Лодки-кижанки в карельском эпосе «Калевала» @kizhi
При сборе сведений по истории традиционного судостроения всегда удивляет обилие интереснейшей информации не только о мастерах и технологиях. Лодочники, пожалуй, самые интересные собеседники – благодаря своей любви к тому сложному ремеслу и опыту судоходства, деловым контактам с заказчиками и встречам с самыми разными людьми. Иногда бывают удивительно неожиданными их рассказы.
После участия мастера Николая Тарасова из Заозерья в Кижской регате—2009, наше знакомство продолжилось в д. Лехнаволок, в его доме, который сам и построил ещё в 1980 году.
Он с гордостью рассказывал о том, что его предки первые поселились на Логмозере, и его родная деревня Тарасы была ещё до возникновения монастыря.
Сам Николай никогда не шил лодки и даже не помогал – просто видел. Первую свою лодку построил в 2009 году – участвовал в Кижской регате и конкурсе «Народная лодка» занял II место в номинации «Традиционные лодки». Видимо, сказалась наследственность на генетическом уровне – дед Семён Иванович Тарасов (1900-й г.р., старший из братьев) — был лучшим из лодочников в Заозерье. Строил он и скоростные деревянные катера по современным чертежам. Отец Николая — Николай Семёнович Тарасов (1930—1986 гг.) шил лодки с дедом. Первая запись в трудовой книжке отца: «Принят в Шуйскую сплавную контору, рабочий лодочного цеха затона «Тихий Наволок», позже он работал на судоверфи в Петрозаводске.
В этом году Николай строит вторую лодку — логмозерку к Кижской регате—2010 и организовал в Заозерье Логмозерскую регату, которая так же как и кижская, должна стать традиционным праздником народной гребли для местных жителей и петрозаводчан.
Там же, в д. Лехнаволок, познакомились мы и с его дядей – Рудольфом Константиновичем Тарасовым (1937 г.р.), который хотя сам лодок не строил, но хорошо знал всех мастеров и много интересного рассказал из своей жизни. Пожалуй, самой удивительной была история о его знакомстве с одним из самых известных людей Советской Карелии – заслуженным художником России и писателем Мюдом Мечевым, которого в 1952 году в первый приезд в Заозерье он привёз с парома в деревню на коне. «Эй, казак, подвези», — сказал Мечев, — «а мне тогда 15 лет было. С тех пор и знакомы, а с моей сестры он рисовал одну из героинь «Калевалы». В доказательство была представлена старая толстая книга, одно из первых иллюстрированных изданий карельского эпоса 1956 года издания, с дарственной надписью его отцу и сестре Вере: «… на добрую память».
Листая книгу, я с удивлением и радостью увидел, что все лодки героев-калевальцев — точные копии известных лодок-кижанок. Долгое время, до приобретения своего дома на Бараньем Берегу, Мюд Мечев жил в доме лодочника Семёна Ивановича и хорошо изучил лодки, которые он шил, — самые лучшие, как считалось в Логмозере. При внимательном рассмотрении иллюстраций с лодками видно, что на всех рисунках изображена одна и та же лодка, которая примерно в то же время получила заслуженное название — «кижанка», потому что рядом с островом Кижи на Волкостровской верфи строили каждый год 100 — 150 традиционных онежских лодок.
Как рассказал Рудольф Константинович, это была собственная лодка мастера Тарасова — с красивыми кокорами, мощными опругами из кривых сосновых суков и всего 4 широких бортовых досок — набоев, которые придают выразительную форму обводам корпуса. Интересно, что даже боевые лодьи калевальцев — просто немного удлинённые лодки-кижанки, на которые поставлен прямой парус и дополнительная пара вёсел.
После логмозерских лодочников молодой Мечев познакомился с мастерами и лодками других районов Карелии, в том числе и озера Куйто Калевальского района. Гравюра с этими лодками была любезно подарена художником автору статьи.