Спецвыпуск «Образование культурой» №6. Проектная деятельность Детского музейного центра музея «Кижи» @kizhi
1990-е годы XX столетия — время появления проектной практики и проектных технологий, их развития как инновационного метода управления музейной, в том числе музейно-образовательной деятельностью. Это было связано с кризисом традиционных административных методов управления, а также с появлением принципиально новых сложных задач в политике, экономике, культуре, образовании. Именно в эти годы музеем-заповедником «Кижи» был создан один из самых интересных и живых проектов — Детский музейный центр.
С 1994 года пройден путь от идеи и концепции активного использования историко-культурного наследия Республики Карелия в образовании подрастающего поколения до создания ДМЦ как новой проектной, организационно-правовой и содержательной межведомственной модели — консорциума учреждения культуры и образования. Его главной задачей стало воспитание, обучение и развитие подрастающего поколения на основе активного использования историко-культурного и природного наследия Республики Карелия, информационного, ценностного, памятникового и интеллектуального потенциала музея-заповедника «Кижи», музеев Карелии, личных коллекций и предметного мира культуры, создание региональной системы «образования культурой» в системе непрерывного образования «детский сад — школа — вуз». Как отмечают российские специалисты в области музейной педагогики, ДМЦ — первый в России детский музейный центр, в котором идея взаимодействия музея с системой образования получила организационное закрепление, и относят ДМЦ к новому типу детского музея.
В настоящее время можно говорить не только о жизнеспособности, но и о высокой эффективности ДМЦ как новой для отечественного музейного дела и системы образования организационной структуры, которая действует на принципах межведомственной кооперации, междисциплинарной интеграции, системности, технологичности.
ДМЦ музея-заповедника «Кижи» использует в своей работе новые проектные и программные методы управления, ресурсные подходы, новые технологии партнерства, гибкие формы работы, совершенствует традиционные и внедряет новые интерактивные, средовые, игровые, личностно ориентированные и другие современные механизмы и технологии изучения, интерпретации и актуализации наследия.
Сегодня ДМЦ — это успешно реализуемый социокультурный долгосрочный проект, результатом которого является создание инновационной модели образовательной деятельности музея-заповедника «Кижи», новой организационно-правовой модели — «института партнёрства». Это пример эффективной интеграции научных, интеллектуальных, материально-технических и финансовых ресурсов государственных и общественных структур, детей, семьи и частных инициатив. Главным направлением деятельности ДМЦ является работа с детьми, семьей, но одновременно он является и республиканским научно-методическим и координационным центром в области детской музейной педагогики, который авторами учебника по музейной педагогике включен в число пяти ведущих музейно-педагогических центров России.
Проектный метод актуализации наследия, направленный на создание востребованных обществом разнообразных партнерских межведомственных культурно-образовательных, выставочных проектов, является ведущей и успешной технологией работы ДМЦ, в том числе эффективным инструментом партнёрского менеджмента в музейно-образовательной сфере.
Значимость проектно-программных подходов к музейно-образовательной деятельности проистекает из концепции ДМЦ, в которой заложено новое понимание культуры как носительницы фундаментальных ценностей и ресурса общественного развития в XXI веке, инструментальности культуры и ее способности оказывать направленное и прогнозируемое влияние на подрастающее поколение, семью; понимание образования как процесса приобщения к культуре, а музея — как средства приобщения к культурным ценностям, как специфического самодостаточного образовательного института. Проектный метод для ДМЦ является концептуальным, сущностным содержанием любой музейно-педагогической деятельности, ибо «проектирование — создание модели человека» есть смысл образования и «педагогического проектирования». А музейно-педагогическое проектирование составляет основу системной музено-педагогической деятельности ДМЦ, которая происходит в условиях музейной, историко-культурной и природной среды заповедного острова Кижи.
С самого начала создания ДМЦ, с 90-х годов XX века, проектно-программный метод управления музейно-образовательной деятельностью становится ведущей формой коммуникации и реализации образовательной функции музея-заповедника и задач Детского музейного центра и, охватывая все основные направления работы, становится доминирующим в деятельности ДМЦ и направлен на создание востребованных обществом партнерских, межведомственных социокультурных музейно-образовательных проектов.
За 1994—2010 годы, используя новые гибкие формы работы при проектировании (ВТК) по инициативе и руководстве ДМЦ было разработано более 10 долгосрочных социокультурных, межведомственных, инфраструктурных и более 30 краткосрочных музейно-образовательных программ и проектов.
Отметим из первой группы такие масштабные и широко известные в настоящее время авторские проекты:
- Детский музейный праздник «Кижи — мастерская детства», 1993—2012 гг.
- Музейный марафон, 2007—2012 гг.
- Летняя музейно-этнографическая школа на о. Кижи, 1993—2012 гг.;
- Летний университет на о. Кижи, 2003—2012 гг.
- Создание и модернизация инновационной музейно-образовательной инфраструктуры и системы Музейно-образовательных комплексов ДМЦ, 1994—2012 гг.
