Настоящий народный талант @kizhi
К 210-летию со дня рождения Трофима Григорьевича Рябинина
Один из числа «наиболее выдающихся сказителей Олонецкого края как по богатству своего былинного репертуара, так и по мастерству исполнения» (М. Сперанский), крупный поэт» (Н. Андреев), «крупнейший сказитель-классик, настоящий народный талант», «по мастерству исполнения былин… явление выдающееся и оригинальное» (В.Г. Базанов), «крупнейший мастер былины», «подлинный мастер — «классик», воспринявший и выразивший в своем искусстве все лучшие черты местной традиции» (А.М. Астахова), «один из знаменитейших сказителей Заонежья, чье творчество получило всемирную известность» (П.Д. Ухов), «один из знаменитейших сказителей Заонежья» (В.И. Чичеров), «один из наиболее замечательных певцов былин», «мастер чрезвычайно высокого класса» (К.В. Чистов), «классик былинного сказительства», «первоклассный мастер народного устно-поэтического искусства» (Н.А. Криничная)… Так писали ученые-фольклористы о Трофиме Григорьевиче Рябинине, знаменитом заонежском певце былин.
* * *
Десять лет назад, в 2001 г., отмечался праздник русского эпоса, посвященный двухсотлетию со дня его рождения. В Петрозаводске и Карелии состоялись юбилейные торжества, прошли концерты фольклорных коллективов. Этому событию были посвящены публикации в карельской и российской прессе, в том числе статья научного сотрудника музея-заповедника «Кижи» Р.Б. Калашниковой в «Учительской газете».
В 2011 г. исполняется двести десять лет со дня рождения сказителя. Отмечать эту годовщину стало возможным недавно. До последних лет в науке существовали разночтения относительно года его рождения. Начались они еще со времени встреч с Т.Г. Рябининым «первооткрывателей» русского эпического наследия П.Н. Рыбникова и А.Ф. Гильфердинга. Выпускник Московского университета и политический ссыльный П.Н. Рыбников впервые встретил Т.Г. Рябинина в 1860 г. По его наблюдению, сказителю в это время было «шесть с половиною десятков лет». Ученый-славист, профессор Петербургского университета А.Ф. Гильфердинг записывал исполнителя в 1871 г. В краткой биографической заметке, предпосланной былинам Т.Г. Рябинина в сборнике «Онежские былины», собиратель указывает его возраст как «семьдесят восемь лет от роду». Опираясь на эти указания, годом рождения Т.Г. Рябинина считали 1793 год. Была и другая предполагаемая дата его рождения – 1791 год, восходящая к ошибочному указанию возраста сказителя (восемьдесят лет) в газетной заметке о его выступлении в Петербурге.
В 1998 г. научный сотрудник музея С.В. Воробьева в результате работы в Национальном архиве Карелии и Российском государственном архиве древних актов (Москва) установила точные даты жизни Т.Г. Рябинина. Исследователем были выявлены и другие не известные ранее факты жизни Т.Г. Рябинина и его семьи. Работа велась в течение нескольких лет с материалами ревизий (ревизскими сказками), хозяйственными посемейными списками, исповедальными ведомостями и другими документами, отражающими наиболее существенные стороны хозяйственно-бытового уклада крестьянских семей. Дата рождения Т.Г. Рябинина, 28 апреля (по новому стилю) 1801 г., была установлена С.В. Воробьевой по черновикам метрических книг Сенногубского прихода.
* * *
Важнейшие события жизни Т.Г. Рябинина были связаны с кижскими деревнями. Эти места выявлены музеем «Кижи», и им присвоен охранный статус памятного места. В деревне Гарницы, где родился сказитель и жили три последующие поколения династии Рябининых, на месте дома, отстроенного в 1894 г. сыном Трофима Григорьевича Иваном Трофимовичем на деньги от выступлений с исполнением былин и разрушенного после Великой Отечественной войны, в начале 1990-х гг. был поставлен деревянный крест.
Крест с надписью: «В земле этой покоится прах раба Божия Рябинина Трофима Григорьевича», — установлен и на Кижском погосте, у стен Покровской церкви, где находится предполагаемое место захоронения сказителя.
Памятной табличкой отмечено место бывшей деревни Дудкин-Наволок на острове Кижи, где А.Ф. Гильфердинг в 1871 г. записывал былины от Т.Г. Рябинина и других сказителей кижской округи.
