Дом Елизарова: итоги реставрации @kizhi
Закончилась реставрация одного из домов в основной экспозиции — дома Елизарова. Каковы итоги? О промежуточных сказать можно уже сейчас, а основные итоги, которые укажут на качество реставрации, станут известны музейным сотрудникам в период экс-плуатации и мониторинга объекта.
Сейчас мы можем уделить внимание отдельным деталям, акцентам при проведении реставрации. Например, выбор способа реставрации всегда оставляет право автору проекта на степень вмешательства в подлинные конструкции и максимальное сохранение исторических элементов. Конструктивная сложность, историческая действительность продиктовали Татьяне Вахрамеевой, автору проекта, выбрать самый щадящий вид реставрации — без переборки исторической части, с использованием таких традиционных приемов ремонта дома его хозяевами, как переборка сарая, ремонт кровли, дополненных принципами современной реставрации.
В результате архитектурно-художественная ценность дома Елизарова после реставрации не стала ниже. Облик дома, исторические детали корректно сочетаются с восстановленными и замененными в процессе реставрации элементами — в основном это касается бревен сруба и декора. Кроме того, торжество исторической справедливости имело место и на нашем объекте — дощатые полы в избе, введенные при предыдущих поновлениях объекта, заменены на плахи. Это дало возможность в ходе проведения работ демонтировать подпорные стойки и столбы, ранее введенные для усиления перекрытия подклета.
Для устройства надежной гидроизоляции на объекте при устройстве кровли использовали современный материал элабит с раскладкой, обеспечивающей тройное покрытие участков кровли и предохраняющей ее от протекания.
В процессе реставрации были выявлены интересные факты из истории предыдущей реставрации — отметки старых мастеров на бревнах сруба. В частности, метод перевозки бревен, использованный при предыдущей реставрации сарая — сплав по воде — сегодня категорически запрещен, но отметки от соединения бревен в плоты, оставшиеся на сарайной части, являются уже историей памятника.
Отношение подрядной организации — АРЦ «Заонежье» в лице Виталия Скопина и Алексея Чусова к объекту реставрации было уважительное, хозяйское: сделать если не на века, то уж точно надолго. Поэтому ими было уделено такое внимание к обработке элементов: рубка «капельки» на потоке, обработка отдельных элементов традиционным способом, обработка столбов — «обжиг», устройство фундаментов и многое другое. Алексей и Виталий старались на совесть выполнить работы. Серьезный подход подрядчиков и желание улучшить эксплуатационные качества объекта позволили выполнить работы грамотно и эффективно. Например, при наружном водоотведении атмосферных осадков от дома Елизарова с помощью электронного тахеометра и специалистов службы главного хранителя недвижимых памятников выполнены замеры отметок для точной срезки грунта и отвода атмосферных и талых вод от объекта во избежание попадания их под дом.
Труд инженера технического надзора отдела реставрации недвижимых памятников Елены Чухлеб, возможно, не так приметен, как работа подрядчиков, но в процессе реставрации очень важен. Ведь технический надзор — это не только контроль за объемами работ и сметами, но и за качеством и соответствием реставрационных работ разработанному проекту. Положительный результат реставрации возможен только при полном соблюдении проектных решений, традиционных технологий, качества. Так, например, были сложности и споры о восточной стене сарая, «выросшей» за летний период 2010 года. Росла она медленно, так как новые бревна никак «не хотели» укладываться и стыковаться со старыми без щелей и зазоров. Тут надо отдать должное настойчивости Елены Чухлеб и терпению Алексея Чусова, проявленным при многократной переукладке бревен и их стыковке.
Общий контроль за ходом работ вел главный хранитель недвижимых памятников Александр Любимцев со своей службой. Каждый момент реставрации находился в зоне его влияния и направления работы, при необходимости оказывалась посильная помощь.
Конечно, на столь сложном объекте возникали трудности понимания той или иной проблемы и пути ее решения, в связи с разными мнениями подрядчиков, технического надзора, автора проекта. В таких случаях на объекте экстренно собирали заинтересованных лиц — представителей авторского надзора, технического надзора, главного хранителя — и принимались согласованные решения. И такие случаи были не редкостью на данном объекте. Наверное, каждый музейный сотрудник обращал внимание на состояние северной стены дома Елизарова. Сложность заключалась в максимальном сохранении подлинных исторических элементов, конструктивно несущих определенную нагрузку, и вновь вводимых бревен. Баланс соотношения новых и исторических элементов был соблюден благодаря работе по исследованию состояния исторической древесины, проведенной Маргаритой Кистерной. Были сохранены все бревна, несущие нагрузку в срубе. В результате восточная стена и после введения нового материала представляет собой единый конструктивно прочный элемент сруба.
К положительному результату здесь привели соблюдение баланса и гармоничных отношений между всеми участниками реставрационного процесса. Иными словами, точное исполнение проекта, неравнодушное, скрупулезное и въедливое отношение к работе представителей технического надзора, авторского надзора, подрядчиков обеспечили получение интересного реставрационного результата.
Мы сердечно благодарим за проделанную работу всех заинтересованных сотрудников музея, службы технического надзора, подрядчиков, автора проекта. В 2011 году музей планирует открыть для туристов дом Елизарова, но для этого в прохладном месяце апреле вместе с Виталием Скопиным, Алексеем Чусовым, приглашенными для подготовки объекта к летнему сезону, будут работать рука об руку над созданием экспозиции фондовики и научные сотрудники.