Музей «Кижи» - самый посещаемый туристический объект Карелии @kizhi
Сезон 2009 года был похож на многие другие — корабли, «Метеоры», яхты каждый день причаливали к острову, бесконечно шли в сторону Погоста экскурсионные группы. И только посмотрев статистику, мы отмечали, что туристов стало меньше.
Конечно, мировой экономический кризис не мог не сказаться на потоке посетителей в музеи. А музей-заповедник «Кижи» — наиболее уязвим в этом отношении, к нам все труднее и дороже добираться. В этом году стоимость экскурсионной поездки на Кижи для взрослого россиянина составила 2070 рублей, из которых только 180 рублей он тратил на посещение музея и экскурсионное обслуживание. Далеко не каждому по карману такая поездка. Кроме того, с рынка, оказывающего услуги по трансферту на Кижи, ушел давний и надежный партнер музея — Беломоро-Онежское пароходство — который осуществлял пассажирские перевозки на «Кометах». В прошлом году 266 «Комет» и 218 «Метеоров» подходили к причалу «Кижи». В этом году единственный оставшийся на рынке перевозчик на Кижи — транспортная компания «Кижское Ожерелье» — организовала 291 рейс своих «Метеоров».
Позднее чем в прошлые годы началась навигация на Онежском озере — только 14 мая по шхерам прошел первый круизный теплоход, а 9 теплоходов не смогли этого сделать по ледовой обстановке. Кроме того, по погодным условиям к нам не дошли 19 теплоходов, а еще 66 рейсов были сняты из графика движения пассажирского флота в связи с плохой реализацией туров. Всего за эту навигацию было 742 захода круизных теплоходов (против 831 в прошлом году). Все эти факторы сказались на общем количестве посетителей — 161557 человек (против 204861 в прошлом году). Причем, меньше было и российских (на 22 тысячи) и иностранных (на 21 тысячу) туристов.
Мы организовали 6237 экскурсий на русском, английском, немецком, французском, финском, испанском, итальянском и турецком языках. Как всегда, наиболее востребованными были экскурсии по основной экспозиции и здесь нам очень трудно изменить ситуацию в ближайшее время. Все-таки, в основном, к нам едут посмотреть памятники Кижского архитектурного ансамбля. Стоянки судов у острова Кижи, включая местные линии, как правило, 3 часа, и за это время можно осмотреть только центральную, ближайшую к причалу, экспозицию. Только 13 экскурсий было организовано в северную часть острова, без захода на Погост. Альтернативой пешей экскурсии могло бы стать путешествие водным путем. Пока же единственное лицензированное для перевозки людей судно «Заря» транспортной компании «Кижское Ожерелье» вместимостью 54 человека предназначено только для реализации их собственного турпродукта — прогулки вокруг острова Кижи.
Как и в предыдущие годы, хорошо оживляли экспозицию мастера-демонстраторы, особенно большое впечатление на посетителей оказывала работа на хлебных полях. Такого, как в нашем музее, нигде нет. Новым в этом году к восторгу экскурсоводов и туристов стала демонстрация плотницкого ремесла, которого по маршруту туристы нигде не видят Илья Зайцев — художник-реставратор из Плотницкого Центра тесал осиновый лемех во время прохождения экскурсионных групп в основной экспозиции. Правда, получалось это у него только в свободное от основной работы время — по субботам и воскресеньям и после 17.00. А хотелось бы видеть это почаще. Надеемся, что в следующем году это наше пожелание будет учтено.
В сезоне 2010 года корабли, «Метеоры» и яхты все так же будут подходить к причалу острова Кижи и мы должны быть готовы встретить наших гостей и создать им комфортное пребывание в нашем музее.