На погосте Сенной Губы на месте, где похоронен И.Т. Рябинин, поставлен памятник с надписью: «Известному сказителю Ивану Трофимовичу Рябинину (1844–1909)».
* * *
Подобно тому, как жизнь Трофима Григорьевича Рябинина имела тесную связь с Заонежьем, его былинное творчество так же органично вырастало из местной традиции. Выдающийся сказительский дар Т.Г. Рябинина на ее фоне не был одиноким. Во время поездок по Олонецкой губернии П.Н. Рыбников, а затем А.Ф. Гильфердинг встретили и записали немало одаренных исполнителей эпических жанров.
Вместе с Трофимом Рябининым были открыты такие «старинщики» как Козьма Романов из деревни Лонгасы, Терентий Иевлев из Волкострова, Василий Щеголенок из Боярщины, Иван Касьянов из Космозера, Андрей Сарафанов из Гарниц, Абрам Чуков из деревни Горка. Стали известны имена предшественников и учителей этих сказителей — Ильи Елустафьева, который, по словам односельчан, хранил в памяти «несчетное множество былин» и был знаменит «во всем Заонежье и во всей Олонецкой губернии»; дяди Трофима Григорьевича Рябинина Игнатия Андреева, Ивана Завьялова, Андрея Кокойкина, Федора Трепалина.
Сказители были найдены не только в Заонежье, но и в восточной части Олонецкого края: в Пудожье это были Никифор Прохоров, Андрей Сорокин, Потап Антонов, Иван Захаров, в Кенозерье — Иван Сивцев.
Но среди всех исполнителей былин символом русского эпоса стало имя Трофима Рябинина. Словами исследователей, оно «вобрало в себя имена предшественников и последователей, встреченных и не встреченных собирателями, известных и безымянных».
Одной из причин этого было личное мастерство сказителя — большое число былин, которыми владел Т.Г. Рябинин, и его исполнительский талант. Собирателями было записано от сказителя двадцать шесть былинных сюжетов. Это бoльшая часть известного в Обонежье репертуара. В числе этих двадцати шести сюжетов были пять, известные в районе Кижей только ему.
При первом знакомстве со сказителем П.Н. Рыбникова поразила манера его исполнения. В «Заметке собирателя» он передал свое впечатление от этого: «И где Рябинин научился такой мастерской дикции: каждый предмет у него выступал в настоящем свете, каждое слово получало свое значение!» В 1871 г. по приглашению А.Ф. Гильфердинга Т.Г. Рябинин приехал в Петербург и выступал с пением былин в Русском Географическом обществе, Славянском благотворительном обществе и в частных домах. В этот же период в Петербург приезжали и другие сказители из Заонежья, земляки Рябинина И.А. Касьянов и В.П. Щеголенок. Известно, что Иван Касьянов тоже выступал с исполнением былин, причем по времени раньше, чем Т.Г. Рябинин. Однако его выступление не вызвало в обществе такого отклика, как выступление Т.Г. Рябинина.
Русское Географическое общество наградило Т.Г. Рябинина серебряной медалью, великий князь Константин Николаевич, слушавший сказителя, подарил ему «серебряную чарку в древнем русском стиле».
На выступление «рапсода» из Олонецкой губернии отозвались несколько газет. В «Санкт-Петербургских ведомостях» была помещена заметка, где отмечалась уверенность, с которой сказитель исполнял былину — как человек, «давно привыкший к своему делу».
* * *
Исследователи в ХХ веке, обращавшиеся к изучению былин в записях от Трофима Рябинина, также высоко оценивали его сказительское искусство.
Один из ведущих исследователей фольклора в 1940-е — 1950-е годы, участник фольклорной экспедиции братьев Б.М. и Ю.М. Соколовых «По следам Рыбникова и Гильфердинга» В.И. Чичеров отводил сказителю особое место. По его теории, на территории Заонежья существовали сказительские школы, объединявшие разных исполнителей общими приемами усвоения и исполнения былин, единым кругом любимых сюжетов. Одной из трех выделяемых им школ он дал имя елустафьевско-рябининской, по имени Т.Г. Рябинина и его учителя. Именно эта школа, сохраняющая героические былины, имела, по мысли ученого, наибольшее значение в заонежской эпической традиции.
