Фольклорный лекторий в школах Заонежья @kizhi
28-29 апреля 2011 г. в школах деревень Толвуя, Великая Губа и Великая Нива Медвежьегорского района состоялся фольклорный лекторий, организованный отделом фольклора для школьников младшего, среднего и старшего звена. Практика выезда с лекциями в сельские школы в музее «Кижи» существует уже пятнадцать лет. С 1996 г. сотрудники отдела природы читают лекции о природе Кижских шхер и ее охране ученикам школ в деревнях округи острова Кижи. С 2002 г. лекции и занятия по музейной педагогике и музееведению проводятся сотрудниками Детского музейного центра для школьников Медвежьегорского и Пудожского районов Карелии. Отдел фольклора присоединился к этому направлению работы музея в 2009 г., когда его сотрудники по приглашению отдела природы приняли участие в поездке по школам Заонежья с циклом лекций. В 2011 г. этот опыт вырос в самостоятельный лекторий отдела фольклора.
Темы прочитанных лекций этого года охватили обрядовый комплекс русской свадьбы Заонежья (В.П. Кузнецова), историю династии сказителей Рябининых и традицию пестования детей в Заонежье (И. Набокова), познакомили с обычаем заонежских бесёд и крестьянскими детскими играми (В. Кантор), рассказали о праздниках крестьянского календаря в Обонежье и обрядах на жатву в Заонежье и Пудожье (Д. Абросимова).
В проведении лектория нашли применение результаты научной и образовательной работы сотрудников отдела. Хочется подчеркнуть предшествовавшую научную подготовку лекторов. В.П. Кузнецова занимается темой северно-русского свадебного обряда и свадебных причитаний с начала 1980-х гг. По этим темам ею опубликован ряд статей в научных сборниках; в 1993 г. по материалам диссертации подготовлена монография «Причитания в севернорусском свадебном обряде». В 2001 г. в соавторстве с К.К. Логиновым вышла ее книга «Русская свадьба Заонежья (конец XIX – начало XX в.)», в которой впервые было опубликовано этнографическое описание обрядового комплекса русской свадьбы Заонежья с полным репертуаром свадебной поэзии.
И.И. Набокова занималась изучением родословий крестьянских семей Заонежья. В числе пятнадцати родословных ею были составлены родословные сказителей кижской округи — Ильи Елустафьева — былинного наставника Трофима Рябинина, и П.И. Рябинина-Андреева, последнего представителя рябининской династии; опубликована статья «История рода былинного сказителя Ильи Елустафьева». В 2005 г. вышло научно-популярное издание «Династия сказителей Рябининых», подготовленное ею к печати вместе с Р.Б. Калашниковой.
Практический опыт чтения лекций и ведения занятий, в том числе для школьников, имелся у всех участников выездного лектория. Прежде всего, следует вспомнить общий опыт отдела. Это лекторий Фольклорно-этнографического театра «Живая старина народов Карелии», который ежегодно организуется для жителей города, начиная с 2004 г. Постоянными посетителями «Живой старины…» в последние годы стали экскурсоводы и студенты. Все выступавшие в заонежских школах с лекциями участвовали в нем и в качестве лекторов, и в качестве исполнителей ФЭТа.
В представлении своих материалов в школьной аудитории лекторы широко использовали современные технические и «технологические» средства. Школьники увидели видеозапись свадебного обряда с причитаниями в исполнении выдающейся современной исполнительницы, жительницы деревни Палтега А.Т. Кадетовой. В фотографиях из личного архива дочери П.И. Рябинина-Андреева А.П. Титовой для них ожили лица кижских сказителей, в записях 1890-х и 1920-х гг. прозвучали голоса И.Т. Рябинина и П.И. Рябинина-Андреева. Лекции сопровождало живое исполнение протяжных заонежских песен. Под руководством В. Кантор дети попробовали чесать шерсть, воочию увидели процесс прядения. Они смогли подержать в руках деревянные, соломенные и тряпичные игрушки, созданные по образцам, найденным в разных районах Русского Севера из коллекции В. Кантор. Младшие и старшие школьники с энтузиазмом включались в традиционные крестьянские игры.
Можно сделать вывод, что фольклорный лекторий в сельской школе оказался востребованным. Об этом говорят оставленные учителями отзывы: «Интересный материал дан на доступном для учеников уровне. Школьникам особенно понравился аудио- и видеоряд». «Лекция познавательная, интерактивная, эмоциональная. Лектор привлек внимание грамотной речью, костюмом. Выражаем благодарность». «Лекция, воспитывающая любовь и уважение к народным традициям». «Материал будет полезен для уроков по курсу «Моя Карелия». Большое спасибо. Надеемся на дальнейшее сотрудничество».
Хочется порассуждать немного о «причинах успеха». Одна из них — это наличие заинтересованности сельских школ в таких мероприятиях, которые рассказывают ребятам о традициях родного края. Лекции по фольклору становятся дополнением школьной программы и внеклассной работы по краеведению, которая сейчас активно осуществляется во многих школах в самой разной форме, например, организация этнографических музеев. Они есть в школах Толвуи, Шуньги, Великой Губы. Это и создание детских фольклорных групп, такая группа существует в Толвуе, собирание фольклора, которое затем может быть воплощено в театрализованной постановке. Например, в 2009 г. ученики шуньгской школы репетировали обряд заонежской свадьбы по собственным записям от своих односельчан и по упомянутой книге В.П. Кузнецовой и К.К. Логинова.
С другой стороны, сами учителя, занимающиеся краеведением, также часто испытывают нехватку сведений о местной традиции. Это требует специального изучения, а у жителей села нет опыта проведения самостоятельных исследований. В этом смысле лекторий отдела фольклора служит определенным подспорьем для преподавателей.
И, наконец, то, без чего задуманное не имело бы успеха. Это сами дети. Несмотря на сложности в семьях, это исключительно благодарные слушатели, восприимчивые и открытые общению.
В будущем хотелось бы продолжить традицию выездных лекций по фольклору, возможно расширив список предлагаемых тем. Образовательно-воспитательная работа с растущим поколением – одна из задач, которые выполняет музей-заповедник «Кижи» в работе с населением Заонежья.