Олег Семененко. Объективный взгляд на мир @kizhi
Многие люди, прежде чем приехать на остров Кижи, насладиться красотой и величием рукотворных памятников, видят их на разных фотоработах, на открытках, в книгах, а сейчас и в Интернете. Очень важно, какое настроение передано через фотографию. Это своеобразный разговор между фотографом и зрителем.
Почти тридцать лет Олег Семененко, заслуженный работник культуры РК, фотограф музея-заповедника «Кижи», смотрит на окружающий мир через объектив своего фотоаппарата. Он может долго рассказывать о том, что можно увидеть в каждом кадре и как его сделать, какими фотоаппаратами лучше снимать.
Его персональные выставки проходили в России и за рубежом: в Петрозаводске, Архангельске, Ленинграде, Москве, Ханты-Мансийске, Варкаусе и Ново-Валаамском монастыре (Финляндия), Дулуте (США). Он участник и лауреат многих союзных и республиканских выставок и конкурсов.
Олег Семененко в составе творческой группы стал лауреатом государственной премии Республики Карелии «Сампо» в 2009 году за каталог станковой живописи музея ИЗО.
Последние несколько лет электронный архив музея пополнился тысячами фоторабот Олега Александровича. Его фотографиями иллюстрируются многие материалы газеты «Кижи», брошюры, календари, другие издания, выпускаемые издательским центром музея, книги, издающиеся в типографиях и издательствах. Совсем недавно Олег Семененко отметил шестидесятилетний юбилей, и сегодняшний наш разговор стал своеобразным подведением итогом его профессиональной деятельности.
- Олег Александрович, когда Вы начали заниматься фотографией? Это увлечение у вас было с детства?
- Я никогда не задумывался о том, что когда-то буду фотографировать. Все произошло совершенно случайно. Я закончил Ленинградский горный институт по специальности «инженерная геодезия», один из старейших высших учебных заведений России. В то время, когда я учился, праздновали двести лет со дня основания института. После окончания, по распределению приехал работать в Петрозаводск. С 1974 по 1983 годы отработал в проектном институте «Карелгражданпроект» в отделе инженерных изысканий. И вся моя жизнь проходила в постоянных командировках по Карелии. Приезжая домой, рассказывал, где бывал и что видел, и однажды жена предложила купить фотоаппарат и все снимать на пленку. Я решил — почему бы нет, купил «Зенит» и начал снимать. Примерно через неделю осознал пропасть своего дилетантизма в этом деле и поступил на отделение фотографии заочного Университета искусств в Москве.
- А кто был Вашим учителем или наставником?
- Преподаватели Университета — фотографы и искусствоведы. На разных курсах были разные учителя, запомнился Виктор Загумённов, в те годы уже обладатель приза «Золотой глаз» на «Worldpressphoto». За год нужно было выполнить 12 обязательных работ. По технике и композиции, и кроме этого требовалось к каждому заданию прикладывать 10—20 работ на свободную тему. Вот по этим фотографиям и шел основной разговор, при их разборе преподаватель мог прочесть целую лекцию на двадцати листах. Было интересно. В это же время я стал участником Петрозаводского фотоклуба «Полюс», руководителем которого был Виктор Хаскин. «Полюс» в то время довольно высоко котировался среди фотоклубов Советского Союза. Мои фотографии, включенные в портфолио клуба, поучаствовали во множестве выставок в Союзе и за рубежом. Особенно интересным был «круговой» обмен пакетами выставочных фотографий множества фотоклубов. Держать в руках и рассматривать потрясающе отпечатанную фотографию — совсем не то, что сейчас смотреть фото на экране… Кроме того, у клуба была возможность просто приглашать в гости выдающихся фотографов, общение с которыми накоротке, в домашней обстановке трудно переоценить. А мне довелось просто общаться с такими ассами, как Янис Глейздс, Ромуальдас Ракаускас, Павел Кривцов, Виктор Грицюк и многими, многими другими.
В конце концов, фотография увлекла настолько, что я оставил геодезию и поступил в Краеведческий музей фотографом, где проработал 22 года. - Что больше любите снимать — людей или природу?
- Наверное, все-таки природу. При этом я не то, чтобы сильно озабочен необходимостью фотографировать. Я обожаю бродить по лесу, особенно осенью, просто смотреть, «слушать» ландшафт, слушать себя, «примерять» к себе то, что вижу, а фотографии делаются как бы сами собой. Я снимаю медленно и долго. Видимо, по натуре я не репортер, хотя мне приходилось работать и в прессе, и думаю, я делал это достаточно качественно. Но по складу характера я недостаточно общителен для такой работы, кроме того, недостаточно нагл. Ведь по-настоящему сильные, впечатляющие репортажные фотографии получаются при съемках людей, переживающих чрезвычайно сильные эмоции, потрясения (война, смерть, катастрофа), и для репортера важно в этот момент не сопереживать, а снимать. У меня — так не получается. Я не могу поднять камеру на человека, рыдающего в горе. Поэтому — природа.
- Вы могли бы посчитать, скольких людей за профессиональную деятельность сфотографировали? Может быть, кто-то запомнился больше всего, с кем было приятнее работать?
