Мила моя покрутушка, коленкорова рубашка, да кисейны рукава... @kizhi
О костюме Фольклорно-этнографического театра
Исстари на Руси одежде придавали большое значение. Ее высоко ценили, берегли, хранили в сундуках и передавали из поколения в поколение. Традиции, как её шить и как носить, сохранялись тоже веками. Шили чаще всего в домашних условиях и, в зависимости от достатка, украшали. Когда 20 лет назад в нашем музее появилась первая фольклорная группа, тогда же задумались о костюмах, в которых можно было бы представить песенную и танцевальную крестьянскую культуру бывшей Олонецкой губернии конца XIX — начала XX веков.
Участники фольклорной группы решили попробовать сшить старинные сарафаны и женские рубахи, обратившись к специалистам Дома мод, которым были показаны несколько образцов старинных нарядов из фондов музея. Осуществить задуманное до конца не удалось, поскольку у мастеров ателье не было опыта по шитью традиционного крестьянского костюма, имеющего свои особенности. Это и послужило толчком для серьезного детального изучения и пошива традиционного костюма. На тот момент хранителем коллекции тканей Е. И. Яскеляйнен были сформулированы основные принципы по формированию костюма для участников фольклорной группы. Они предполагали: «изучение, пошив и реконструкцию костюмов, которые должны были представлять довольно точные копии традиционных костюмов различных регионов Карелии, оригиналы которых хранятся в фондах музеев. Поиск подходящих материалов, тканей, соответствующих по фактуре, расцветке и рисунку тканям кон. XIX — нач. XX вв., а также восстановление утраченных традиционных навыков и технологий изготовления костюмов».
В результате активной экспедиционной и архивной работы был собран научный материал о повседневных и праздничных девичьих, женских и мужских комплексах одежды крестьян, проживавших на территории нашего края. Познание секретов традиционного кроя привело к тому, что участники фольклорной группы стали шить костюмы своими руками. Также были восстановлены технологии изготовления украшений, девичьих и женских головных уборов, многие из которых до сих пор с удовольствием носят нынешние участницы ФЭТа.
С течением времени репертуар ФЭТа пополнялся, состав расширялся, что привело к увеличению количества создаваемых комплектов одежд. Поэтому c 1992 года музей стал регулярно оплачивать работу мастеров, которые шьют аналоги традиционных крестьянских одежд. Для воссоздания достоверных образцов мастера работают с этнографическими предметами, изучая их исторический, традиционный крой, выявляя мельчайшие детали, характерные для одежд того или иного района Карелии.
В последнее время появилась возможность работать в фондах Государственного краеведческого музея и музея ИЗО, Олонецкого национального музея, Пудожского и других музеев Карелии. Поэтому постепенно за годы существования фольклорной группы удалось воссоздать костюмы, приближенные к старым образцам, несмотря на то, что в наше время — это очень непростая задача среди современных тканей, бижутерии и т. д. находить ткани, платки, украшения, похожие «на старые». И сейчас, например, мы можем представить повседневный женский или девичий свадебный наряд Заонежья и Пудожья, праздничную одежду жителей Поморья, северо- и южнокарельские парадный и повседневный костюмы.
Выступление Фольклорного театра — это одновременно и выставка народного костюма. Трепетное отношение к традиционному костюму неоднократно отмечалось на разных фольклорных фестивалях. В 1996 году фольклорная группа представляла Россию на фольклорном фестивале «Балтика — 96», где исполнение заонежских, поморских песен, танцев, а также сами костюмы были высоко оценены зрителями и, по их мнению, «словно сошли со старинных картин». На фестивале «Псковские зямчужины» на одном из мастер-классов нашему коллективу была отведена почётная роль представлять этнографический костюм, как единственному на фестивале коллективу, в котором реконструкция крестьянских одежд выполнена на высоком профессиональном уровне.
Это отметили и гости нашего музея, которые написали: «Огромное спасибо за сохранение исторических традиций. Только благодаря тому, что сотрудники фольклорного театра выступают в копиях подлинных исторических костюмов и трепетно относятся к изучению кроя костюма и манеры его носить, мы получаем яркое, живое и незабываемое впечатление о прошлом. Туристы теплохода «Добролюбов», 2006 г.».