Музейный киоск: Работаем с каждым посетителем @kizhi
«Больше музеев я люблю музейные магазины, разглядывая книги, приятные музейные мелочи и вздыхая над музейными репликами. Мне там хочется купить всё — карандаши, магниты, календари, детские издания, мыло и каталоги…», — отзыв посетителя выставочного зала.
Музейный киоск — это продолжение работы музея как в коммуникации, так и в образовании и, как правило, решение проблемы необычного и красивого подарка. Цель киоска — реализация продукции о музее-заповеднике «Кижи»; он совмещён с билетной кассой и включён в структуру музея.
Ещё несколько лет назад сложно было представить, что в кассовой зоне выставочного зала расположится такой уютный музейный киоск. Дизайн-проект киоска был разработан дизайнером выставок И.В.Панковой, а специалисты мебельной студии способно его реализовали. В 2011 г. в киоске было установлено дополнительное торговое оборудование для выкладки дисков и научных изданий. Его привлекательное оформление является своеобразным приглашением для музейного посещения. Важно, что после осмотра экспозиции, посетитель может зайти в музейный киоск, где у него есть возможность «преобразовать» свои впечатления в конкретные формы, приобрести сувениры, которые ещё долго будут вызывать положительные эмоции. Правильно выбранный музейный сувенир является, по сути, тем зерном, которое прорастёт дальнейшей заинтересованностью к тематике музея, его коллекциям, заставит посещать его экспозиции вновь и вновь. Хороший сувенирный киоск – это не книжная лавка и не сувенирный ларёк. Каждый посетитель должен найти именно свой продукт в возможном для него ценовом диапазоне.
Посетители городского выставочного зала на пл. Кирова — это, как правило, школьники, пенсионеры, туристы — покупают обычно недорогие мелочи. Причём, как показал опыт работы, в подобных группах часто покупают одинаковые сувениры, поэтому в ассортименте сувенирного киоска предложено достаточное количество мелкой сувенирной продукции. Другое дело — индивидуальные посетители, любители культуры и искусства. Они готовы потратить деньги на хорошее музейное издание и другие эксклюзивные предметы, предлагаемые музейным киоском. Ещё одной важной целевой группой является семейная аудитория. Родители, дедушки, бабушки часто готовы купить ребёнку запоминающийся музейный подарок. Поэтому в сувенирном киоске предложен и детский ассортимент: музейные конструкторы, пазлы, разнообразные модели, детская литература. К детским выставкам ДМЦ совместно с издательским центром предлагает юным посетителям детские путеводители с красочными творческими заданиями и ответами на них.
Ребёнок самостоятельно либо в сопровождении взрослых может в игровой форме ознакомиться с выставкой. Новым детским изданием стала красочная «Калевала», выпущенная издательством ООО «Форева» и поступившая уже в продажу. В планах на 2012 г. издание музейной игры и детской музейной азбуки. Сувенирная продукция, представленная в музейном киоске, самая разнообразная. В центре покупательского спроса неизменно находится полиграфическая продукция музея. В первую очередь большой популярностью пользуются у покупателей издания о музее, календари, магнитные открытки. Новое издание Б.А.Гущина «Тысяча вторая ночь» уже приобрело свой круг читателей. Украшения из серебра заняли особое место в ассортиментном предложении. В киоске предлагаются виды продукции, связанные с тематикой выставок, проводимых музеем. Это каталоги к выставкам, серии открыток, магнитные коллекции, закладки. Раздел о русской истории и культуре, который особенно популярен среди сотрудников музея, представлен серией красочных и содержательных книг о православии, праздниках, русской охоте и т.д. Сотрудники музея — это особая целевая группа, которая очень требовательно относится к ассортименту киоска, но в то же время с большим удовольствием приобретает музейные издания и сувениры.
Эффективной работе музейного киоска способствует применение комплекса маркетинговых технологий. Проводится прямая и косвенная реклама, добросовестная работа персонала, расширение ассортимента. В перспективах развития музейного киоска планируется: установка монитора для демонстрации продукции на CD- и DVD- носителях, оптимизация ассортимента, анонсирование о новинках в интранете, инернет-рассылка, проведение акций, реализация предложения подарочного сертификата. Обязательным при планировании ассортимента будет раздел — к праздникам. В этом году подобран был новогодний ассортимент, который успешно и быстро реализовался в киоске. Таким же образом будут учитываться и другие праздничные даты. Для экономии места в киоске издания, которые занимают много места, будут анонсироваться на рекламной стойке, расположенной на прилавке самого киоска.
Успешный киоск — это не только разнообразный ассортимент, комфортная обстановка, привлекательная цена, но и дружелюбный, вежливый и профессиональный персонал. Продавцы-кассиры — Л.Н. Зарубова и Л.Ф. Дунаева, работающие в сувенирном киоске, производят благоприятное впечатление на посетителей. Доброжелательное отношение, личное обаяние, готовность помочь в выборе нужной литературы или сувениров говорят о профессионализме сотрудников.
Подводя итоги работы за 2011 г., можно отметить, что общий товарооборот отдела маркетинга составил 7 млн 263 тыс. 582, 00 руб., по киоску, включая выездную торговлю — 522 тыс. 408, 00 руб. — на 23% больше, чем в предыдущем году, а по сравнению с 2009 г. увеличился на 50%. Cамыми продуктивными являются летние месяцы — это связано с посещением выставочного зала туристами. Говоря об итоговых цифрах по товарообороту, нельзя не упомянуть важный канал сбыта музейной продукции — выездную торговлю. В отчётном году выездная торговля была организована на 6 мероприятиях музея, и товарооборот составил 91 тыс. 705, 00 руб. Наилучший результат по выездной торговле приходится на мероприятия «Заонежские святки» и «Интермузей». Связано это с наибольшим количеством рабочих дней во время мероприятий и платёжеспособностью покупателей.
Безусловно, чем больше эмоций у человека от посещения музея, тем больше желания иметь о нем что-то на память: книгу или сувенир. Поэтому у музейного киоска есть свои перспективы развития, и его коммерческий успех работает на положительный имидж музея, являясь приятным аккордом его посещения.