Угроза безопасности и целостности музея, сохранности объектов культурного наследия @kizhi
Необходимость защиты территории музея-заповедника «Кижи» особенно остро обозначилась в последнее время. Музей создан в советский период, когда о проблемах собственности не задумывались и многие решения принимались командно-административным методом, поэтому многие музеи, в том числе и наш, остались без закрепленной за ними территории и как исход — беззащитны перед сегодняшними реалиями.
Проблема передачи земель музеям-заповедникам сегодня стоит очень остро. Примеров захвата заповедных земель в России уже достаточно. Это массовая застройка современными коттеджами территории музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» в Псковской области, музея-усадьбы «Архангельское» в Московской области, заповедных земель на Алтае, в Сочи и т.д.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию материал заместителя директора музея «Кижи» Татьяны НЕЗВИЦКОЙ, которая рассказывает о том, что уже сделано музеем в непростом вопросе передачи земли в пользование музея-заповедника.
Системно и активно решением проблемы передачи земель музею мы начали серьезно заниматься уже 10 лет назад. В вопросах землепользования перед музеем стояли три основных задачи:
- Оформление земельных участков в постоянное бессрочное пользование музея: на острове Кижи — 149,7 га, в Кижском ожерелье земельные участки под памятниками — 5,9 га;
- Утверждение зон охраны объектов культурного наследия музея-заповедника, режимов использования земель и градо-строительных регламентов;
- Утверждение границ Федерального государственного учреждения культуры «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи».
Как решались эти задачи — обо всем по порядку.
Для начала была нужна проектная документация, обосновывающая права музея на испрашиваемые земли. В 2002 г. «Росгипроземом» г. Петрозаводска была проведена по заказу музея необходимая для будущих проектов топографическая съемка острова Кижи. На собственные средства музей заказал, согласовал и получил экспертное заключение следующей проектной документации:
- Проект границ территории музея-заповедника «Кижи» — 2003 г. «Гипрогор», г. Москва
- Историко-культурный опорный план объектов культурного наследия — 2004 г., «Гипрогор», г. Москва
- Зоны охраны объектов культурного наследия музея-заповедника «Кижи» — 2005 г., «Гипрогор», г. Москва
Оформление земельных участков в постоянное бессрочное пользование музея
Согласно законодательству, для того, чтобы передать землю музею в постоянное бессрочное пользование, ее необходимо было перевести из земель запаса, лесного фонда, сельскохозяйственного назначения в земли историко-культурного назначения. Однако здесь музей встретил препятствия на разных уровнях. На федеральном — отсутствие законов и подзаконных актов для решения этих проблем. На региональном — отсутствие полномочий, а на муниципальном — нежелание «отдавать бесплатно» землю федеральному учреждению.
От Медвежьегорской администрации на обращения и ходатайства музея о передаче земель за 4 года были получены отказы со ссылками на всевозможные причины. Музей обращался к Главе Республики Карелия и получал ответы о том, что решение вопроса о выделении земли находятся в полномочии района. На обращения же в органы федеральной исполнительной власти по передаче земель музей получил ответ, что данным вопросом должны заниматься региональные власти.
В 2006 году правительством РФ было принято протокольное решение «О мерах государственной поддержки музеев-заповедников». В нем даны поручения российским министерствам — культуры, экономразвития, природных ресурсов и сельского хозяйства: «осуществить мероприятия по установлению границ территорий федеральных государственных музеев-заповедников и режимов их содержания и во II квартале 2006 года доложить в правительство Российской Федерации», а также «рассмотреть вопрос о переводе земель поселений, земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного и водного фондов, расположенных в границах территорий федеральных музеев-заповедников».
Но, к сожалению, эти поручения федеральных властей не были исполнены на местах.
Вся многолетняя работа музея по предоставлению ему земельных участков продолжала и продолжает натыкаться на непреодолимое препятствие — отсутствие Закона о музеях-заповедниках.
С 2003 года по вопросу передачи земель острова Кижи и отдельных земельных участков под объектами культурного наследия в охранной зоне музея, конкретно, на территории так называемого Кижского ожерелья, музей обращался в разные инстанции более 50 раз. До сих пор продолжается активная переписка, проводятся встречи, совещания на всех уровнях исполнительной власти, которые, мы надеемся, все-таки принесут плоды. Сколько еще ждать решений по защите музейных интересов, остается только догадываться и работать…
Музей-заповедник очень надеется, что начнет действовать рабочая группа, созданная в феврале 2010 года на уровне Правительства Республики Карелия для решения вопроса по предоставлению земельных участков музею. Промедление в решении этого вопроса означает угрозу безопасности и целостности земель на острове Кижи, а так же сохранности уникального ландшафта и архитектуры острова.
Утверждение зон охраны объектов культурного наследия музея-заповедника, режимов использования земель и градостроительных регламентов
Воплощение в жизнь второй задачи — утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия музея — призвано решить очень важные для жизнедеятельности музея вопросы установления режимов использования охранных зон музея-заповедника.
Исполнительные органы власть Карелии и России долго решали, в чьей компетенции находится вопрос по утверждению проектов границ охранной зоны музея.
Наконец, было решено, что материалы охранных зон утверждает Карелия. Музеем был подготовлен проект Постановления правительства Республики Карелия «Об утверждении границ зон охраны закрепленных за ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Ки-жи» объектов культурного наследия расположенных на о. Кижи и на территории «Кижского ожерелья» (за исключением Кижского Погоста) в Медвежьегорском муниципальном районе Республики Карелия».
Музеем также подготовлены документы по режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах вышеупомянутых зон.
Проект Постановления был согласован с исполнительными органами власти республики, а так же в Министерстве юстиции РК. После рассмотрении в Правительстве республики материалы были предоставлены в республиканскую прокуратуру. По ее заключению, предлагаемый проект должен утверждаться в Российской Федерации, с чем были не согласны руководители «Росохранкультуры» РФ.
Ситуация изменилась после 6 ноября 2009 года, когда в Министерстве строительства Карелии прошло совещание по земельным вопросам, где республиканская прокуратура поддержала музей и согласовала документ при условии внесения небольших изменений. Таким образом, после повторных согласований 7 декабря 2009 года С.Л. Катанандовым было подписано Постановление Правительства Республики Карелия № 280-II, которое защищает памятники архитектуры охранными зонами, режимами и устанавливает градостроительный регламент.
Утверждение границ музея-заповедника «Кижи»
По третьему, очень важному вопросу — утверждению границ музея-заповедника необходимо, к сожалению, констатировать, что он до сих пор не решен. Это является серьезным препятствием как для решения текущих проблем, возникающих с различными землепользователями, так и для решения перспективных задач музея.
Отсутствие утвержденных границ и закона, определяющего правовой статус музея-заповедника, приводит к тому, что есть серьезная опасность превращения заповедного острова Кижи в садово-дачный кооператив. Остается только надеяться на здравый ум руководителей всех уровней власти.
Сегодня, как никогда, в разрешение сложившейся ситуации требуется вмешательство государства, а также ответственность исполнительной и законодательной властей за сохранение культурно-исторического и природного наследия, которое мы получили от наших предков, и являющееся главным брендом нашей республики.
P.S. А между тем, закон о музеях-заповедниках в России разрабатывается уже более 20 лет…