Как управлять всемирным наследием @kizhi
1—3 марта в г. Москве Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве был проведен международный научно-практический семинар государств-участников СНГ «Управление Всемирным наследием и глобальные вызовы современности» под председательством заместителя министра культуры РФ Андрея Бусыгина, директора института Юрия Веденина. От музея-заповедника «Кижи» в семинаре приняли участие директор Э.В. Аверьянова, А. Ю. Любимцев и автор этих строк.
Актуальность мероприятия очевидна для всех — общая экономическая ситуация в России стабилизируется, и все больше внимания уделяется областям культуры и охраны окружающей природной среды. Совершенствование системы управления национальным наследием, основанной на комплексном подходе к сохранению территориальных объектов культурного и природного наследия, позволит эффективно использовать имеющийся экономический потенциал и баланс соотношений культуры и экономики.
Страны СНГ имеют значительный опыт межкультурного сосуществования и длительный период общей истории, разделяют сравнимые ценности и мировоззрения, именно поэтому они совместно обсуждают проблемы своего национального наследия и предлагают эффективные меры по управлению общим региональным наследием. На сравнительно небольших территориях необходимость управлять объектами Всемирного наследия определила политику и тактику работы по его сохранению.
Что же конкретно поразило, удивило и порадовало меня, как участника семинара, кроме интересных докладов и полученной обширной информации. Поразило то, что проблемы стран СНГ и России одни и те же — взаимоотношение церкви и музеев, отсутствие планов управления объектами Всемирного наследия, проблемы управления при наличии нескольких сторон, заинтересованных в использовании объекта.
Так, например, в последние годы накоплен положительный опыт практической работы по созданию административной структуры по управлению ядром исторического центра столицы Азербайджана Баку — Государственным историко-архитектурным заповедником Ичеришехер. В административную структуру, созданную в соответствии с принятым в 2007 г. Комплексным планом управления объектом Всемирного наследия, входят два музея, коммунальные службы, совет старейшин, органы управления территорией и охраны, ремонтно-реставрационный центр. За короткий срок организация такого управления историческим местом — Старым городом Баку — дала положительные результаты: отреставрированы памятники, установлена предельная антропогенная нагрузка на исторический центр и найдены средства для ее регулирования, выстроена четкая система взаимоотношений и координации различных служб. В целом удалось нивелировать негативные последствия бесконтрольной деятельности на территории заповедника в 2000-е годы, приведшей к его включению в Список объектов Всемирного наследия под угрозой, и добиться исключения Ичеришехер из этого списка.
Порадовало — мирное сотрудничество и работа Киево-Печерского историко-культурного заповедника и монастыря. Интересных докладов было много. Так, в докладе Эрве Барре (Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО, Париж) «Сохранение наследия и устойчивое развитие туризма в контексте глобальных вызовов: Стратегия и программа ЮНЕСКО» озвучены повсеместно возросшие цифры посещения объектов культурного наследия и принципы политики управления туризмом.
Соотношения защиты объекта и доступа к нему общества — главный камень преткновения системы управления объектами Всемирного наследия. Э. Барре призывал участников семинара разрабатывать пообъектно стратегию развития устойчивого туризма. Туризм — это союзник, с которым необходимо не только сотрудничать, но и влиять на его развитие. Отдельную роль в развитии туризма он отвел местному населению, без которого развития и устойчивости не будет. И пообещал, что в ближайшее время ЮНЕСКО утвердит проект конечных рекомендаций для регулирования проблем в сфере туризма и принципы устойчивого развития туризма.
Интерес вызвал доклад В.Р. Крогиуса (Институт реконструкции исторических городов, Москва) о проблемах сохранения наследия в условиях урбанизации исторических территорий. Докладчик сравнил ситуации в городах Ливерпуле, Лондоне, Санкт-Петербурге. Основной акцент докладчик сделал на критериях оценки степени сохранения и неизменяемости исторических городов при разных подходах – научном (консервационном), сохранении, ориентированном на широкие слои общества или, конкретно, на молодежь, наконец, при бизнес-подходе. Возможно, сегодняшние критикуемые изменения исторических городов через 50 лет будут ценны и станут историей города.