Другой причиной известности имени Т.Г. Рябинина стало то, что он явился родоначальником династии сказителей. Со времени публикации в 1860-х гг. «Песен, собранных П.Н. Рыбниковым» к «былинной семье» было привлечено внимание собирателей фольклора. Записи былин, текстов и напевов, были сделаны от каждого из четырех представителей династии, хотя и не в равной мере. Лучше всего записан репертуар Трофима Рябинина и последнего представителя династии, П.И. Рябинина-Андреева, умершего в 1953 г. Неполны записи репертуаров И.Т. Рябинина и И.Г. Рябинина-Андреева. Всего шесть былин записано от Ивана Трофимовича, который много путешествовал с выступлениями, был в Москве, Петербурге и славянских странах — в Киеве, Одессе, Софии, Белграде, Праге, Варшаве... От Ивана Герасимовича было записано девять былин. Сопоставление этих записей, даже не полных, дало исследователям возможность видеть, как изменяются тексты при передаче в каждом следующем поколении.
Учеными были сделаны выводы, что из всех четырех Рябининых только Трофим Григорьевич принадлежит к типу сказителей, творчески перерабатывающих былины. На основе сочетания известных эпизодов он создавал новые редакции хранящихся в коллективной народной памяти сюжетов в соответствии с собственным видением. Его сын и последующие представители династии относятся, по терминологии крупного былиноведа А.М. Астаховой, к типу сказителей-«передатчиков», стремящихся воспроизвести исполняемую былину максимально близко к усвоенному ими изначальному варианту. Их роль — это роль «хранителей», тогда как роль Т.Г. Рябинина — роль «творца». Династия Рябининых — редкий доступный для научного наблюдения случай, иллюстрирующий бытование эпоса, одного из «главных» жанров в фольклористике.
Еще одна причина того, что имя Т.Г. Рябинина стало значимым для русской культуры — то, что с его «петербургских вечеров» и знакомства со сборником «Песен» П.Н. Рыбникова началось открытие русского национального эпического наследия. В последующие годы выступления исполнителей фольклора в столичных городах становятся частью жизни образованного общества. Эти встречи привлекают композиторов, художников, литераторов. Из знакомства с народным поэтическим творчеством рождаются новые образы в музыке, живописи, литературе.
Следствием возникшего интереса к народной поэзии стало и то, что с этого момента началось развитие науки о фольклоре как новой области знания. Вслед за Обонежьем в последнее десятилетие XIX века и на самом рубеже веков развернулись дальнейшие поиски эпоса на Русском Севере. А.В. Марковым, А.Д. Григорьевым и другими собирателями были обнаружены другие богатые былинами районы — в Поморье, на Пинеге, Кулое и Мезени, на Зимнем берегу Белого моря.
Со времени «первых собирателей» эпоса о Трофиме Григорьевиче Рябинине было написано немало. Его биографии и былинному наследию посвятили свои работы многие фольклористы, не только русские, но и зарубежные. В 1942 г. во Франции вышла монография В. Шетеуи «Русский рапсод Рябинин-отец: былина в XIX веке». Современным американским стиховедом Дж. Бэйли были опубликованы статьи, посвященные рябининскому поэтическому стиху.
* * *
Имя Т.Г. Рябинина стало символом и для научных мероприятий. В 2011 г. в музее «Кижи» пройдет VI конференция по изучению и актуализации традиционной культуры Русского Севера «Рябининские чтения».
Конференция проводится раз в четыре года. Со времени ее первого проведения тематика докладов расширилась, выросло число участников — на предстоящую конференцию поступили заявки от более двухсот пятидесяти докладчиков. Это фольклористы, и среди них специалисты по эпосоведению, этномузыкологи, этнографы, историки, искусствоведы, литературоведы, лингвисты, сотрудники музеев и библиотек. Сегодня конференция «Рябининские чтения» — одно из крупных событий научной жизни России.
В связи с юбилеем Т.Г. Рябинина следует упомянуть и о том, что сейчас в Петрозаводске проживают потомки семьи Рябининых. Это дочь П.И. Рябинина-Андреева Анастасия Петровна и праправнуки Трофима Григорьевича Рябинина по линии его старшего сына Гаврилы — Алексей Михайлович Рябинин и его сестры Анна Михайловна и Роза Михайловна, а также их дети и внуки.