Музей и турбизнес. Развитие отношений @kizhi
Музей-заповедник «Кижи» начинал свою деятельность на туристическом рынке с небольшого потока туристов, который с каждым годом неуклонно возрастал. В 90-х годах в музее появилась традиция награждения 100-тысячного посетителя.
В 2008 году число туристов впервые перевалило за 200 тысяч. Но грянувший мировой экономический кризис не мог не повлиять на их число в сезоне 2009 года, что и произошло: число гостей едва превысило 150 тысяч. Колебание турпотока способствовало переменам в системе работы с туристами и туристическими организациями.
- Сегодня работа в туристическом направлении ведется совместно силами экскурсионного отдела и отдела маркетинга, в обязанности которого входит серьезная и систематическая работа по продвижению услуг и сотрудничеству с турфирмами. После завершения сезона подготовка к следующему начинается незамедлительно: готовятся и рассылаются по туристическим организациям договоры на следующий год, формируется новый каталог услуг, ведется подготовка к туристическим выставкам.
Продвижение услуг занимает важное место в работе отдела маркетинга и туризма. Ежегодно музей принимает участие в туристских выставках на локальном, региональном, российском и международном уровнях («Карелия туристская» в Петрозаводске, «Интурмаркет» и «MITT» в Москве, международная выставка «МATKA» в Хельсинки). Как правило, музей «Кижи» занимает особое почетное место на республиканском стенде, выступая визитной карточкой Карелии. Выставки позволяют музею заявить о себе самостоятельно, без посредников, донести до посетителя и туроператора исчерпывающую информацию об услугах музея. С каждой выставки удается привести более десяти новых контактов с турфирмами. Важную роль в продвижении играют рекламно-информационные материалы: буклеты, визитки. Новым рекламным продуктом музея в прошлом году стал каталог услуг, который постоянно совершенствуется и дополняется. Сегодня каталог выполнен на 8 листах и содержит полную информацию об услугах музея на острове и в городе, карту острова, справочную информацию и контакты. - В современном мире сложно представить рекламную компанию без Интернета: большое количество заявок привлекается благодаря информации об услугах на сайте и регулярной рассылке по туристическим организациям (количество адресатов более 300).
Одно из важнейших направлений деятельности в сфере туризма – расширение спектра услуг. Сегодня в рамках обзорных и тематических экскурсий на острове Кижи туристы могут познакомиться с богатой культурой русских Заонежья, Пудожья и карел-ливвиков, совершить прогулку по историческим деревням острова Кижи и «по экологической тропе», увидеть окрестности острова с борта прогулочного судна. Во время посещения музея можно увидеть выступление фольклорно-этнографического театра музея, программу демонстрации традиционных ремесел «Ожившая экспозиция», услышать колокольные звоны. К услугам посетителей – аудиогид на русском, английском и финском языках. - Помимо развития новых маршрутов на самом острове Кижи, интересная работа проводится по внедрению дополнительных услуг. Сегодня отдел маркетинга может забронировать для посетителя номер в гостинице и водное такси, что качественно улучшает уровень сервиса в музее. Несмотря на отсутствие собственной гостиницы и транспорта, предложение такого рода услуг становится доступным благодаря партнерству с рядом организаций. Это направление совсем «свежее» и в настоящий момент проходит испытание на востребованность. С 1,5 месяца по информации размещенной на сайте, отдел маркетинга получил 8 заявок на проживание (28 чел.) и 3 заявки на услуги водного такси (18 чел.). В ближайшем будущем система продвижения и реализации услуг по проживанию и проезду будет подкреплена юридически и сможет принести дополнительный доход.
- Говоря о развитии туристического направления деятельности музея, нельзя обойти стороной работу по расширению спектра услуг в городе Петрозаводске. Начиная с 2004 года, когда был открыт первый зал музея «Кижи» в городе Петрозаводске, многое изменилось. В двух выставочных залах музея не только экспонируются временные выставки, но и предлагается ряд интересных и востребованных услуг: демонстрация традиционных ремесел, тематические лектории, городской экскурсионный маршрут, мастер-классы, интерактивные праздничные программы. Спектр городских услуг значительно пополнился в 2008 году, когда были внедрены сразу несколько праздничных программ («Русская масленица», «День студента»), появилась новая услуга «Виртуальное путешествие по музею-заповеднику «Кижи», был расширен ассортимент мастер-классов, которые стали очень популярны среди школ и туристических организаций. В этом году впервые в качестве услуги была предложена пасхальная программа.
- Одно из важных мероприятий в работе с турфирмами – заключение договоров на экскурсионное обслуживание. В этом году отделом маркетинга заключено 62 договора с турфирмами (из них 6 – на обслуживание в городе). В 2009 году, в связи с переходом кижского причала в ведение музея, работа по заключению договоров была расширена. Впервые музей самостоятельно разработал прейскурант на швартовку и заключал договоры с судоходными компаниями. На настоящий момент музеем подписано 25 договоров и 18 доп. соглашений на швартовку у основного причала на о. Кижи. Новое направление работы всегда влечет за собой временные сложности, но, в первую очередь, оно ценно преимуществами, которые получает музей. Помимо дополнительного дохода, контроль над кижским причалом поможет обеспечить порядок и систему швартовки, создаст лучшие условия для согласования расписания теплоходов, поскольку подтверждать стоянку со стороны Кижей теперь будет одна организация.
- Не смотря на 2009 кризисный год, по всей видимости, не принесет новых рекордов посещаемости. На 20 августа остров Кижи посетило 124879 человек (на 20 % меньше показателя предыдущего года). Что касается соотношения российских и иностранных граждан, то вопреки ожиданиям процент иностранцев не упал и составляет те же 51-52%. Со спадом посещаемости музей уже сталкивался в 2005 году, когда причиной был общий спад въездного туризма. Преодолевая временные трудности, музей «Кижи» всегда сохранял высокое качество обслуживания. Сохранение лучшего – одно из условий успешного развития. Сегодняшние достижения ставят перед музеем новые цели и задачи: развитие альтернативных маршрутов и дополнительных услуг на острове Кижи, совершенствование программ в городе Петрозаводске, поиск новых возможностей для сотрудничества и новых партнеров. Двигаясь вперед, музей ценит и поддерживает партнерские отношения, стремится сохранить и улучшить уровень сервиса.