Часовня будет стоять на родном месте @kizhi
К западу от Нарьиной горы стоит небольшая деревня Васильево, в которой сохранились всего два родных дома и часть хозяйственных построек, остальные дома и хозяйственные постройки были привезены сюда из окрестных деревень. А на самом краю деревни расположилась приземистая часовня Успения Богоматери, которая стоит на этом месте уже в течение трех веков.
Ее строительство датируется рубежом XVII — XVIII вв. В 1987 г. на часовне работали финские специалисты, которые проводили дендрохронологические исследования, в результате которых пришли к заключению, что бревна срублены в 1702 г.
Первоначально, как показывают исследования, часовня состояла из молельни и трапезной и только во второй половине XIX в. были пристроены сени с шатровой звонницей. Затем в конце XIX в. ее обшили, а главки покрыли жестью.
Первое обследование памятника было проведено в XX в. В 1945 г. архитекторами А. Н. Буйновым, И. К. Рыбченко, Л. М. Лисенко. Затем в 1950 г. выполнены первые обмерные чертежи проекта реставрации техником — архитектором Э. В. Ильиным. А уже в 1953 г. произведены ремонтные работы: заменена кровля, главки были покрыты лемехом, сруб тогда не ремонтировался. Спустя 26 лет после выполнения первых обмерных чертежей, в 1976–77 гг. специалистами Карельской СНРПМ были выполнены ахитектурно-археологические обмеры и уточненный проект реставрации. Автором проекта была Т. И. Вахрамеева. Тогда же в 1977 г., была проведена реставрация памятника: главки покрыты лемехом, сруб освободили от обшивки, выполнили вычинки пострадавших участков стен, которые можно было сохранить. Часовня приобрела вид, который имела во второй половине XIX в. В 1978 г. она попала в число памятников, над которыми провели жестокий эксперимент по химической обработке для борьбы с биоразрушениями. По прошествии лет стало ясно, что это было опасным как по отношению к памятнику, так и по отношению к людям, его обслуживающим.
С тех пор часовня так и стояла на краю деревни, дороги хорошей не было, и туристов к ней не водили. Несмотря на это отделом главного хранителя постоянно велся мониторинг ее состояния. На основании отчетов по мониторингу в музее было принято решение о необходимости реставрации памятника.
Для приведения часовни в надлежащий вид и учитывая ее место расположения, музей заказал проект реставрации с приспособлением объекта к использованию по назначению. В 2007 г. ЗАО «ЛАД» был выполнен проект реставрации и приспособления памятника с последующей планировкой территории вокруг нее. К тому времени поступило обращение от настоятеля Спасо-Кижского Патриаршего Подворья протоирея Николая Озолина использовать часовню по назначению, для православных богослужений. В 2008 г. проект реставрации прошел все согласования, и в этом же году был объявлен конкурс на проведение работ. Конкурс выиграло ООО АРЦ «Заонежье», которое не первый год работает с музеем по сохранению наших памятников.
С первых же дней реставраторы столкнулись с рядом проблем. Одна из них — демонтаж главок. Задача эта технически сложная — необходимо было без помощи подъемного крана опустить их на землю. С первого захода демонтировать главки не удалось, пришлось провести дополнительные подготовительные работы, и со второго раза все прошло удачно. Ну и самая сложная и к тому же спорная проблема, которую необходимо было решать коллегиально — это замена бревен в срубе. Дело в том, что реставрация, проведенная в 1977 г., как это не печально звучит, была выполнена некачественно — при рубке новых бревен сруба, а это почти 50% замены всех бревен, с грубыми нарушениями был собран восьмерик.
Восточная сторона сруба меньше других подверглась реставрации и соответственно до наших дней больше всего родных бревен сохранилось на этой стене. В августе, к моменту начала сборки сруба к работе отдела сохранения недвижимых памятников по выбраковке бревен, подключились главный хранитель А. Ю. Любимцев и ст. н. сотрудник М. В. Кистерная, которая с помощью резистографа провела обследования. На одном из этапов выбраковки стало понятно, что необходимо коллегиально решать вопрос о замене того или иного бревна. Музей пригласил Т. И. Вахрамеву, как автора проекта, и академика В. П. Орфинского, который в тот момент находился на о. Кижи. По заключению М. В. Кистерной процесс разрушения древесины остановился, на основании этого было принято совместное решение о максимальном сохранении исторических бревен со следами старой рубки, оставить те, которые не несут основной нагрузки.
Вопрос, как защитить оставленные родные бревна в срубе будет в дальнейшем решаться отдельно. Но это будет уже другая история, пока же работы на часовне продолжаются и будут продолжаться на следующий год, чтобы 2011 год встретить с отреставрированным памятником и чтобы часовня Успения Богоматери как и на протяжении трех веков продолжала быть культурным центром и ориентиром для рыбаков.