Заключительный день семинара проходил в МГОМЗ «Коломенское». При подведении его итогов стало понятно, что в России и странах СНГ отсутствует центр сбора информации, помощи в организации управления объектами Всемирного наследия.
Проект рекомендаций лишь частично отразил пожелания участников семинара, так как многие рекомендации скорее относятся к государствам — участникам конвенции ЮНЕСКО «Об охране Всемирного и природного наследия».
Из рекомендаций
Международного научно-практического семинара «Управление Всемирным наследием и глобальные вызовы современности» 1-3 марта 2011, Москва, Российская Федерация
Политика сохранения объектов Всемирного наследия
- В основе политики сохранения объектов Всемирного наследия должен лежать комплексный подход, основанный на идее взаимосвязанности культурного и природного наследия и призванный поддержать культурное и природное разнообразие отдельных стран, регионов и мира. В связи с этим особая роль должна отводиться культурным ландшафтам — как комплексным объектам наследия, и ландшафтному подходу — как методу, обеспечивающему учет взаимосвязей любого объекта наследия с окружающей средой.
- Действенным инструментом сохранения объектов Всемирного наследия, наряду с законодательными, организационно-административными, инженерно-техническими мероприятиями, должно стать проведение научно-обоснованного комплексного мониторинга - систематического слежения за состоянием объектов наследия, а также за культурной и природной средой их существования и оперативного принятия решений, позволяющих минимизировать негативное воздействие различных деструктивных процессов и факторов.
- Залогом сохранения объектов Всемирного наследия является исследование и внедрение лучших образцов международного опыта, что подразумевает изучение, адаптацию и внедрение принципов и методических установок, содержащихся в основополагающих документах Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также ИКОМОС, ИККРОМ и МСОП.
Оптимизация управления объектами Всемирного наследия
- Провести сравнительный анализ национальных систем законодательства и наладить обмен информацией о достижениях в области управления объектами культурного и природного наследия и в природоохранной деятельности стран СНГ.
- Повысить уровень финансовой поддержки объектов Всемирного наследия, развивать контакты с различными структурами в рамках «Программы партнерства» Центра Всемирного наследия, уделять большее внимание работе с Фондом Всемирного наследия; а также работе с потенциальными грантодателями и др.
- Привлекать местные сообщества к участию в процессах принятия решений по объектам Всемирного наследия, обеспечивать конструктивный диалог между всеми заинтересованными сторонами в границах объектов Всемирного наследия с целью оптимизации управления и предупреждения конфликтных ситуаций.
- Улучшить информационное обеспечение управления с применением современных информационных технологий: обеспечить перевод на национальные языки и размещение в сети Интернет Планов управления, периодической отчетности и решений миссий ЮНЕСКО.
- Просить Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО содействовать организации программ и мероприятий по составлению Планов управления, обучению персонала.
Внедрение культурно-ландшафтного подхода в деятельность по сохранению объектов Всемирного наследия
- Просить Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО содействовать усилению роли научных организаций, в том числе Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева, в разработке системы организационных действий, связанных с сохранением культурных ландшафтов и иных комплексных объектов, включенных в Список Всемирного наследия.
- Способствовать внедрению культурно-ландшафтного подхода в практику мониторинга; с этой целью включать национальных экспертов по культурным ландшафтам в осуществление наблюдательных функций и проведение миссий ЮНЕСКО на объектах Всемирного наследия в странах СНГ.
- Поддержать инициативу ЮНЕСКО по принятию Конвенции об историческом городском ландшафте и содействовать ее распространению в странах СНГ.
- Обратиться к Правительству Российской Федерации с призывом присоединиться к Европейской Ландшафтной Конвенции.