Список всемирного наследия.
Символично, что посещение усадьбы Коломенское совпало с праздником Вознесения. В этот день проходила презентация нового фондохранилища, реконструированного и оснащенного современным музейным оборудованием немецкой фирмой ROTHSTEIN, девиз которой в работе «Вчера и сегодня защищать и хранить для завтра».
Гости Коломенского смогли увидеть не только помещение фондов, куда доступ открыт для посетителей, но святая святых — те хранилища, где находятся коллекции металла, дерева, керамики, икон, живописи, побывать в мастерских реставраторов икон, помещении КАМИС.
И, безусловно, неизгладимое впечатление осталось от прогулки по территории усадьбы, от посещения церкви Вознесения. Жаль только, что не удалось увидеть расположенные ранее на территории усадьбы деревянные памятники, в том числе сторожевую башню, перевезенную из Кеми. В Коломенском сейчас идет работа по организации музея деревянного зодчества, который можно будет увидеть в недалеком будущем.
А пока все разъехались по своим музеям до следующей встречи на Интермузее-2010.