- Считать мне не приходило в голову. Конечно, многих. Работая в краеведческом музее, я одновременно трудился еще в двух-трех местах. Так, два года я делал все фотографии для ежемесячного журнала «Версо», от корки до корки, довольно часто публиковался в журналах «Север» и «Пуналиппу», два года работал фотографом в одном из первых модельных агентств Петрозаводска. Некоторое время сотрудничал с крупным пресс-агентством в Хельсинки, сделал несколько публикаций в журналах Финляндии. Во всех этих материалах главную роль играли снимки людей. Причем самые экстремальные съемки, как не странно, выполнялись именно в краеведческом музее. Но самими благодарными фотомоделями в моей жизни были собственные дети. Они не боялись камеры, или даже лучше сказать, они ее просто не замечали, они привыкли к тому, что я их снимаю. И поэтому кадры получались живые и настоящие, с тем настроением, с которым в тот момент были ребята.
- Собираете ли Вы архив своих фотографий? Много ли у Вас снимков?
- Хорошо отпечатанные и оформленные фотографии, которые я делал для своих выставок, как правило, растаскивались друзьями и знакомыми, а повторно печатать их для себя было лень, поэтому фотографий на бумаге у меня немного.
Остался большой архив слайдов, с которыми я работал до появления цифровой фотографии. Но это, скорее, архив памяти, а не материал для работы. «Цифра» наступает стремительно и неотвратимо, это — реальность, с которой необходимо жить. - Олег Александрович, сколько за свою жизнь сменили фотоаппаратов? Какая камера больше нравится — пленочная или цифровая?
- Фотоаппарат — это просто инструмент, так же как топор или скальпель. Начинал с «топоров», перебрал массу советской техники: «Зениты», «Киевы», «Салюты», потом были «Никоны», «Олимпусы». В конце концов остановился на узкопленочной системе «Canon», которых у меня и сейчас — три, и среднеформатной камере «Mamiya». Всю эту аппаратуру я не трогал уже года четыре, полностью переключившись на цифровую фотографию, о чем не перестаю жалеть. Все-таки пленка — другой мир, более богатый и насыщенный, пленочная фотография пока на ступень качественнее цифровой. Кроме того, мне просто нравилось вручную под увеличителем делать фотографии, нравился сам процесс, а иногда и результат. Смешно — на одной из выставок фотографий, сделанных вручную, некто юный спросил, на каком именно принтере это отпечатано? И пришлось долго объяснять, что вот есть такая бромсеребряная печать, и т.д. С переходом на «цифру» самой большой потерей для себя считаю утраченную связь взгляда через видоискатель с реальным отпечатком на бумаге, который можно было бы рассматривать, сравнивая полученный результат с образом, который строил при съемке. Считаю это очень важным для поддержания «съемочной» формы, фотографического тонуса. Несомненным плюсом «цифры» считаю возможность самому обрабатывать и доводить до блеска фотографии на компьютере. При работе со слайдами эту работу выполнял кто-то другой, по-своему усмотрению, и влиять на этот процесс было почти невозможно, за редкими исключениями. В результате тот слайд мог быть при печати изменен до неузнаваемости, а это всегда неприятно.
- А какие снимки больше нравится делать — черно-белые или цветные?
- Да я вообще люблю поснимать… Другой вопрос, что черно-белая и цветная фотография — это разные миры. Ведь изобразительные средства цветного и черно-белого изображения разные. Коли уж я включаю в камере черно-белый режим, то и мозги, и глаза, и образ мышления необходимо переключать так же.
- Что Вы считаете своим основным достижением в фотографии?
- Я сделал несколько авторских книг или фотоальбомов. Считаю две или три из них — неплохими. Остальные, особенно те, что делал в самом начале — похуже. Кроме того, я сделал десятка два книг, альбомов, проспектов, в которых выступал просто как технический фотограф — это репродукции живописи, графики, скульптуры, предметов прикладного искусства, некоторые из них довольно высокого качества. Мой предпоследний авторский альбом «Карелия. Пятое время года» был назван лучшей книгой года в Карелии (2005 г.).
Наверное, можно считать достижением, что меня приглашают делать новые книги, конечно, хотелось бы, чтобы это происходило чаще, ведь время уходит так быстро. Работа над книгой — самое счастливое время. Поездки, новые места, съемки, отбор материала, осмысление, выстраивание изобразительного ряда — я проживаю хороший год в этой работе, и это самое важное. А особенно выход книги связан скорее с досадой, что опять получилось не совсем так, как хотелось. Но, наверное, это — нормально. - Что на острове Кижи Вам снимать интереснее всего?
- С Кижами я знаком уже много лет, с тех пор как начал учиться фотографии. Сюда мы ездили снимать разные музейные праздники, делать этюды. Поэтому для меня это все привычно. Я люблю снимать наши памятники на фоне неба, закаты и восходы, люблю воду.
- Кто-то из детей пошел по Вашим стопам, стал профессиональным фотографом или увлекался когда-либо фотографией?
- Попытки увлечь детей фотографией были, но безуспешные. Видимо, не смог заинтересовать, а давить в таком деле — бесполезно.
- А что в Вашей жизни самое ценное?
- Никогда над этим не задумывался, но, пожалуй, — независимость. Сразу очень сложно сказать, что для меня важно. Наверное, как и для всех — семья, работа, которая приносит удовлетворение…
- Считаете ли Вы себя успешным человеком?
- Что считать мерилом успеха? Деньги? Ну, у меня всегда есть в кармане сумма, которой достаточно для подарка близкому человеку — а больше мне и не надо. У меня нет автомобиля — но есть камера стоимостью в автомобиль. Я живу в скромной квартире — но на полке стоит почти метр книг, на обложке которых — мое имя. Я не провожу отпуска за границей, не был даже в Турции, где побывала, кажется, уже вся Россия, но если мне удастся в следующий отпуск побродить с камерой по Воттоваре, Кузовам, Паанаярви — я счастлив.