Спецвыпуск «Образование культурой» №3. Все начинается с детства @kizhi
Юбилейные даты, обычно, дают повод поразмышлять и подвести некоторые итоги. В рамках истории 15 лет — небольшой отрезок времени. Но это значительный период в жизни отдельного человека. Дети, которые участвовали в дошкольных и школьных музейно-образовательных программах, праздниках с середины 90-х годов, уже выросли, многие закончили вузы, работают, имеют детей и даже приезжают с ними в Кижи. Возникает естественный вопрос: повлияла ли деятельность Детского музейного центра на души и судьбы выпускников школ, на выбор их профессии. Мы обратились к организаторам музейной деятельности наших базовых школ № № 2,43 и первым музейным педагогам ДМЦ, которые начинали преподавание новых музейных программ в Державинском лицее (Л. В. Шилова) и школе № 26 (Е. И. Филиппова) с просьбой вспомнить наиболее активных детей и рассказать о них.
Таких детей оказалось немало. Сергей Ларионов, выпускник СОШ № 2, окончил исторический факультет ПетрГУ по специальности «Музейное дело и музейная педагогика» и работает старшим научным сотрудником в Музее ИЗО. Олеся Авдеева, призер Всероссийского конкурса «Соловецкая школа юнг», участник и победитель конкурсов музейного праздника «Кижи — мастерская детства», автор стихов о Кижах, является студенткой филиала Международного Славянского института. Вениамин Дроздов, в течение нескольких лет активно работал в школьном музейном совете, один из организаторов народных праздников в микрорайоне Кукковка, после окончания исторического факультета сейчас трудится в одном из музеев Санкт-Петербурга.
Из выпускников Державинского лицея 1996–98 годов, закончивших двухгодичный музейный курс «Основы материальной и духовной культуры Карелии» Анна Баландина работает зам. директора Соловецкого музея — заповедника, Ира Тершукова — научным сотрудником Карельского краеведческого музея. После окончания истфака ПетрГу со специализацией «Музейное дело и музейная педагогика» в нашем музее успешно трудятся Надежда Назарова, Светлана Митрукова и Иван Воробьев.
Среди детей, участвовавших в музейных мероприятиях, в работе Летней музейно-этнографической школы на о. Кижи, в конкурсах МОК «Родник» школы № 43,— сестры Линда и Каролина Талбонен, первая из которых очень успешно работала организатором музейной деятельности этого же комплекса. В 2002 году по итогам участия в конкурсе ДМЦ Маши Савельевой, тогда учащейся младших классов школы № 43, была организована первая персональная выставка юной художницы. Эта талантливая девочка сейчас заканчивает школу № 1 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля.
В музейных программах базовых комплексаов ДМЦ за эти годы обучалось ежегодно от 1500 до 2500 учащихся и дошкольников. Детский музейный актив (30–50 детей) работает в каждом музейно-образовательном комплексе ДМЦ, в Державинском лицее до сих пор помнят о школьном клубе «Кижеман». Все сотрудники музея, педагоги, которые работают с детьми в программах ДМЦ, в ЛШ или детском празднике ощущают огромное влияние острова, наследия на души и ум детей, на их миросознание. Объективными оценками сотворчества детей и музейных педагогов являются творческие работы, детей, их отзывы и педагогический и психологический мониторинг воздействия музея, наследия на детей. Так с 2003 года в Летней школе реализуется программа психолого-педагогического сопровождения работы детских групп в ЛШ. В 2009 году были обобщены результаты реализации программы психологического мониторинга за 2006–2008 годы психологма высшей категории Е. А. Раевской. Исследования показали эффективность, результативность программ «средового погружения», а также значимость для современных подростков историко-культурного наследия о. Кижи. Детям удается «погрузиться» в жизнь и быт предков — жителей Заонежья, в прошлое родного края и осознать его ценность. В результате реализации программы ЛМЭШ историко-культурная и природная среда о. Кижи становится для подростков личностно-значимой.
Там, где реальность сходится с мечтой, Земля есть, окруженная водой. На этом острове увидишь ты Шедевры деревянной старины. Здесь купола церквей стремятся ввысь, Ты, главное, внимательно всмотрись. Увидишь то, что незаметно сразу В крестах часовен и лучах зари. Карина Григорьева
«Кижи, ты красивый остров! Я бродить могу часами Под такими небесами. Кижи, ты прекрасен просто!» Лида Слетина, 1994 год
Мы долго будем помнить запах трав
И тихий сумрак длинной белой ночи,
И шепот волн, покорных берегам.
Валун у озера эпохами отточен.
Мы будем помнить звон колоколов,
Звенящую мелодию прибоя.
Мы в сердце сохраним к тебе любовь
И вдалеке, Кижи, мы навсегда с тобою
Маша Буравова, 1994 год