- Стационарные детские интерактивные выставки из фонда детских творческих работ ДМЦ, 2004, 2007, 2008, 2009, 2011, 2012 гг.
- Программа Всероссийских и республиканских научно-практических конференций и семинаров по музейной педагогике,1994—2012 гг.
Из краткосрочных выделим наиболее востребованные:
- «Всероссийская летняя музейно-педагогическая школа», 1999, 2000, 2010 гг.
- «Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ для студентов «Наследие в руках молодых», 2007, 2009, 2011 гг.
- «Создание музейно-образовательных комплексов» («Крестьянская изба», 1994 г.; «Родник», 1998 г.; «Источник», 2000 г.).
- «Образовательные маршруты в места компактного проживания карелов, вепсов, русских», 1994—1998 гг.
- «Выставочные партнёрские проекты», реализуемые в МОКах («Петрозаводск—300», 2003 г.; «Хлеб наш насущный», 2004 г.; «Кижи — остров сокровищ», 2005 г.; «Все вместе мы — Россия»,2007 г.).
- «Выставочные партнёрские проекты», реализуемые в выставочных залах музея-заповедника «Кижи» в г. Петрозаводске («Кижи — мастерская детства», 2004 г.; «Путешествие в страну двух эпосов», 2007 г.; «Просто сказка», 2009 г., «Простые вещи», 2011 г.).
В различных культурно-образовательных программах и проектах Детского музейного центра за период его существования приняли участие более 900 тысяч детей и взрослых Республики Карелия и регионов РФ.
В течение почти двух десятилетий накоплен опыт создания и реализации проектов различной типологии и сложности. Развивается менеджмент проектной деятельности применительно к музейно-образовательной области: разработаны структура, критерии оценки проектов, методика психологического и проектного мониторинга, дополнены, исходя из конкретной практики ДМЦ, фазы полного цикла проектирования, проводится аналитика проектов, обучение сотрудников и музейно-педагогического актива технологиям проектной работы.
Опыт создания и реализации социокультурных и музейно-образовательных проектов ДМЦ востребован музейно-педагогическим активом республики и регионов РФ. Он описан в ряде публикаций ДМЦ и музея-заповедника «Кижи», и как инновационный проект последних десятилетий получил высокую оценку ведущих российских музеологов и востребован в практике музеев РФ. Три проекта ДМЦ имеют Дипломы победителей всероссийских конкурсов, в целом проект ДМЦ отмечен Государственной премией РК в области культуры за 2010 год.
Не имея возможности в краткой публикации дать развернутую характеристику и анализ проектной деятельности, отметим только некоторые новации, специфические и типологические особенности проектной практики ДМЦ.
Так, с 2000 года в рамках проектов «Летняя школа», «Летний университет», конкурса проекта детского праздника, в работе МОКов идёт широкое внедрение и развитие метода проектов для школьников и студентов. Этот метод, относящийся к технологиям XXI века, предусматривает, прежде всего, развитие новых компетентностей школьников и умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни. Метод проектов, развитый ДМЦ в музейной среде с использованием источниковой базы музейной педагогики (различных типов памятников и категорий наследия), в течение 10 лет успешно применяется в работе ДМЦ со всеми возрастными группами школьников от младших классов до студентов и преподавателей.
Эффективный опыт исследовательской, проектной работы школьников в музейной среде должен стать предметом специального исследования. За 10 лет в Летней школе созданы и реализованы 171 проект школьников и 28 проектов студентов (за 2003—2010 гг.), более 50 музейно-педагогических проектов различного типа: творческих, практико-ориентированных (прикладных), информационных, ознакомительно-ориентированных, тематических, интеграционных, комплексных и пр.
В рамках проектного подхода в деятельности ДМЦ широко применяется такая форма, как деловая игра. Только за последние 10 лет ДМЦ совместно с партнерами системы образования и музейно-педагогическими центрами организовано более 20 проектных деловых игр различной тематики и типа: от учебных до исследовательских, как на острове Кижи, так и в Петрозаводске, в том числе по заявкам на выезде в районах РК, в Москве, Ханты-Мансийске.
В целом проектная деятельность ДМЦ отличается масштабностью, системностью, балансом долгосрочных и краткосрочных проектов, системой модернизации и мониторинга проектов, использованием различных типов проектов: социокультурные, инфраструктурные, модернизационные, инновационные, средовые, проекты развития творческого потенциала, развитой партнерской сетью в областях культуры (музеев) и образования. Кроме того, хочется отметить, что положительный эффект проектной деятельности ДМЦ объясняется наличием партнерского актива (детского и взрослого), группы спонсоров, многоканальным финансированием, постоянно расширяющейся географией участников и партнеров, включением в проекты бизнес-структур, «брендоносителей». Важным в работе является внедрение гибких форм и методов работы внутри проекта (междисциплинарные ВТК), внедрение партнерских технологий в проектную деятельность, привлечение дополнительных ресурсов, синергетический эффект и творческий инновационный потенциал.