Как слово отзовётся @kizhi
В 1984 году согласно метрике от 23 марта 1887 года нам стало известно следующее: «Основана в 1714 году. В алтаре имеется деревянный крест, на коем надпись: (далее слово двоякого прочтения) обложил(?), облыкися(?) сей алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа боголепного Преображения господня по плоти от Рождества Христова ҂AѰДI года июня 6 дня на память преподобного отца нашего Висариона при державе великого князя Петра Алексеевича всея великих и малые и белые России самодержца и при благоверном преосвященном митрополите в Великом Новограде и Великих Лук. Крест деревянный, восьмиконечный, длиною 1 ар. и 2 в. храмосоздатель церкви неизвестен».
По прочтении этой надписи, возникает вопрос, что именно означают слова: «…обложил(?), облыкися(?) сей алтарь»?
В 1984 году по нашей просьбе российский писатель Балашов Дмитрий Михайлович пояснил данный текст так: «Онование церкви — это канонически не есть закладка или свершение здания, а всегда и только сооружение и освящение алтаря. Термин «облыкися» (облекися — облечь, одеть) означает освящение алтаря. Вот это-то действие — одевание алтаря и есть устройство храма (превращение постройки в церковь).
Сначала был построен храм, потом сооружён престол и освящён алтарь, возложен на него антиминс (плат с изображением Успения Христа и с мощами святых). Это и есть основание храма.
Таким образом, термин «облыкися» в данном значении: облечь, одеть, «одевание алтаря» свидетельствует о превращении постройки в церковь. совершено освящение алтаря вновь построенной церкви Преображения Господня.
Можно с уверенностью сказать, что освящение основания — «закладки» церкви состоялось значительно ранее.
Но когда именно?!
Не случайно ещё в 1892 году в «Олонецких губернских ведомостях» сообщалось: «Этот храм основан в начале XVIII века, а освящён в 1714 году во имя славного Преображения Господня, повелением и благословением новгородского митрополита Иова».
Известно, что митрополит Иов, происходил из архимандритов Троице-Сергиевой лавры, был переведён в Новгород 6 июня 1697 и управлял Новгородской епархией на протяжении 19 лет (умер 3 февраля 1716 года).
Что касается термина «обложил» согласно «Толковому словарю» Владимира Даля слова: «облагать», «обложить», «обкладывать», «класть вокруг, окружать» в старинном варианте означают — «заложить», «основать», «обложили церковь».
В «Словаре русского языка XI — XVII веков» даётся следующее пояснение этого слова: «обложил», «обложити», «наложить», «покрыть чем-либо сверху, вокруг, обвязать», «одеть», «облечь», «украсить чем-либо» — термин, также подтверждающий факт освящения алтаря уже построенной церкви.
Знакомясь со значением термина «обложить» по «Словарю современного литературного русского языка», находим его значение: «покрыть чем-либо», что уже также приближает к объяснению термина «облыкися».
Таким образом, данные два термина являются взаимодополняемыми, подтверждающими одно и то же действие — освящение алтаря вновь построенной церкви.
По мнению А. Мусина (С-Пб), запись в «Метрике» воспринимается совершенно по-иному.
Это произошло, на наш взгляд, из-за неправильного прочтения текста: слова «…облыкися сей алтарь…» ими прочитаны как «…обложися сей алтарь…». Настораживает утверждение этих авторов восприятие ими термина «алтарь» как синонима понятию «церковь».
В данном случае содержание «Метрики» приобретает совершенно новое значение: 6 июня 1714 года воспринимается как день закладки Спасо-Преображенской церкви, начало её строительства; а не завершение его постройки и освящение алтаря.
Таким образом, время освящения алтаря остаётся неизвестным.
Для подтверждения своей версии оппоненты обращаются к исследованию дендрохронологии, выполненной финским исследователем Пентти Цеттербергом (университет Йоенсу). Основной древесный материал датируется им 1713 годом, т.е. древесина была заготовлена не ранее зимы 1713-1714 года.
По исследованиям Д.В. Козлова (Институт леса КарНЦ РАН) в «Отчёте по результатам датировок венцов Преображенской церкви» значится: заготовка древесины произведена не позднее зимы 1710-1711 года.
Таким образом, два диаметрально противоположных вывода, разобщённые разным восприятием текста «Метрики»; в настоящее время не имеют общих точек соприкосновения.
Данную сложившуюся ситуацию возможно разъяснить, на наш взгляд, только обратившись к церковным архивным источникам, в частности, документации, отражающей деятельность митрополита Иова: именно при нём началось и завершилось строительство церкви Преображения Господня.
Многолетние поиски данных документов в архивах Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Новгорода, Москвы пока, к сожалению, не увенчались успехом.
В настоящее время особенно важно этим вопросом озадачиться, подключив к нему специалистов Спасо-Кижского Патриаршего Подворья в связи с приближающимся 300-летием церкви Преображения Господня.