Из династии Ржановских. По станицам экспедиционного дневника @kizhi
За последний год сотрудники отдела фольклора музея «Кижи» неоднократно бывали в экспедициях по территории Карелии (Медвежьегорский и Пудожский районы), в Архангельской области (Каргопольский и Плесецкий районы). В промежутках между продолжительными поездками велось краткосрочное, в пределах одного дня, обследование сел и деревень родного Заонежья, в первую очередь тех, что расположены в непосредственной близости от острова Кижи.
В таких путешествиях неизменно случаются встречи с людьми и целыми семействами с неповторимой историей, типичной для своего времени и вместе с тем выделяющейся яркими личностями и судьбами.
Во время одного из экспедиционных выездов в Сенную Губу сотрудники отдела фольклора И. Набокова и Д. Абросимова встретились с В.В. Ржановским. Целью нашего посещения было уточнить факты биографии членов семьи Ржановских.
Фамилия Ржановских хорошо известна в Заонежье: несколько поколений этой семьи жили в Космозере, Усть-Яндоме, Типиницах, Вырозере. Среди членов этой семьи потомственные священники, сельские учителя, ученые и преподаватели. Исследователи Заонежья, в том числе научные сотрудники музея «Кижи», занимавшиеся изучением истории кижских церквей, родословных коренных заонежан, фольклора Заонежья сталкивались с этим именем не раз.
Валерий Васильевич Ржановский встретил нас в семейном доме, стоящем недалеко от сенногубского погоста. Окна избы второго этажа, куда он пригласил нас, затеняли зеленые ветки берез, которые Валерий Васильевич посадил здесь много лет назад.
Память нашего собеседника, несмотря на оговорки, что он не уделял должного внимания истории семьи – «занимался всем, кроме родословной», - сохранила, как оказалось, множество запоминающихся деталей. Приведенные ниже сведения представляют собой запись с его слов.
Сам Валерий Васильевич предстает человеком, унаследовавшим семейные черты: потомственный учитель (родители Валерия Васильевича были учителями), всю профессиональную жизнь, более пятидесяти лет, он отдал школе, после окончания института работал учителем истории в Сенной Губе и был директором, музыкально одаренный (он играет на нескольких инструментах)...
Вспоминая службу во флоте, которая предшествовала его работе в школе, Валерий Васильевич припомнил, что карьера его прапрадеда, Александра Ржановского, бывшего вначале священником в Кижах, была связана с Балтийским флотом: по окончании духовной семинарии в Петрозаводске он в течение трех лет исполнял должность священника на корабле, совершавшем кругосветное плавание. По возвращении в Заонежье А. Ржановский получил приход в Сенной Губе, где отстроил летнюю, позже сгоревшую, церковь. Для строительства были наняты две плотницкие артели из Вытегры, всего девяносто человек. Раствор для фундамента церкви замешивался, для прочности, с добавлением яиц.
Кроме церкви, в течение двух-трех лет были построены часть здания сенногубской церковно-приходской школы (сейчас в ней находится магазин), нынешний дом Ржановских и дом Семеновых.
Валерий Васильевич хорошо помнит и деда, Василия Степановича, его детей - шестерых братьев и шестерых сестер. Мальчики обучались в духовном училище в Петрозаводске, а потом в духовной семинарии, по окончании которой могли выбирать между духовной и светской карьерой.
Замечательна жизнь старшего сына Василия Степановича, Николая. Закончив с отличием духовную семинарию, он выбрал светское образование - стал биологом, получил ученую степень доктора наук, преподавал в Ленинградском университете и был директором Сиверской сельскохозяйственной станции. Позже, в связи с тем, что он был из духовного сословия, Николая Васильевича выслали в Омск. Там первым секретарем крайкома оказался один из его бывших студентов, который создал ему условия для работы. Впоследствии этот человек спас Николая Васильевича от расстрела, но был расстрелян сам.
В 1930-х годах, когда кончился срок высылки, Николаю Васильевичу разрешили жить в центральной России. Он поселился в Пятигорске. Началась война. Его семья не успела уехать из города, который заняли немцы. После категорического отказа сотрудничать с ними Николая Васильевича вместе с семьей угнали в Германию.
После окончания войны возвращение на родину было бессмысленным, и волею судеб Николай Васильевич и его семья оказались в Венесуэле. Там, вдали от родины, Николай Васильевич Ржановский организовал православный приход, где служил священником до конца жизни. Много лет спустя из Венесуэлы приезжала его внучка - так состоялось воссоединение разрозненных ветвей семьи.
Говоря о дочерях своего деда Василия Степановича, наш собеседник Валерий Васильевич отметил, что, многие из них, следуя семейной традиции, стали после окончания курса в епархиальном училище учителями церковно-приходских школ. Яркий пример – Елизавета Васильевна Ржановская, работавшая учительницей начальных классов в деревнях Середка и Шуньгский Бор (умерла в 1975 году). Валерий Васильевич, хорошо знавший Елизавету Васильевну, вспоминал о ней как о человеке одаренном и очень скромном. Исследователям русского фольклора Е.В. Ржановская известна как собиратель. В архиве Карельского научного центра РАН хранится коллекция детского фольклора, записанная ею в Заонежье в 1920-е – 1930-е годы. В ее собрании есть старинные игры, свадебный обряд, сказки, заговоры, частушки, пословицы и поговорки.
Увлекшись воспоминаниями, Валерий Васильевич коснулся историй еще нескольких членов семьи, лишь сетуя изредка, что не может помнить всего в точности. Вызванные его живым рассказом, перед воображением проходили люди неординарные, выдающиеся.
Думается, что переоценить роль подобных свидетельств трудно: благодаря деталям, из которых сотканы жизненные истории отдельных людей, навсегда вписанные в летопись времени, образ эпохи приобретает более четкие очертания...