Музей — инновационная образовательная площадка @kizhi
19-21 апреля в г. Петрозаводске состоялся VII Республиканский научно-практический семинар по музейной педагогике «Музей — инновационная образовательная площадка», организованный Детским музейным центром музея-заповедника «Кижи» и Институтом повышения квалификации работников образования РК. Научный руководитель семинара — Людмила Шилова, зам. директора по музейно-образовательной деятельности, заслуженный работник культуры РФ и РК.
Является ли сегодня музей инновационной образовательной площадкой? Этот вопрос был главным для участников семинара. Как показал опыт, представленный на семинаре, и социологический опрос, проведенный среди его участников, на этот вопрос и сотрудники музеев, и педагоги отвечают оптимистично: «Да».
То, что тема семинара актуальна как для работников учреждений культуры, так и для педагогов системы образования, показал представительный состав его участников. В семинаре в течение трех дней приняли участие 90 человек из Петрозаводска и 10 районов Карелии: сотрудники 11 государственных, муниципальных и ведомственных музеев и 33 образовательных учреждений: детских садов, школ, колледжей, учреждений дополнительного образования.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась директор музея-заповедника «Кижи» Э.В. Аверьянова. К участникам семинара также обратилась ректор Института повышения квалификации работников образования Л.А. Ковру, которая в своем выступлении акцентировала важнейшую роль музея в построении культуро-творческой модели современной школы. Эту тему продолжили специалисты Института Н.Д. Максимова и Н.Ю. Григорьевская.
В ходе семинара участники познакомились с практикой реализации образовательной функции музея как социокультурного центра, спектром инновационных образовательных услуг музеев республики, современными формами взаимодействия музея и системы образования, опытом разработки музейно-образовательных программ и использования музейных технологий в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, опытом Детского музейного центра, музея-заповедника «Кижи» и других учреждений культуры и образования по теме семинара.
В течение трех дней семинара было заслушано 35 докладов, посвященных проблематике семинара. Свой опыт на семинаре представили ведущие музеи Карелии: музей-заповедник «Кижи», Карельский государственный краеведческий музей, Музей изобразительных искусств Республики Карелия, муниципальные и школьные музеи.
Особенностью этого семинара является значительная практическая составляющая. Участники семинара посетили пять открытых музейно-образовательных занятий на базах Детского музейного центра. Занятия представляли как опыт реализации музейно-образовательных программ «Дом», «Введение в предметный мир» и «Предметный мир сказки» в детском саду №108, так и опыт системного включения музейных технологий в образовательный процесс, что демонстрировали уроки истории и программы «Окружающий мир» на базе музейно-образовательного комплекса «Родник» школы № 43. Кроме того, для всех участников руководителем студии «Кижская палитра» С.А. Петряковой был проведен мастер-класс «Пасхальная открытка».
Для участников семинара состоялась презентация двух новых музейно-образовательных площадок Петрозаводска: Информационного музейно-образовательного комплекса Детского музейного центра, открытого для музейно-педагогической общественности республики, и нового музейно-образовательного пространства Карельского государственного краеведческого музея, где его сотрудниками были представлены фрагменты различных музейно-образовательных занятий с элементами театрализации.
В целом семинар показал, что в деятельности музеев за последние годы можно отметить качественные изменения. Если ещё десять лет назад слово «интерактивный» многими воспринималось как неологизм, то сегодня проведение интерактивных музейно-образовательных занятий и детских выставок, мастер-классов и музейных праздников становится нормой не только в столичных, но и в районных музеях республики. В музеях всех уровней эффективно развивается проектная деятельность, сотрудничество с системой образования, создаются региональные музейно-образовательные программы. В качестве примера создания и использования бренда территории в музейных проектах можно назвать программу «В гости к Паккайне» Олонецкого музея карелов-ливвиков, музейный абонемент «Бумага и энергия Советов» Музея Кондопожского края, проект «Ладога-Байкал» Куркиёкского краеведческого центра.
Участники говорили и о перспективах деятельности в реализации образовательной функции музея. Если спектр образовательных услуг для детской аудитории в настоящее время достаточно широк, то одна из актуальных задач музея на сегодняшний день — стать площадкой непрерывного образования, предложить, помимо традиционных экскурсий, новые образовательные услуги для взрослой категории населения. Интересно в этой области работает Олонецкий национальный музей карелов-ливвиков имени Н.Г. Прилукина, который предоставляет свою площадку различным взрослым клубам и объединениям по интересам. Так, бабушки и дедушки из клуба «Ещё не вечер», собираясь в музее, становятся его друзьями и важными информантами, а многие краеведческие общества передают музею собранные архивы по истории предприятий и школ, работающих в районе. Интересную форму взаимодействия с семьей — Праздник для мам — проводит Музей Северного Приладожья, где дети выступают в музее в качестве экскурсовода и представляют для своей семьи интересные экспонаты и историю края, итогом такой экскурсии становится викторина для взрослых.
Пока ещё далеко не каждый музей использует ресурс музейного сайта для расширения своей аудитории, показа фондовых коллекций в рамках виртуальных экспозиций, создания образовательных Интернет-проектов для различных категорий посетителей. Поэтому опыт музея-заповедника «Кижи» и Музея истории народного образования РК в этой сфере открыл для участников возможные перспективы в развитии как школьных, так и муниципальных музеев.
На заседании итогового Круглого стола участники семинара отметили актуальность и содержательность семинара, хороший уровень его организации, координирующую роль ДМЦ в области повышения квалификации музейно-педагогических кадров и его инициирующую роль в области продвижения новых идей и проектов в области музейного образования. Говоря о том, что дал семинар лично каждому, участники отметили следующее: представление о современном состоянии музейной педагогики в республике, колоссальное количество полезной информации, методическую помощь, много новых идей для работы, опыт, новые контакты, вдохновение на дальнейшую работу.
Семинар подтвердил, что в современном обществе, в условиях модернизации образования, возрастает роль музея как важнейшего социокультурного центра и уникальной инновационной образовательной площадки, как основного партнера в построении новой культурологической модели школы.